Дело № 2а-4706/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Рудых Г.М.,
При секретаре Уртаеве А.В.,
с участием представителя административного истца Однодворцева В.Д. - Аксеновой Ю.В., представителей административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области Жарких А.О., Новицкой Н.Ю., представителя административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области (главный специалист-эксперт отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции) Маркевич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2017 года в г. Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Однодворцева В. Д. к ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУВМ МВД России, МВД России о признании незаконными бездействия при исполнении процедуры реадмиссии, выразившиеся в направлении запросов без приложения необходимых документов, обязании устранить допущенные нарушения; о признании незаконным бездействия по не направлению ответа на запрос от 01.09.2016г. о реадмиссии, обязании направить ответ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Однодворцев В.Д. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, которые мотивировал тем, что с 28.04.2016г. находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда о помещении его в ЦВСИГ до исполнения решения о реадмиссии на срок 180 дней, до ДД.ММ.ГГГГ. 04.05.2017г. решением Дзержинского районного суда г. Волгограда удовлетворены административные исковые требования ГУ МВД России о Волгоградской области о продлении ему срока пребывания подлежащего депортации/реадмиссии в Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦВСИГ) на срок, не превышающий 60 дней, то есть до 03.07.2017г.. Так. в судебном заседании судом было установлено наличие неэффективных мер со стороны ГУ МВД России о Волгоградской области по исполнению решения о реадмиссии.
Со стороны ГУ МВД России по Волгоградской области с даты помещения его в ЦВСИГ на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ (фактическое нахождение с 29.04.2016г.) было произведено всего 4 действия, два из которых являются повторением одного и того же (запрос о реадмиссии), а два других не предусмотрены законодательством о реадмиссии.
Считает, со стороны ГУВМ МВД России имеются незаконные бездействия, выразившиеся в не направлении ответа на запрос ГУ МВД России по Волгоградской области в течение длительного времени (8 месяцев), что в свою очередь отразилось на длительном сроке содержания его в ЦВСИГ в условиях лишения свободы. Из ответа Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области от 27.01.2017г. следует, что запрос о реадмиссии был возвращен ввиду отсутствия документов, предусмотренных Соглашением между Правительством РеспубликиКазахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии от 07.06.2012г. и повторный запрос до настоящею времени в адрес Министерства внутренних дел Республики Казахстан не поступал. При этом выяснить какие именно документы не были приложены к запросу о его реадмиссии не представляется возможным, поэтому возникает необходимость запросить эти данные у ГУ МВД России по Волгоградской области. Таким образом, административные ответчики, на которых возложена обязанность по направлению запросов о редмиссии направляют их без документов, предусмотренных Соглашением о реадмесии, что в свою очередь ведет к возврату без исполнения. Кроме того, повторные запросы не направлялись в Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Вместо этого, ГУ МВД россии по Волгоградской области направляет не предусмотренные процедурой реадмиссии запросы к Уполномоченному по правам человека, что в свою очередь использует для продления его содержания в ЦВСИГ. Данные бездействия ведут к необоснованно длительному содержанию его в ЦВСИГ в условиях лишения свободы.
Просил признать незаконными бездействия ГУ МВД России по Волгоградской области при исполнении процедуры реадмиссии в отношении него, обязать ГУ МВД России по Волгоградской области устранить допущенные нарушения при исполнении процедуры реадмиссии, выразившиеся в направлении запросов о реадмиссии без приложения документов, предусмотренных Соглашением о реадмиссии между Республикой Казахстан и Российской Федерации от 07.06.2012г.. Признать незаконным бездействия ГУВМ МВД России по не направлению ответа на запрос ГУ МВД России по Волгоградской области от 01.09.2016г. о его реадмиссии, обязать ГУВМ МВД России направить в адрес ГУ МВД России по Волгоградской области ответ на запрос о его реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом в качестве соответчика к участию в деле было привлечено МВД России.
В судебное заседание административный истец Однодворцев В.Д. не явился, о дне слушания дела извещен согласно представленным данным.
Представитель административного истца Однодворцева В.Д. - Аксенова Ю.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители административных ответчиков ГУ МВД России по Волгоградской области Жарких А.О., Новицкой Н.Ю., Маркевич Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика МВД России в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили возражения против исковых требований, в которых просили отказать истцу в иске.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, представитель заинтересованного лица МИД РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1,2 ст. 46 Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом того, что бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, у суда отсутствуют основания для применения норм процессуального права (ч. 8 ст. 219, ч. 5 ст. 180 КАС РФ), предусматривающих последствия пропуска срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
При рассмотрении по существу заявленных требований суд оснований для удовлетворения их не усматривает по следующим причинам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Главой V Закона установлен порядок передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Согласно статье 32.2 Закона передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерству внутренних дел Российской Федерации, утвержденном указом Президента от 21.12.2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Согласно пп. 1, 29 п. 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту, территориальный орган уполномочен на участие в реализации государственной политики в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел) на территории субъекта Российской Федерации; на обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии
Согласно части 1.3 статьи 32.2 Закона передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 23.07.2014г. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы № 4642-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства, Однодворцева В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано нежелательным сроком до 29.11.2020г..
В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 28.01.2016г. УФМС России по Волгоградской области принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Однодворцева В.Д., утвержденное начальником УФМС России по Волгоградской области.
Указанное решение административным истцом не оспаривалось.
Согласно части 2 статьи 32.2 Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.
В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.
В соответствии с частями 6, 11 статьи 32.2 Закона содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, но не подлежащих содержанию в специальных учреждениях, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
28.01.2016г. в адрес УВГ ФМС России направлен запрос о реадмиссии в соответствии со статьей 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии от 07.06.2012г..
02.03.2016г. запрос о реадмиссии в отношении Однодворцева В.Д. возвращен без исполнения.
29.04.2016г. в отношении Однодворцева В.Д. в адрес УВГ ФМС России направлен повторно запрос о реадмиссии в соответствии со статьей 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии от 07.06.2012г..
02.06.2016г. запрос о реадмиссии в отношении Однодворцева В.Д. возвращен без исполнения.
Однодворцев В.Д. не имеет документа, удостоверяющего личность и признаваемого в этом качестве в Российской Федерации.
04.05.2016г. Дзержинским районным судом г. Волгограда вынесено решение о помещении лица без гражданства Однодворцева В.Д. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Волгоградской области до исполнения решения о реадмиссии на срок, не превышающий 04.11.2016г..
01.09.2016г. в отношении Однодворцева В.Д., в адрес ГУВМ МВД России направлен повторно запрос о реадмиссии в соответствии со статьей 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии от 07.06.2012г..
09.11.2016г. Дзержинским районным судом г. Волгограда вынесено решение о продлении срока пребывания лица без гражданства Однодворцева В.Д. в Центре временного содержания УМВД России по г. Волгограду до исполнения решения о реадмиссии на срок до 04.05.2017г. включительно.
28.11.2016г. в отношении Одновдворцева В.Д., ГУ МВД России по Волгоградской области в адрес Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении свидетельства на возвращение в страну гражданской принадлежности.
В целях недопущения длительного содержания в специальном учреждении Однодворцева В.Д., в связи с невозможностью исполнения в отношении него решения об административном выдворении за пределы территории Российской Федерации, во исполнение указания ГУВМ МВД России №... от 21.07.2016 «Об организации работы», в адрес отдела по вопросам гражданства и разрешительно - визовой работы УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области направлен рапорт с поручением о проведении в отношении Однодворцева В.Д., проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с вынесением соответствующего заключения.
В соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», заявитель должен являться дееспособным лицом, состоявшим до 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшим в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшим гражданства Российской Федерации в установленном порядке, не имеющим гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве (п. «а» ч. 1 ст. 41.1 Федеральный закон № 62-ФЗ), а также отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федеральный закон № 62-ФЗ.
Рассмотрев имеющие материалы и оценив доказательства, подтверждающих наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 41.1, ст. 41.6 Федерального закона № 62-ФЗ, должностное лицо УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области постановила возможным отнести Однодворцева В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к категории лиц, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона № 62-ФЗ, а также факт прибытия Однодворцева В.Д. на территорию Российской Федерации до 01.11.2002 и факт его проживания на территории Российской Федерации так же установлен.
С целью установления личности и определения правового статуса Однодворцева В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для дальнейшего обращения в судебные органы с ходатайством об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, ГУ МВД России по Волгоградской области проводятся мероприятия в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
02.02.2017г. в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос в целях оказания содействия в оформлении выездных документов иностранным гражданам, принадлежность которых к гражданству иностранного государства установить не представляется возможным.
07.04.2017г. получен ответ из ГУВМ МВД России в отношении Однодворцева В.Д..
С целью установления личности в адрес ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области 10.03.2017г. направлен соответствующий запрос с приложением дактилоскопического материала в отношении Однодворцева В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
04.04.2017г. в адрес УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области из ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области поступила информация о том, что по дактилоскопическим учетам АДИС «Папилон» ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области иностранный гражданин значится, а также что о результатах проверок по дактилоскопическим учета АДИС - ЮФО ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ФКУ «ГИАЦ МВД России» будет сообщено дополнительно.
06.04.2017г. направлен запрос на установление гражданской принадлежности к гражданству Республики Казахстан в отношении лица без гражданства Однодворцева В.Д., в консульский отдел Посольства Республики Казахстан в РФ.
04.05.2017г. Дзержинским районным судом г. Волгограда вынесено решение о продлении срока пребывания лица без гражданства Однодворцева В.Д. в Центре временного содержания УМВД России по г. Волгограду до исполнения решения о реадмиссии на срок не превышающий 60 дней, то есть до 03.07.2017г..
Руководствуясь п. 6 Порядка организации взаимодействияФедеральной службы судебных приставов, Министерства иностранныхдел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительногои контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России №375, ФСБ России № 271 от 19.05.2014, в целях исполнения в отношении лица без гражданства решения о реадмиссии с территории Российской Федерации, 30.05.2017г. в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос в целях, оказания содействия в определении государства выезда указанного лица и оформлению выездных документов, необходимых для реализации данной процедуры.
04.07.2017г. решением Дзержинского районного суда г. Волгограда, в удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по Волгоградской области о продлении срока пребывания подлежащего реадмисии лица без гражданства Одновдворцева В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду до исполнения решения о реадмиссии, на срок, не превышающий 180 дней, отказано.
Таким образом, принадлежность Однодворцева В.Д. к гражданству Республики Казахстан до настоящее времени не установлена.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Между тем, с учетом исследованных материалов, представленных ГУВМ МВД России, суд считает, что предпринимаются все необходимые и возможные меры для установления государства, гражданином которого является административный истец, в целях исполнения процедуры реадмиссии, в связи с чем, отсутствует бездействие, на которое указывает истец в административном исковом заявлении.
Кроме того, оснований для приостановления или прекращения процедуры реадмиссии в отношении Однодворцева В.Д, предусмотренные Законом, в настоящее время отсутствуют. Факты нарушения требований действующего законодательства, определяющего порядок реализации процедуры реадмиссии, также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Также суд считает необходимым указать, что структура центрального аппарата МВД России утверждена Указом Президента Российской Федерации и включает в себя, в том числе главные управления (пункт 7 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 17 октября 2013г. № 850) (Административный регламент).
Согласно пункту 10 Административного регламента направления деятельности и компетенция структурных подразделений МВД России определяются в положениях об этих структурных подразделениях, утвержденных приказами МВД России.
В положении о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192, предусмотрено, что ГУВМ МВД России является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, без прав самостоятельного юридического лица.
Следовательно, являясь структурным подразделением, а не самостоятельным образованием, ГУВМ МВД России не может являться ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административных исковых требований Однодворцева В. Д. к ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУВМ МВД России, МВД России о признании незаконными бездействия при исполнении процедуры реадмиссии, выразившиеся в направлении запросов без приложения необходимых документов, обязании устранить допущенные нарушения; о признании незаконным бездействия по не направлению ответа на запрос от 01.09.2016г. о реадмиссии, обязании направить ответ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд Волгограда.
Судья – ... Г.М. Рудых