8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании решения и действий незаконными № 2а-3767/2017 ~ М-1434/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2017 года Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.

при секретаре Шермаковой (имя и отчество)

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асташова (имя и отчество) к призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> и <адрес> <адрес> края о признании решения и действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Асташов (имя и отчество) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными: решения призывной комиссии <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на военную службу; действий военного комиссариата <адрес> и <адрес> <адрес> по вынесении заключения о категории годности; действий военного комиссариата <адрес> и <адрес> <адрес> по выдаче повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГг.

Требования мотивированы тем, что военный комиссариат <адрес> и <адрес> не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в структуру военного комиссариата <адрес> и действует исключительно от его имени, а согласно выписки из ЕГРЮЛ в полномочия военных комиссариатов входит лишь осуществление деятельности связанной с обеспечением безопасности, деятельность по проведению медицинских мероприятий, в частности медицинское освидетельствование в рамках Положения о военно-врачебной экспертизы, не входит в полномочия военных комиссариатов, вследствие чего решения, основанные на проведенных медицинских мероприятиях, являются незаконными и нарушают права административного истца. Поскольку медицинское освидетельствование административного истца было проведено не уполномоченным субъектом, а именно структурным подразделением органа, который исходя из сведений ЕГРЮЛ не занимается медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих призыву на военную службу, то и решение призывной комиссии, вынесенное на основании такого заключении о категории годности, и действия по выдаче повестки должны быть признаны незаконными.

Административный истец Асташов (имя и отчество) в зал суда не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель административного истца Забоев (имя и отчество) действующий на основании соответствующей доверенности, доводы административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика - военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> Макушкина (имя и отчество) действующая на основании соответствующей доверенности, явившись в суд, заявленные требования не признала, пояснила, что мероприятия по призыву граждан на военную службу направлены на обеспечение военной безопасности в связи с чем ответчик принимая решение о выдаче повестки после установления категории годности и принятия решения о призыве, действовал в пределах своей компетенции.

Представитель третьего лица - военного комиссариата <адрес> в зал суда не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. п. 4, 9 Положения "О военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Основными задачами военных комиссариатов являются организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подп. 20 п. 17 Положения); проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (подп. 21 п. 17 Положения).

Согласно ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы; призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п. 1), на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленном законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Пунктом 3 статьи 5.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, гражданам, признанным годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу статьи 5.1 приведенного выше ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно п. 4 ФИО1 края ДД.ММ.ГГГГ №-рг "Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2017 года" министерству здравоохранения <адрес> поручено обеспечить организацию амбулаторного и стационарного обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, в медицинских организациях, подведомственных министерству, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; своевременно организовать направление по заявкам военного комиссариата <адрес> недостающих врачей-специалистов и среднего медицинского персонала из медицинских организаций, подведомственных министерству, для работы в военно-врачебных комиссиях отделов военного комиссариата <адрес> края по муниципальным районам и городским округам и в военно-врачебной комиссии военного комиссариата <адрес>; организовать направление по заявке военного комиссариата <адрес> среднего медицинского персонала из медицинских организаций, подведомственных министерству, для организации круглосуточного дежурства на краевом сборном пункте <адрес> в период отправок призывников с краевого сборного пункта к месту прохождения военной службы.

    

Как следует из материалов дела Асташов (имя и отчество) состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес> <адрес>

    ДД.ММ.ГГГГ Асташов (имя и отчество) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прошел медицинское освидетельствование в отделе военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес>, после чего врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, дано заключением о годности Асташова (имя и отчество) к военной службе по категории А-3. На основании данного заключения решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Асташов (имя и отчество) призван на военную службу.

Асташову (имя и отчество) была выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ

Установленные судом обстоятельства подтверждаются копией учетной карты призывника, выпиской из протокола заседания призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, результатами лабораторных исследований.

Доводы административного истца о том, что медицинское освидетельствование Асташова (имя и отчество) было проведено не уполномоченным субъектом, который исходя из сведений ЕГРЮЛ занимается деятельностью, связанной с обеспечением военной безопасности, а не медицинским освидетельствованием граждан не основаны на законе, и судом не принимаются, поскольку противоречат материалам дела.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п.2 ч. 1 Указа Президента РФ от 07.12.2012г. «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», Военный комиссариат создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности. В одну из основных задач военного комиссариата входит организация и осуществление воинского учета граждан. Воинский учет граждан производится с целью обеспечения и качественного совершенствования вооруженных сил РФ, поддержания их готовности к согласованным действиям по предотвращению внешних и внутренних угроз, охране и защите государственной границы, то есть в целом – для обеспечения военной безопасности.

В связи, с чем указание в сведениях об основном виде деятельности военного комиссариата <адрес> деятельности, связанной с обеспечением военной безопасности не является основанием для признания решения призывной комиссии и действий ответчика незаконными.

Доводы административного истца о том, что деятельность ответчика по организации освидетельствования не относится к деятельности связанной с обеспечением безопасности, а является деятельностью в области медицины судом не принимаются поскольку основаны на неверном толковании норм права и являются ошибочными.

Более того, суд приходит к выводу, что решение о призыве Асташова (имя и отчество) на военную службу и заключение о его годности к военной службе приняты уполномоченным органам в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, порядок проведения медицинского освидетельствования по призыву на военную службу соблюден и выполнен в полном объеме, в установленные сроки, в связи с чем, оснований о признании действий незаконными и для отмены решения призывной комиссии не имеется. Сведений о создании призывной комиссии с нарушением закона либо отсутствии у членов призывной комиссии права на участие в комиссии и дачу заключения о состоянии здоровья призывника Асташова (имя и отчество) и категории годности его к прохождению военной службы суду не представлено.

Исследовав все имеющиеся в деле материалы, судом не установлено нарушение прав административного истца действиями административного ответчика, в результате чего суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Асташова (имя и отчество) к призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> и <адрес> <адрес> о признании решения и действий незаконными.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 30 мая 2017 года.

Председательствующий судья                    Прохорова Л.Н.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн