Дело №а-4264/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2017 года Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре Шермаковой (имя и отчество)
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева (имя и отчество) к Военному комиссариату <адрес> о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Яковлев (имя и отчество) обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату <адрес> о признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями и решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, мотивируя тем, что страдает ретроцелебеллярной арахноидальной ликворной кистой и не может быть призван на военную службу.
В судебном заседании административный истец Яковлев (имя и отчество) пояснил, что страдает головными болями и по состоянию здоровья имеет определенные ограничения в жизни. Связаны с температурным режимом и физическими нагрузками в связи с чем не может быть призван на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ по результатам освидетельствования и представленных им документов установлена категория «В», однако он был приглашен ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат <адрес>, где осмотрен повторно всеми специалистами, в том числе невропотологом. Который по его мнению не достаточно внимания уделил имеющимся в личном деле медицинским документам и в результате категория «В» была изменена на «Б-4», и ДД.ММ.ГГГГ районной призывной комиссией принято решение о призыве. С данным решением не согласен, просит его отменить.
Представитель административного истца Федоров (имя и отчество) действующий на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что представленные медицинские документы свидетельствуют о наличии у Яковлева (имя и отчество) заболевания, которое приводит к нарушению функций, следовательно категория годности должна быть установлено в соответствии с п. в ст. 23 Расписания болезней, кроме того в нарушение установленной процедуры истец не был направлен на амбулаторное или стационарное обследование. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Военного комиссариата <адрес> Макушкина (имя и отчество) действующая на основании соответствующей доверенности, заявленные исковые требования не признала, пояснила, что определение категории годности к военной службе гражданина осуществляется только специально созданной для этих целей военно-врачебной комиссией по результатам медицинского освидетельствования, с учетом состояния здоровья и всех медицинских документов. В результате проведенного медицинского освидетельствования Яковлева (имя и отчество) он признан не годным к военной службе, такое решение подлежит проверке вышестоящей комиссией в связи с чем личное дело истца было направлено в Военный комиссариат <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное медицинское освидетельствование с участием призывника, в результате которого решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отменено, на основании п. г ст. 23 Расписания болезней установлена категория годности «Б» и материалы личного дела возвращены в районную комиссию. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии <адрес> Яковлев (имя и отчество) призван на военную службу с установлением категории годности Б - 4, оснований для признания решения призывной комиссии незаконным не имеется.
Заинтересованные лица в зал суда не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Суд, заслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
По правилам ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Яковлев (имя и отчество) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прошел медицинское освидетельствование в военном комиссариате <адрес>, после чего врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, дано заключение об освобождении его от призыва в соответствии с п. «В» ст. 23 Расписания болезней Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное медицинское освидетельствование в Военном комиссариате <адрес>, в результате которого решение об освобождении от призыва от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято новое решение об установлении категории годности Б 4, предписано призвать в ЖД войска.
ДД.ММ.ГГГГ Яковлев (имя и отчество) прошел медицинское освидетельствование в военном комиссариате <адрес>, после чего врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, дано заключением о годности Яковлева (имя и отчество) к военной службе по категории Б-4. На основании данного заключения решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев (имя и отчество) призван на военную службу.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются копией учетной карты призывника, выпиской из протокола заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из протокола заседания призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам медицинского освидетельствования с учетом представленных административным истцом документов врачами-специалистами не было выявлено у него каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, позволяющих признать административного истца не годным к военной службе.
Кроме того, исходя из положений ч. 2 статьи 25, ч. 6 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565) при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 574 (абз. 5 п. 8).
В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Предписанный вышеприведенными нормативными актами порядок прохождения независимой военно-врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару Яковлевым (имя и отчество) соблюден не был, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не обращался. Экспертное заключение в военный комиссариат и материалы дела представлено не было, решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловал.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что у призывной комиссии <адрес> имелись законные основания для принятия решения о призыве на военную службу административного истца, поскольку первоначальное решение об освобождении его от военной службы отменено призывной комиссией субъекта Российской Федерации, по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Доводы административного истца о том, что предоставленные им в военный комиссариат медицинские документы административным ответчиком проигнорированы, опровергаются материалами делами, из которых усматривается, что в личном деле призывника Яковлева (имя и отчество) имеются представленные им медицинские документы и результаты диагностики, которые получили оценку врачей-специалистов в листах медицинского освидетельствования.
Административным истцом и его представителем в материалы дела не представлено доказательств, препятствующих получению заключения независимой военно-врачебной экспертизы самостоятельно в порядке, предусмотренном пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 574.
Доводы административного истца и его представителя о нарушении порядка проведения освидетельствования в связи с не направлением Яковлева (имя и отчество) на амбулаторное или стационарное обследование судом не принимаются поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Как установлено в судебном заседании, обстоятельств свидетельствующих о невозможности вынесения медицинского заключения о годности Яковлева Н.А. призывными комиссиями не выявлено, в связи с чем оснований для направления его на обследование не имелось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Яковлева (имя и отчество) к Военному комиссариату <адрес> о признании решения незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Яковлева (имя и отчество) к Военному комиссариату <адрес> о признании решения незаконным.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 03 июля 2017 года.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.