8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании решения незаконным № 2а-2947/2017 ~ М-2267/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2017 года                                                                              г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Янышевой С.Н.,

с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца Сизикова В.А., представителя административного ответчика Томшиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2947/2017 по административному исковому заявлению Постолова Владимира Борисовича к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Постолов В.Б. с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании решения незаконным.

В основание административного иска административный истец указал, что Постолов В.Б. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: по адресу <адрес обезличен>, площадью 73,9 кв.м., кадастровый <Номер обезличен>, однако, решением Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ему отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом.

Постолов В.Б. полагает принятое решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку он является собственником земельного участка, площадью 1 000 кв.м., из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет <Дата обезличена>. В августе 2015 административный истец приобрел данный земельный участок с построенным на нем домом 2012 года постройки.

Используя упрощенную процедуру государственной регистрации права собственности Постолов В.Б. начал оформление жилого дома, в связи с чем <Дата обезличена> поставил его на кадастровый учет.

Отказ в регистрации права собственности обусловлен не предоставлением Постоловым В.Б. положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

Данное требование государственного регистратора он полагает незаконным, поскольку подготовка проектной документации на данный жилой дом не требуется, экспертиза не проводится, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, соответственно заключение государственной экологической экспертизы проектной документации не представляется.

Кроме того, жилой дом на земельном участке построен в 2012 году, а изменения по отнесению Байкальской природной территории к объектам государственной экологической экспертизы вступили в силу <Дата обезличена>.

В связи с чем административный истец просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Административный истец Постолов В.Б. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ, поскольку его явка в судебное заседание не является и не признана судом обязательной.

В судебном заседании представитель административного истца Сизиков В.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области Томшина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать полностью, представив возражения на иск, в которых указала, что отказ в государственной регистрации права собственности на жилой дом соответствует требованиям закона, поскольку земельный участок находится в водоохранной зоне озера Байкал, о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости <Дата обезличена>.

Административный истец обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке, однако не представил заключение государственной экологической экспертизы, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заинтересованные лица Башеев С.А., Постолова К.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 96 КАС РФ, Постолова К.В. просит суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заинтересованных лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ, поскольку их явка в судебное заседание не является и не признана судом обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 17 Конституции Российский Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст. 18 Конституции Российский Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 35 Конституции Российский Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается штампом ФГУП «Почта России» на конверте, после получения уведомления об отказе в государственной регистрации права от <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, с учетом ч. 2 ст. 93 КАС РФ.

В силу требований п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшим на момент обращения Постолова В.Б. с заявлением о государственной регистрации права собственности, далее - Федеральный закон «О государственной регистрации прав») государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В судебном заседании установлено, что на момент обращения с заявлением Постолову В.Б. на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата обезличена>, заключенного с Башеевым С.А., принадлежал земельный участок, категория: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, общей площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.

С <Дата обезличена> данный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности (в размере ? доли каждому) Постолову В.Б., Постоловой К.В.

Как усматривается из кадастрового паспорта <Дата обезличена> на кадастровый учет поставлен двухэтажный жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, 2012 года постройки, площадью 73,9 кв.м., ему присвоен кадастровый <Номер обезличен>, особая отметка: находится в зоне 3 МСК-38.

<Дата обезличена> Постолов В.Б. обратился в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав».

<Дата обезличена> решением государственного регистратора государственная регистрация права собственности приостановлена в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос о том, требуется ли в данном случае заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта недвижимости и выдавалось ли положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта недвижимости, поскольку жилой дом, за регистрацией права собственности на который обратился Постолов В.Б., находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Решением Управления Росреестра по <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Постолову В.Б. отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, на основании абз.10 п.1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав», п.5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступившего в силу с 01.01.2017, далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») в связи с непредставлением документов, подтверждающих право на строительство жилого дома в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Федеральный закон «Об охране озера Байкал»), пп.7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон «Об экологической экспертизе»), Постановления Правительства РФ от 30.08.23011 №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Суд, рассмотрев административные исковые требования о признании решения незаконным, полагает их не подлежащими удовлетворению, поскольку данное решение является законным, принятым уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с абз. 1 п.2 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу требований абз. 10 п.1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из преамбулы Федерального закона «Об охране озера Байкал» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч.ч.1, 2, 7 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал».

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:

центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;

буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;

экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

В силу требований п.1 ст. 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края утверждает границы Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния.

Границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния согласно Приложению.

Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р утверждены границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только оно само, но и его водоохранная зона.

Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 4.1 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп.7.1 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, от <Дата обезличена> в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об отнесении земельного участка к особой зоне – МСК-38, зона 3, как земельного участка расположенного в зоне с особыми условиями использования территории, являющейся частью водоохранной зоны озера Байкал, зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р, отнесенного к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, в центральной экологической зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Управлением Росреестра по Иркутской области правомерно истребованы от Постолова В.Б. документы, подтверждающие наличие права на строительство жилого дома, в том числе заключение государственной экологической экспертизы, поскольку жилой дом, за регистрацией права собственности на который обратился Постолов В.Б., находится в границах водоохранной зоны озера Байкал, которые фактически совпадают с границей центральной экологической зоны Байкальской природной территории, заявление о регистрации права собственности подано административным истцом в упрощенном порядке, на основании ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», применение которой в данном случае невозможно в виду особого правового статуса земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).

Суд, проверив доводы административного истца о том, что при приобретении земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, им также был приобретен уже находящийся на нем жилой <адрес обезличен> года постройки, в связи с чем, на данный объект недвижимости с (с учетом года его постройки) не распространяются требования об обязательной экологической экспертизе, полагает их не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Как видно из договора купли-продажи от <Дата обезличена>, заключенного между Башеевым С.А. и Постоловым В.Б., последний приобретает в собственность недвижимое имущество – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, площадью 1 000 кв.м.

Анализ условий данного договора показывает, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о приобретении Постоловым В.Б. жилого дома, как и сведения о нахождении на земельного участке какого-либо объекта недвижимости или иных вещей.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих приобретение жилого <адрес обезличен> года постройки, расположенного на данном земельном участке, административным истцом в соответствии со ст. 59, 60, 61, 62, 226 КАС РФ не представлено.

Суд, проверив доводы административного истца о нарушении оспариваемым решением его прав, свобод и законных интересов, полагает их необоснованными, не нашедшими своего подтверждения, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Управлением Росреестра по Иркутской области Постолову В.Б. отказано в государственной регистрации права собственности в особом (упрощенном) порядке, в связи с непредставлением документов, разрешающих (как исключение из общего запрета) строительство жилого дома на Байкальской природной территории, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, что не препятствует собственнику обратиться с заявлением о государственной регистрации права в общем порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а также не лишает Постолова В.Б. права на обращение в суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства, с учетом способов защиты права, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, что в последующем может явиться основанием для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в установленном законом порядке на основании решения суда.

Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 35, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 59, 60, 61, 62, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.ст.223 ГК РФ, ст. 65 ВК РФ, ст. ст. 1, 2, 16, 20, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», ст.ст. 26, 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст.1, 2, 3, 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», ст.ст.1, 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, Распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р, Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку решение об отказе в государственной регистрации права собственности принято Управлением Росреестра по Иркутской области в соответствии с требованиями ст.ст.16, 17, 20, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», ст.ст. 26, 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», регистрация права собственности в упрощенном порядке, без предоставления документов, подтверждающие прав на строительство объекта, расположенного в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе без положительного заключения экологической экспертизы, не соответствует закону, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований Постолова Владимира Борисовича к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании решения незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено 14 июля 2017 года.

               Председательствующий:                                             Латыпов Р.Р.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн