Дело № 2а-3039/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 10 мая 2017 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Золотовой А.Н.,
с участием:
- административного истца – Андрюшкевичене Елены Федоровны, 17.04.1958 года рождения, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
- представителя административного истца – адвоката Степаница Ольги Александровны, действующей на основании доверенности 78 АБ № 1624883 от 24.01.2017 и ордера № 1717910 от 19.04.2017,
- административного ответчика – администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в лице представителя Ждановой А. А., действующей на основании доверенности от 29.12.2016 № 07-74-359/16-0-0, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 207 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Суворова, д. 3, административное дело № 2а-3039/2017 по административному исковому заявлению Андрюшкевичене Е.Ф. о признании незаконным решения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга № 159 от 24.01.2017 о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Андрюшкевичене Е.Ф. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга № 159 от 24.01.2017 о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование административного иска указано, что 24.01.2017 администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга вынесено распоряжение № 159 о снятии Андрюшкевичене Е.Ф. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, какие-либо правовые основания для принятия указанного решения отсутствовали, поскольку административный истец места жительства в другом муниципальном образовании не меняла, денежных средств от государственных органов на приобретение или строительство жилья, а равно земельного участка не получала, недостоверных данных о себе не подавала. Состоит на учете с 1992 года. Предоставление сыну административного истца однокомнатной квартиры в порядке улучшения жилищных условий не повлекло улучшение ее жилищных условий.
Административный истец Андрюшкевичене Е.Ф. и ее представитель адвокат Степаница О.А. в судебное заседание явились, административное исковое заявление поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Жданова А.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, указав на то, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех помещений, принадлежащих гражданину и членам его семьи, либо занимаемых ими по договорам социального найма. Поскольку сыну Андрюшкевичене Е.Ф. – Андрюшкевичусу В.Э. принадлежит квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, г. <адрес>, то с учетом площади указанного жилого помещения, уровень жилищной обеспеченности административного истца превысил норму предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Суд, исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Андрюшкевичене Е.Ф. с 24.10.1984 постоянно зарегистрирована по месту жительства в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Из справки формы 9 следует, что совместно с Андрюшкевичене Е.Ф. также зарегистрированы ее бывший супруг Андрюшкевичус Э. В. (зарегистрирован с 18.07.1984) и сын Андрюшкевичус В. Э. (зарегистрирован с 13.11.1985).
Занимаемое указанными лицами жилое помещение состоит из одной комнаты площадью 13,80 кв.м., принадлежит на праве собственности Андрюшкевичусу Э.В. на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от 06.04.2015.
С 05.03.1992 Андрюшкевичене Е.Ф. совместно с супругом Андрюшкевичусом Э.В. и сыном Андрюшкевичусом В.Э. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга № 63/11.
Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 24.01.2017 № 159 Андрюшкевичене Е.Ф. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для снятия с учета указана часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет нуждающихся для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, лица, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 01.12.2009 № 1549-О-П, положения части 2 статьи 6 Вводного закона не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
На момент постановки 05.03.1992 административного истца на учет по улучшению жилищных условий, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 07.09.1987 № 712/6 (далее Правила учета).
В соответствии с п. 17.5 Правил учета, на учет по улучшению жилищных условий принимаются граждане, занимающие жилую площадь, признанную в установленном порядке непригодной для постоянного проживания в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах ЖСК, в том числе непригодные для постоянного проживания служебные жилые помещения. При этом уполномоченный орган вправе рассматривать вопросы принятия на учет граждан, имеющих в собственности жилые дома, признанные непригодными для постоянного проживания, и членов их семей, с учетом состояния здоровья, возраста и материального положения проживающих.
Согласно п. 29.1 и 29.4 вышеназванных Правил, снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случаях:
- улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
- устранения дефектов, на основании которых жилая площадь была признана непригодной для постоянного проживания.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.
Жилищная обеспеченность гражданина должна определяться исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых заявителями и членами их семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (пункт 2 статьи 51 ЖК РФ и пункт 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга № 407-65).
Из материалов дела следует, что сыну административного истца Андрюшкевичусу В.Э. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 39.80 кв.м., жилой площадью 15,50 кв.м., расположенная по адресу: Санкт-Петербург<адрес>
Указанная квартира была приобретена Андрюшкевичусом В.Э. в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», что подтверждается, предварительным договором от 29.09.2005 № 01-12/1-78, а также договором от 13.07.2010 № 02-33/38 о приобретении жилого помещения у оператора целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье».
Таким образом, на дату принятия администрацией района оспариваемого решения от 24.01.2017 № 159 жилищная обеспеченность Андрюшкевичене Е.Ф. по общей площади, исходя из суммы общей площади жилого помещения, занимаемого в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> кв. 5 (19,98 кв.м.), и принадлежащей ее сыну Андрюшкевичусу В.Э. на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, г. <адрес> (общая площадь 39,80 кв.м.) составила 19,92 кв.м., что превышает установленную Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норму предоставления площади жилого помещения, которая составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
С доводом административного истца и ее представителя о том, что квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, г<адрес>, была предоставлена Андрюшкевичусу В.Э. в рамках улучшения жилищных условий, и Андрюшкевичене Е.Ф. не имеет самостоятельного права пользования указанным жилым помещением, в том числе правом вселяться в него, суд не соглашается в виду следующего.
В соответствии с п.п. 1.5 и 1.6 договора о приобретении жилого помещения № 02-33/38 от 13.07.2010, в период действия указанного договора до полной оплаты покупателем Андрюшкевичусом В.Э. стоимости квартиры, она находится в собственности у продавца – оператора целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье» - ОАО «Городской центр – доступное жилье» и передается покупателю в пользование.
После осуществления покупателем последнего платежа по погашению остатка стоимости квартиры, она передается в собственность покупателя.
При этом покупатель не имеет права на вселение и регистрацию в квартире иных лиц без письменного согласия продавца в период действия договора, то есть исполнения покупателем обязательств по оплате стоимости квартиры (п.п. 4.2.3, 7.3 Договора № 02-33/38 от 13.07.2010).
Право собственности Андрюшкевичуса В.Э. на указанную квартиру, зарегистрировано 20.04.2012, что свидетельствует об исполнении договора от 13.07.2010 о приобретении жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Андрюшкевичус В.Э. на момент принятия оспариваемого решения был зарегистрирован совместно с матерью Андрюшкевичене Е.Ф. в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право пользования которой она сохранила.
При таких обстоятельствах, администрацией района при определении жилищной обеспеченности Андрюшкевичене Е.Ф. была правомерно учтена квартира, принадлежащая ее сыну Андрюшкевичусу В.Э., расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Андрюшкевичене Е.Ф. обоснованно была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по части 2 статьи 6 Вводного закона.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ
ОТКАЗАТЬ Андрюшкевичене Елене Федоровне в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга № 159 от 24.01.2017 о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 16.05.2017.