Дело № 2а-1876/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе судьи Юлбарисовой С.А., при секретаре Морозовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Потужного А. Г. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Потужный А.Г. обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту – Департамент), указав, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г.Владивосток, <адрес>. Жилой дом, в котором расположена его квартира, является многоквартирным, одноэтажным, состоящим из 5-ти квартир, каждая из которых имеет отдельный вход. Через МФЦ им было подано заявление в Департамент о формировании земельного участка под многоквартирным домом <адрес> в г.Владивостоке и о проведении его кадастрового учета за счет бюджетных средств Приморского края. Решением Департамента, выраженным в письме от <дата> <номер>, в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта межевания. Считает, что отказа Департамента нарушает его права на приобретение права общей собственности на земельный участок, препятствует осуществлению прав на распоряжение земельным участком. Просит признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме от <дата> об отказе Потужному А.Г. в удовлетворении заявления о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Владивосток, <адрес>; обязать Департамент устранить допущенное нарушение прав Потужного А.Г. путем осуществления не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу мероприятий по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Владивосток, <адрес>, и постановке данного земельного участка на кадастровый учет.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Дьячишин П.А. иск поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил его удовлетворить. Указал, что формирование земельного участка под многоквартирным домом является обязанностью уполномоченных государственных органов, однако до настоящего времени ответчиком не предпринято действий по формированию земельного участка. Ответчик по формальным основаниям отказал истцу в формировании земельного участка, что является одним их основных этапов реализации прав административного исца на оформление земельного участка в общую собственность. Считает, что нахождение спорного земельного участка в территориальной зоне для застройки индивидуальными жилыми домами не может служить основанием для отказа в формировании земельного участка под спорным многоквартирным домом. Пояснил, что никаких ответов, кроме письма от <дата> <номер>, в котором содержится оспариваемый отказ, административный истец не получал, а административный ответчик этого обстоятельства не опроверг.
Представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства Приморского края – по доверенности Розов В.В. считает, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку дом <адрес> в г.Владивостоке является многоквартирным, однако, находится в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Формирование земельного участка под многоквартирным домом не представляется возможным до внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462. Истцу необходимо устранить данное несоответствие, переведя зону Ж-1 в зону Ж-3. В границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, допускается образование земельных участков исключительно в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, на подготовке дела к судебному разбирательству присутствовала представитель Департамента по доверенности Галицкая В.В., которая о дате судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом (л.д. 26). В силу ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав мнение сторон, изучив представленные доказательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству на административного истца была возложена обязанность представить суду ответ на заявление Потужного А.Г. от <дата>, на который Департамент ссылается в письме от <дата>, а также другие документы, обосновывающие оспариваемое решение об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Поскольку административный истец не представил суду испрашиваемые документы, суд, исходя из принципа добросовестности сторон, считает доказанным факт получения административным истцом ответа на заявление от <дата> не ранее даты <дата>.
Таким образом установлено, что о факте нарушения своих прав оспариваемым решением административный истец узнал из письма Департамента от <дата>, обратился в суд <дата>, следовательно, заявителем не пропущен трехмесячный срок, предусмотренный на обжалование действий государственного органа.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, Потужный А.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.Владивосток, <адрес> (л.д. 9).
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, согласно схеме с отображением границ территориальных зон, находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
<дата> Потужный А.Г. обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу г. Владивосток, <адрес>, на кадастровом плане территории; постановке земельного участка на кадастровый учет; передаче земельного участка под многоквартирным домом <адрес> в г.Владивостоке собственникам помещений многоквартирного дома (л.д. 10-11).
По результатам рассмотрения заявления Департамент письмом от <дата> <номер> сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, в связи с чем, образование земельного участка допустимо исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Департамент градостроительства Приморского края в письме на имя директора Департамента от <дата> <номер> указал, что отсутствует необходимость в подготовке проекта межевания спорной территории, и предложил рассмотреть обращение Потужного А.Г., обеспечив образование земельного участка путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 17).
Не согласившись с отказом Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка, что в дальнейшем делает невозможным постановку испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, Потужный А.Г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, реализуя предоставленное законом право, как собственнику помещения в многоквартирном доме.
Поскольку иных оснований к отказу в удовлетворении заявления Потужного А.Г. в письме Департамента от <дата> <номер> не содержится, то суд рассматривает дело в пределах доводов, указанных в оспариваемом отказе.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 статьи 39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П).
Из положений частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом разъяснений, данных в пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления N 10/22).
Таким образом, учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, уполномоченный орган не вправе был отказать в формировании земельного участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12.
Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории Владивостокского, Артемовского городских округов и поселений Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 29.02.2016 N 78-ПА, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления по инициативе как самих органов местного самоуправления, так и на основании предложений физических или юридических лиц.
Учитывая, что подготовка проекта межевания квартала зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на орган местного самоуправления, административный истец не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием проекта межевания территории.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Учитывая, что Департамент уклонился от рассмотрения по существу заявления Потужного А.Г., и фактически не принял по нему решения в соответствии с действующим законодательством, а также принимая во внимание, что каких-либо действий, направленных на формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, собственником помещения в котором является административный истец, не осуществлено, суд приходит к выводу о возложении на Департамент обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Потужного А. Г. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выраженное в письме от <дата> об отказе Потужному А.Г. в удовлетворении заявления о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Владивосток, <адрес>.
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края устранить допущенное нарушение прав Потужного А. Г. путем осуществления в установленный законом срок мероприятий по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Владивосток, <адрес>, и постановке данного земельного участка на кадастровый учет.
Сообщить об исполнении решения суда (мерах, принятых в целях исполнения решения суда) Потужному А. Г., а также суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Юлбарисова С.А.