РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата года Октябрьский районный суд г. Самары
под председательством судьи Шельпук О.С.,
при секретаре судебного заседания Дундуковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по иску КИА к ГУ МВД России по Самарской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области об отмене решения о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
КИА обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что дата ею получено уведомление ГУ МВД России по Самарской области о том, что решением от дата ей отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ как гражданке Украины. Считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку она въехала на территорию России в соответствии с законом, реализуя свои основные права, с целью рассмотрения вопроса о предоставлении ей временного убежища на территории РФ. Ей было предоставлено убежище и она своевременно обратилась с заявлением о продлении срока его предоставления на один год. Каких-либо нарушений закона на территории РФ она не совершала. Вместе с ней в Россию въехали ее несовершеннолетние дети – КЮИ и КАИ. Брак с отцом детей расторгнут. Ее дочь КЮИ поступила в ГАПОУ СО «Самарский колледж сервиса производственного оборудования», в котором она обучается на бюджетном отделении. Вторая дочь КАИ учится в №... классе ГБОУ СОШ №... п.г.т. Смышляевка г.о. адрес. Ее отец является гражданином РФ и проживает по адресу: адрес Считает, что имеются все предусмотренные законом основания для предоставления ей временного убежища, основания и условия, по которым ей было ранее предоставлено убежище, имеются до настоящего времени. У нее остаются реальные опасения за свою жизнь и здоровье, за жизнь и здоровье ее детей, поскольку они могут оказаться жертвами преследования на Украине. Факты наличия вооруженного конфликта на территории Украины, ведения боевых действий, гибели мирных граждан, нарушения прав и свобод человека и гражданина на территории Украины, угрожающие их жизни и здоровью, преследования русскоязычных и русскоговорящих граждан не только на территории Донбасса, являются общеизвестными фактами. Основанием для отказа в продлении срока предоставления ей временного убежища указано, что она не отвечает требованиям п.п. 1 ч. 1 ст. 1 и ст. 12 ФЗ «О беженцах». Указано, что согласно ч. 2 ст. 2 этого же Закона, он не распространяется на граждан, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам. Считает, что она отвечает критериям беженца. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором. Кроме того, указывает, что в обжалуемом решении указано, что было рассмотрено заявление гражданина ГЕН и принято решение об отказе в продлении срока по чужому заявлению. Просит признать незаконным и отменить решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от дата об отказе в продлении ей срока предоставления временного убежища на территории РФ, продлить ей срок предоставления временного убежища на один год.
дата для участия в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУ МВД России по Самарской области.
дата по административному делу приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия обжалуемого решения.
В судебном заседании административный истец и ее представитель адвокат ФВП, действующий на основании ордера и доверенности, административные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. КИА указала, что не намерена сохранять гражданство Украины, целью ее въезда на территорию РФ является получение российского гражданства, и ею предпринимаются меры по принятию гражданства РФ, однако в связи с неосведомленностью о документах, которые необходимо представить, полный пакет документов у нее в настоящее время отсутствует. Для получения гражданства необходимо время и денежные средства. Она сдала экзамен на знание русского языка, получила СНИЛС, ИНН, сейчас пытается устроиться на работу, но для этого ей нужна регистрация по месту жительства. Ей необходимо нотариально заверить ее свидетельство о рождении и справку о расторжении брака. Она не знала, что данные действия можно осуществить через органы ЗАГС, которые могут направить соответствующий запрос. Убежище ей необходимо для регистрации по месту пребывания, а также, чтобы иметь законные основания для нахождения на территории РФ.
Представитель административного истца ФВП также указал, что на Украине продолжаются боевые действия, в настоящее время все социальные сети запрещены, административный истец лишена возможности общаться с родственниками. У истца есть основания опасаться за свою жизнь.
Представитель административного ответчика РИА, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в возражении, согласно которым истец является гражданином Украины, имеет постоянную регистрацию по месту жительства в адрес. дата КИА обратилась в ОУФМС России по Самарской области в Кинельском районе с заявлением о предоставлении ей временного убежища. Согласно анкете административный истец покинула государство гражданской принадлежности в поисках работы, а в качестве причины, по которой она не может вернуться в государство гражданской принадлежности – неприязнь к русскоязычному населению в связи с военными действиями, угроза голода в связи с отсутствием работы, отменой пособий и резким подорожанием продуктов и услуг. дата вынесено решение о предоставлении КИА временного убежища сроком на *** год. дата выдано свидетельство о предоставлении временного убежища сроком до дата. дата административным истцом подано заявление о продлении срока предоставления временного убежища, срок предоставления продлен до дата. дата административный истец обратилась с заявлением о продлении ей срока предоставления временного убежища, дата вынесено обжалуемое решение. При принятии решения учтено, что КИА неоднократно указывала на причину, по которой ей должно быть предоставлено убежище – безденежье и безработица. При этом КИА не привела убедительных доводов, свидетельствующих о том, что ее опасения стать жертвой преследования на Украине являются большими, чем у других жителей в данной стране. Указанные обстоятельства дают основания полагать, что административный истец использует свое право для легализации пребывания на территории РФ, а основная причина, по которой истец не желает возвращаться на родину – экономическая деятельность. Сведений о гибели близких родственников КИА, проживающих на Украине, что свидетельствовало бы о наличии опасности для административного истца. Временное убежище предоставляется иностранным гражданам для временного пребывания на территории РФ, в то время как административный истец расценивает временное убежище как свой статус и способ обустройства своей жизни: трудоустройство, получение экономически выгодного, лучшего места пребывания. Предоставление временного убежища является правом, а не обязанностью уполномоченного миграционного органа. Действующим законодательством предусмотрены иные механизмы легализации пребывания иностранных граждан на территории РФ, и совместное проживание с членами своей семьи не может являться достаточным основанием для присвоения статуса беженца. Военный конфликт на территории Украины не был признан международным, в то время как в соответствии с п. 164 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженца в качестве беженцев не рассматриваются лица, вынужденные покинуть свою страну в результате внутренних вооруженных конфликтов. Кроме того, указала, что требования к документам, необходимым для вступления в гражданство РФ, их перечень, являются общедоступной информацией, которая размещена в каждом миграционном органе на стендах, на портале Госуслуг, в связи с чем истец не была лишена возможности в 2015 года оформить данные документы и легализовать свое пребывание на территории РФ в ином порядке, нежели путем обращения с заявлением о предоставлении ей временного убежища. Предоставление необходимых документов является обязанностью каждого лица, желающего принять российское гражданство. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
дата гражданке Украины КИА отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в связи с тем, что заявитель не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения стать жертвой преследования в Украине являются большими, чем у других жителей страны в условиях сложной внутриполитической обстановки в этой стране, т.е. причины, по которым заявитель просит продлить ему срок предоставления временного убежища, являются экономическими, что не является основанием для продления указанного срока.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона № 4528-1 «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица не территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица. Временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться решением органа по вопросам миграции, на учете в котором состоит данное лицо, на каждый последующий год на основании письменного заявления лица о продлении такого срока и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона определено, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Установлено, что гражданка Украины КИА обратилась в УФМС России по Самарской области дата с заявлением о предоставлении ей временного убежища на территории РФ, указав, что в Украине существует неприязнь к русскоязычному населению в связи с военными действиями, угроза голода в связи с отсутствием работы, отменой пособий и резким подорожанием продуктов и услуг. Причина, по которой заявитель покинула государство гражданской принадлежности – поиск работы.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78По итогам рассмотрения заявления принято решение о предоставлении КИА временного убежища на территории РФ сроком на 1 год. Решение принято в связи с обстановкой на территории Украины, где существует реальная угроза опасаться за жизнь и здоровье, в связи с чем решение о предоставлении временного убежища принято по гуманным основаниям в соответствии со ст. 12 ФЗ «О беженцах».
дата КИА обратилась с заявлением о выдаче ей украинского паспорта для поездки на Украину за детьми КЮИ и КАИ
В настоящее время КИА находится на территории РФ вместе со своими детьми КЮИ и КАИ Брак с отцом детей расторгнут.
дата КИА обратилась с заявлением о продлении ей срока предоставления ей временного убежища в связи с продолжением боевых действий и нестабильной обстановкой на Украине. Решением от дата КИА продлен срок предоставления убежища на *** год, до дата. Мотивом принятия решения являлись гуманные основания.
дата КИА обратилась с заявлением о продлении ей срока предоставления временного убежища в связи с военными действиями на территории Украины, боязнью за жизнь свою и детей, боязнью безработицы и безденежья.
дата КИА отказано в продлении срока предоставления временного убежища, поскольку на момент рассмотрения заявления на территории Львовской области Украины не ведутся военные действия, которые охватывали бы как всю территорию Украины, так и Львовскую область, где КИА имеет постоянную регистрацию, в связи с чем ГУ МВД России по Самарской области сделан вывод о том, что КИА обратилась с заявлением по экономическим причинам.
Суд полагает решение об отказе в продлении КИА срока предоставления временного убежища обоснованным, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона определено, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Административный истец указывает, что опасается за свою жизнь и жизнь своих детей в связи с внутренней обстановкой на территории Украины. При этом КИА утверждает, что намерена отказаться от гражданства Украины и принять российское гражданство, однако до настоящего времени ею не собран необходимый пакет документов.
Одним из принятых международных критериев "гуманных побуждений" является реальная угроза для жизни и свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта (гражданская война или вооруженный конфликт), охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности, куда это лицо может быть выдворено (депортировано). Свидетельством может служить официальная информация о внутриполитической обстановке в стране.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Административным истцом не приведено конкретных фактов того, что в случае возвращения на родину существует реальная угроза ее безопасности, также не заявлялось о наличии у нее тяжелых заболеваний и нуждаемости в срочной медицинской помощи, или о том, что КИА лично подвергалась преследованиям на территории Украины.
Как следует из материалов учетного дела, КИА при анкетировании указала адрес прежнего места жительства: Украина, адрес.
Внутригосударственный конфликт и военные действия на Украине развиваются преимущественно на территории юго-востока Украины, что является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 64 КАС РФ не нуждается в доказывании. Под угрозой административного преследования и давления оказались политические и социальные активисты, партии и движения, критически относящиеся к нынешней власти.
Как усматривается из анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации), КИА в политических, религиозных, военных или общественных организациях не состояла, личного преследования в отношении нее не было, угроз жизни и здоровью ей лично не предъявлялось.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о преследовании административного истца на территории Украины, подтверждающих наличие реальной угрозы его безопасности, жизни свободы в случае возвращения в Украину, ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии, не представлено.
Как усматривается из административного заявления и пояснений административного истца, КИА рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30.09.2010 № 1317-О-П, согласно которой временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Административным истцом при обращении с заявлением о предоставлении и последующем продлении сроков предоставления временного убежища неоднократно указывалось на экономические причины, по которым она не желает возвращаться на Украину, в судебном заседании административный истец также указала, что она опасается возвращаться на Украину, хочет остаться в России, найти работу, дать образование детям. Таким образом, административный истец имеет намерение принять российское гражданство, однако для легализации своего пребывания на территории РФ использует временно убежище.
Суд критически относится к доводам КИА о том, что она не была осведомлена об ином порядке легализации своего нахождения не территории РФ, а также, что она не имеет возможности собрать необходимые для оформления российского гражданства документы. Так, КИА находится на территории РФ с дата года, т.е. на момент отказа в продлении сроков предоставления временного убежища прошло около двух лет. Данный срок, по мнению суда, является достаточным для оформления российского гражданства, получения информации о необходимых для этого документах. Кроме того, суд учитывает, что отец КИА является гражданином РФ, в связи с чем административный истец вправе получить российское гражданство в упрощенном порядке.
Легализация пребывания путем предоставления временного убежища противоречит цели предоставления такого убежища, которое носит временный характер и направлено на временную защиту иностранных граждан, подвергшихся преследованию на территории государства гражданской принадлежности. После того, как угроза жизни и здоровью указанных лиц отпала, они вправе вернуться в государство гражданской принадлежности, в связи с чем намерение административного истца принять российское гражданство должно быть выражено путем совершения иных соответствующих юридически значимых действий, нежели чем неоднократное продление сроков пребывания на территории РФ в связи с предоставлением ей временного убежища.
Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что наличие членов семьи, проживающих на территории РФ, не относится к обстоятельствам временного характера, и законодательством предусмотрены иные правовые механизмы легализации нахождения иностранных граждан на территории РФ. Наличие семьи не может являться достаточным основанием для признания лица беженцем.
Учитывая вышеизложенное, а также, принимая во внимание то, что предоставление иностранному гражданину временного убежища является правом, а не обязанностью соответствующего органа, суд считает, что решение административного ответчика об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ соответствует закону, принято в пределах полномочий, а, следовательно, не имеется оснований для отмены решения об отказе в предоставлении заявителю временного убежища на территории РФ.
Суд также не принимает во внимание довод административного истца о том, что решение от дата принято по чужому заявлению – ГЕН, поскольку содержание решения относится к заявлению КИА, адресовано ей же, в связи с чем, с учетом соответствующего пояснения административного ответчика, суд приходит к выводу, что указание в тексте фамилии ГЕН является технической ошибкой, не влияющей на суть принятого решения в отношении КИА
В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску. Поскольку решение ГУ МВД России по Самарской области от дата было признано законным и обоснованным, суд полагает необходимым отменить меры предварительной защиты, принятые по настоящему делу, в виде приостановления действия данного решения, с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска КИА отказать.
Отменить меры предварительной защиты, принятые определением Октябрьского районного суда г. Самара от дата в виде приостановления действия решения заместителя начальника отдела по вопросам гражданства начальника отделения по оформлению разрешительных документов УВМ ГУ МВД России по Самарской области от дата об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданке Украины КИА, дата года рождения, с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение будет изготовлено дата.
Судья Шельпук О.С.