8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения № 2а-1159/2017 ~ М-990/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

дело № 2а-1159/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2017 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре Квас И.В., с участием представителя административного истца - Лукьянова М.О. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.), представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Город Саратов» Галицкой К.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подготовить предположения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административными исковыми требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подготовить предположения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения. Свои требования основывает на следующем.

В рамках проведения проверки деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на предмет исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, административным истцом были установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер, направленных на создание охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, установление их границ и разработку положений о них. Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом РФ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Как следует из положений п. 12.10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013г. № 537-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения является подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ. Согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Саратовской области от 01.11.2007г. №385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области», на территории Фрунзенского района г.Саратова образована особо охраняемая природная территория регионального значения – природный парк «<данные изъяты>», которая находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.

По мнению административного истца, отсутствие охранной зоны способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемую природную территорию регионального значения – природный парк «<данные изъяты>». По данному факту, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области было вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, за №29-66-2017 от 03.02.2017г. Вместе с тем, исходя из анализа ответа на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ. №, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области действенных мер принято не было. Данное бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, поскольку отсутствие сведений о необходимости (предложений) создания охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «<данные изъяты>» способствует к несвоевременному принятию мер по созданию охранной зоны природного парка и может повлечь неблагоприятные антропогенные воздействия на зону особо охраняемой природной территории.

С учетом вышеизложенного и последующих уточнений административных исковых требований, административный истец просит суд признать бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не подготовке предложений о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «Кумысная поляна» и об установлении ее границ, незаконным. Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «<данные изъяты>» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, аналогичным вышеизложенным. Так же просит суд восстановить нарушенный процессуальный срок обращения с настоящими административными требованиями.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Город Саратов» Галицкая К.В. в судебном заседании просила вынести законное и обоснованное решение.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки представителя неизвестны, представлено заявление, согласно которому Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской признает административные исковые требования в полном объеме. Ранее направленные в адрес суда возражения не поддержал.

Заинтересованные лица по административному делу - администрация Фрунзенского района МО «Город Саратов», Правительство Саратовской области о месте и времени судебного заседания так же извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства заявлено не было. В таком случае, в силу ч. 2 ст. 100 КАС РФ, они считаются извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного искового заявления в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 01.11.2007г. №385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области», на территории Фрунзенского района г. Саратова образована особо охраняемая природная территория регионального значения – природный парк «<данные изъяты>» (л.д.10-46).

В соответствии с п.1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Пунктами 1, 2, 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Так же, согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п.11 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

В силу ч. 1 ст. 4, ст. 18, ст. 19,?20, 21 этого же Федерального закона, природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 18). Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 приведенного Федерального закона (статья 19).

На основании Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015г. №138, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

Решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ (п.21 Правил).

Правительство Саратовской области в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1-2 ст. 7 Закона Саратовской области "О Правительстве Саратовской области" является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области.

Губернатор области - высшее должностное лицо области, по должности является Председателем Правительства области, руководит деятельностью Правительства области и несет персональную ответственность за результаты его работы.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В структуру органов исполнительной власти области могут входить министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области. Структура органов исполнительной власти области устанавливается Губернатором области в соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской области.

Министерство области - орган исполнительной власти области, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2013г. № 537-П утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, согласно которому, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области является органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, осуществляющим организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда по переданным в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ полномочиям и обеспечивающим охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, осуществляющим согласно статье 82 Лесного кодекса РФ владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности области

Согласно ст. 12.10 названного Положения, основными задачами Министерства в сфере использования, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе, является внесение предложений по утверждению границ и определению режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением государственных природных зоологических (охотничьих) заказников регионального значения; подготовка предложений о создании природных парков, изменении режима их особой охраны, а также о создании охранных зон природных парков и об установлении их границ.

Из материалов дела так же усматривается, что в ходе проведенной Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, установлено не исполнение административным ответчиком п.12.10 вышеназванного Положения, в части подготовки предложений о создании охранной зоны природного парка «Кумысная поляна» и об установлении границ охранной зоны. Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не оспаривались, в ходе судебного разбирательства Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области указало на признание заявленных административных исковых требований.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

При этом суд согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 46 КАС РФ.

В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны.

Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.

Поскольку административному ответчику последствия признания административных исковых требований судом разъяснены не были, суд не принимает признание административного иска административным ответчиком.

В ходе судебного разбирательства административным истцом было заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ и пропуске которого, было ранее заявлено административным ответчиком.

В соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 219 КАС РФ если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу прямого указания, содержащегося в части 8 приведенной статьи, основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (ч. 7 ст. 219 поименованного кодекса).

Из системного толкования приведенных законоположений следует, что суд может отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца за пропуском процессуального срока обращения только в случае установления его пропуска без уважительных причин.

Как следует из материалов дела и установлено судом, об указанном в административном исковом заявлении бездействии со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области административному истцу было известно в 2015г., в связи с неисполнением административным ответчиком предписания Саратовского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д.88-93).

Правила о создании охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 19.02.2015г.

Так же, представление об устранении нарушений, а именно в части не принятия мер по внесению предложений о необходимости, в случае наличия таковой, создания охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения с учетом Правил создания охранных зон, было направлено по результатам проведённой проверки за первое полугодие 2017г. в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.47-57). Установлен срок в течении месяца, для устранения выявленных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца было направлено сообщение о рассмотрении представления, которым нарушения в названной выше части устранены не были (л.д.58-62).

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о пропуске без уважительных причин административным истцом процессуального срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для подачи настоящего административного искового заявления, нельзя признать обоснованными. Следовательно, указанный выше процессуальный срок подлежит восстановлению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области по не подготовке предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «<данные изъяты>» и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года, со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования необходимого для проведения соответствующих работ, направленных на разрешения вопроса о внесении предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении особо охраняемой территории регионального значения – природный парк «Кумысная поляна» являются несостоятельными, поскольку не могут являться основанием для освобождения обязанного лица от совершения определенных действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 – 287 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подготовить предположения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области по не подготовке предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «Кумысная поляна».

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года, со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении особо охраняемой территории регионального значения – природный парк «Кумысная поляна».

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГг.

Судья З.А. Левина

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн