РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2017 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой Н.Р., при секретаре Чекуновой С.В., с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» Черпакова В.А., действующего на основании доверенности от ****год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2455/2017 по административному иску Куксова Максима Петровича к призывной комиссии Ленинского района г. Иркутска, начальнику отдела военного комиссариата Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска и Иркутской области, призывной комиссии Ленинского административного округа г. Иркутска, ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что в отношении Куксова М.П. ****год было вынесено заключение призывной комиссии Ленинского района г. Иркутска о зачислении его в запас по достижению возраста 27 лет как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
С указанным решением административный истец не согласен.
****год Куксову М.П. исполнилось 27 лет.
Согласно ст. 25 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» от ****год № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.
В указанный период в адрес Куксова М.П. вызовов в отдел военного комиссариата Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска и Иркутской области не поступало.
Полагает, что при указанных обстоятельствах у призывной комиссии Ленинского района г. Иркутска не было законных оснований для вынесения в отношении Куксова М.П. заключения о зачислении в запас по абз. 7 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Ленинского района г. Иркутска от ****год о признании Куксова М.П. как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований;
признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата Военный комиссариат Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска и иркутской области от 27****год о зачислении в запас Куксова М.П., 1989 г. рождения, на основании абз. 7 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Определением суда от ****год в порядке ст. 43 КАС РФ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Призывная комиссия Ленинского административного округа г. Иркутска и ФКУ «Военный комиссариат Иркутской <адрес>».
Административный истец Куксов М.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также правовая позиция, изложенная в письменном виде, содержание которой повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении (л.д. 63-64).
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» Черпаков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которых административный истец Куксов М.П. имел отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в Иркутском государственном техническом университете, с обучением в аспирантуре, защитой квалификационной работы и диссертации. ****год у Куксова М.П. закончился срок отсрочки. После этого он должен был явиться в военный комиссариат Ленинского округа г. Иркутска, однако он этого не сделал. Об изменении образования, места работы (в связи с отчислением), места жительства не сообщил. Вручить повестку по месту учебы в октябре 2015 года не удалось. Ссылка административного истца о том, что он не получал повесток не состоятельна, так как после истечения срока действия отсрочки явка призывника в военный комиссариат является строго обязательной, вне зависимости от направления военным комиссариатом повестки, кроме того административный истец менял место жительство без сообщения об этом в военный комиссариат. Полагал, что Куксов М.П. с октября 2015 года уклонялся от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований. При этом, он не представляет доказательств уважительности причин неявки в военный комиссариат с целью быть призванным на военную службу. Таким образом, административный истец после окончания отсрочки и до достижения им возраста 27 лет обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не исполнил. Призывная комиссия при зачислении его в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считал, что решение призывной комиссии вынесено законно и обоснованно, и не подлежит отмене.
Административный ответчик Призывная комиссия Ленинского района г. Иркутска в лице своего представителя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Административный ответчик Начальник отдела военного комиссариата Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска и Иркутской <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Призывная комиссия Ленинского административного округа г. Иркутска в лице своего представителя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая, что в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу ст. 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании Указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Пункт 1.1 статьи 28 названного Федерального закона введен в действие Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663.
В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как следует из личного дела призывника Куксова М.П., последний с ****год по ****год, с ****год по ****год состоял на учете в Шелеховском ОГВК Иркутской области, с ****год по ****год – в Отделе военного комиссариата Иркутской области по Ленинскому и Свердловском округам г. Иркутска (л.д. 25).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78На основании приказа № от ****год Куксов М.П. зачислен на 1 курс очной формы обучения в Иркутский государственный технический университет (л.д. 26).
Решением призывной комиссии от ****год Куксову М.П. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от ****год № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 2011 года (л.д. 24).
Согласно выписке из приказа от ****год №, с ****год по ****год Куксов М.П. зачислен в очную аспирантуру ФГБОУ ИрГТУ (л.д. 27).
Из представленной справки от ****год следует, что Куксов М.П. в 2011 году поступил в ФГБОУ ИрГТУ, срок окончания обучения – 2014 (л.д. 28).
Решением призывной комиссии от ****год Куксову М.П. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от ****год № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 24).
Согласно справке от ****год, выписки из приказа, срок аспирантуры продлен до ****год (л.д. 32, 33).
Решением призывной комиссии от ****год Куксову М.П. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от ****год № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до ****год (л.д. 24).
Куксов М.П. отчислен из Иркутского Национального Исследовательского Технического Университета с ****год в связи с окончанием срока обучения (л.д. 35).
Из представленных в материалы призывного дела следует, что Куксов М.П. неоднократно менял места жительства (л.д. 29-31).
****год отделом ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» начальнику отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области г. Иркутска направлялись обращения об установлении местонахождения призывника с целью привлечения к административной ответственности по неисполнению гражданином обязанностей по воинскому учету (л.д. 30).
Из сведений отдела адресно-справочного бюро УФМС России по Иркутской области следует, что Куксов М.П. был зарегистрирован по адресу: Иркутская обл., Шелеховский <адрес>, с ****год выбыл в г. Красноярск (л.д. 30).
Из паспорта Куксова М.П. следует, что с ****год по январь 2014 года он был зарегистрирован в г. Юрга Кемеровской обл., с ****год – в г. Санкт-Петербурге (л.д. 31).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Куксов М.П. в период с ****год по ****год зарегистрирован по адресу: г. Иркутск, <адрес> (л.д. 29).
По указанному адресу регистрации Куксова М.П. сотрудником военного комиссариата направлялась повестка о необходимости явки в отдел военного комиссариата на ****год (л.д. 34).
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Ленинского района г. Иркутска от ****год, Куксов М.П. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований на осгновании п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской и военной службе» от ****год № 53-ФЗ передан в запас по достижению 27-летнего возраста (л.д. 7).
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что Куксов М.П. не исполнил воинскую обязанность, не имея на то уважительных причин, об изменении места жительства в отдел ФКУ «Военный комиссариат Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска Иркутской области» не сообщал, после отчисления из высшего образовательного учреждения 01.10.2015 законных оснований не проходить военную службу не имел, на протяжении длительного времени уклонялся от призыва на военную службу.
Исходя из приведенных выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Куксова М.П. сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с ****год до достижения им 27-летия, то есть до ****год.
Обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии, в том числе по окончании действия отсрочки от призыва на военную службу, возложена на военные комиссариаты.
В период с ****год до ****год отделом Военного комиссариата по Иркутской области по Ленинскому и Свердловскому административным округам г. Иркутска принимались необходимые меры по вызову Куксова М.П. для прохождения мероприятий, связанных с осуществлением призыва на военную службу, что подтверждается представленной в материалы дела повесткой, а также соответствующим обращением должностного лица, направленным в органы УФМС России по Иркутской области с целью розыска призывника.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а также сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Этой же нормой Федерального закона на граждан, состоящих на воинском учете, возлагается обязанность явки в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (п. 2 ст. 10).
Таким образом, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, возложена обязанность сообщать в военный комиссариат об изменении своего места жительства и являться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Между тем, Куксов М.П., зная о том, что утратил право на отсрочку, предоставленную ему в связи с обучением в высшем учебном заведении, сведений об изменении фактического места жительства в военный комиссариат не сообщал, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Следовательно, у призывной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия в отношении Куксова М.П. решения о зачислении в его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Куксова Максима Петровича о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Ленинского района г. Иркутска от ****год о признании Куксова М.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
признании незаконным решения начальника отдела военного комиссариата от ****год о зачислении в запас Куксова М.П., 1989 г. рождения на основании абз. 7, п. 1 ст. 52 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ****год.
Судья Н.Р. Мухаметова