Дело № 2а-791/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Хоренко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «ОК» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Омский каучук» обратилось в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки № № Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее по тексту – Управление Росприроднадзора по Омской области) вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № №, согласно которому Обществу предписано в соответствии с разработанным проектом рекультивации нарушенных земель в результате размещения и захоронения отходов производства, прошедшего государственную экологическую экспертизу, провести работы по рекультивации на земельном участке, расположенном в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Считают данное предписание незаконным, нарушающим законные права и интересы Общества, поскольку оно не отвечает принципу исполнимости.
В ДД.ММ.ГГГГ году по результатам проверки Федеральной службой в сфере природопользования Обществу выдано предписание о прекращении размещения промышленных и бытовых отходов на отведенной территории (земельные участки, отведенные ОЗСК на основании Решения Омского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного в <адрес>). Во исполнение указанного предписание Общество прекратило эксплуатацию участков, заключило договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Промэкология» на проведение комплекса работ по рекультивации полигона промышленных отходов, включающих в себя проведение инженерно-геодезических изысканий; инженерно-геологических изысканий; инженерно-экологических изысканий; сдачу проектной документации на государственную экспертизу и получение положительного заключения после ее прохождения; разработку проекта рекультивации полигона промышленных отходов согласно сметам; сопровождение сдачи проектной документации в органы государственной экспертизы и получение положительного заключения; строительные работы по проведению рекультивационных работ на полигоне. Часть работ выполнена в ДД.ММ.ГГГГ годах, результаты которых содержатся в технических отчетах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору с ООО «Промэкология» зафиксировано начало выполнения работ по разработке проекта рекультивации полигона промышленных отходов согласно сметам. Впоследствии в договор вносились изменения сторонами путем подписания иных дополнительных соглашений. После разработки проекта рекультивации полигона промышленных отходов, стороны, условиями дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ согласовали приступить к выполнению первого этапа работ, предусмотренного проектом рекультивации, ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.1); завершить работы, предусмотренные проектом рекультивации, ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.2); сроки выполнения промежуточных этапов работ определены в графике проведения работ (п. 4). Первым видом работ технического этапа является изъятие отходов, начало проведения 01.2016. Проведение биологического этапа определено в период с 05.2019-10.2019, 05.2010-10.2020. В 2015 ООО «Промэкология» разработана проектная документация по рекультивации полигона промышленных и бытовых отходов Общества, согласно которой проведение биологического этапа происходит в течение более 5 лет.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проведения рекультивации земельного участка в установленные в предписании сроки, которое не может менять сроки и порядок рекультивации, предусмотренного проектной документацией.
Изъятие отходов, согласно графику, будет произведено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что уже выходит за сроки, указанные в предписании. ООО «Промэкология» сможет приступить к выполнению данных работ в ДД.ММ.ГГГГ года, когда будет получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Следовательно, сроки проведения биологического этапа также будут отодвинуты и начнутся ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая описанные работы на стадии биологического этапа, сроки их проведения, окончание проведения рекультивации придется на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанное предписание не обладает признаком исполнимости, учитывая указанные в нем сроки.
Просят признать незаконным предписание Управления Росприроднадзора по Омской области об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ПАО «ОК» Храпова И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ года выполнено в полном объеме. В ходе исполнения работ в рамках договора с ООО «Промэкология» возникли ряд трудностей, в связи с чем проведение работ затягивается. Кроме этого, рекультивация - это очень затратный вид работ, на данный момент потрачено уже более <данные изъяты> млн. рублей. В настоящее время разработана проектная документация. Указывая сроки этапов рекультивации в иске Общество исходит из проектной документации ООО «Промэкология».
Представитель ПАО «ОК» Обухов А.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал. Указал, что ПАО «ОК» не оспаривает факт наличия обязанности по проведению работ по рекультивации земельного участка. Между тем, учитывая объем работ, который необходимо произвести, данный процесс является длительным. В частности, в ДД.ММ.ГГГГ году выяснилось, что площадь земельного участка, на котором располагались отходы составляет <данные изъяты> га, в то время как правоустанавливающие документы у Общества имеются только на <данные изъяты> га. В настоящее предпринимаются действия, направленные на получение необходимых документов на указанный земельный участок. В отсутствие указанных документов Общество не имеет возможности согласовать и утвердить имеющийся проект рекультивации. Законодательство не устанавливает сроки проведения рекультивации, как и сроки разработки проекта рекультивации. Указанные в исковом заявлении сроки проведения рекультивации обоснованы имеющейся у Общества проектной документацией, в то время как сроки, установленные в предписании, ничем не обоснованы.
Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области Саввина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Указала, что в результате исполнения оспариваемого предписания земельный участок должен быть хотя бы освобожден от отходов. Также отметила, что при наличии каких-либо неясностей в предписании Общество может обратиться в Р. за соответствующими разъяснениями.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы-поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ №, они определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми лицами.
В пункте 4 Основных положений предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений).
В соответствии с ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
По смыслу вышеуказанных норм права рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.
Из материалов дела следует, что ПАО «ОК» является крупным предприятием нефтехимической промышленности России. Согласно выписки из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности ПАО «ОК» является производство синтетического каучука в первичных формах.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «ОК» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена плановая выездная проверка законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на наличие выявленных нарушений, выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
В соответствии с указанным предписанием на ПАО «ОК» возложена обязанность при осуществлении производственной деятельности обеспечить выполнение ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», для этого не осуществлять захоронение отходов в границах города Омска. Кроме этого указано, что после окончания эксплуатации собственного объекта размещения отходов (полигона ОАО «ОК») обеспечить выполнение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, предусматривающей, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Срок исполнения предписания установлен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «ОК» (заказчик) и ООО «Промэкология» (исполнитель) был заключен договор №, предметом которого является проведение комплекса работ по рекультивации полигона промышленных отходов ОАО «ОК», цех 41, с датой окончания работ – ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.3 договора). Срок действия договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а в части исполнения финансовых обязательств - до полного исполнения (п. 10.1 договора) (л.д. 19-21).
Приложением № к указанному договору является календарный план, которым предусмотрены сроки выполнения работ в рамках исполнения данного договора, в том числе, работ по разработке проекта рекультивации полигона промышленных отходов, со сроком выполнения с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; по проведению государственной экспертизы проекта, со сроком выполнения с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; по проведению рекультивационных работ на полигоне, со сроком выполнения с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 22).
К договору № от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно заключались дополнительные соглашения, которыми, в том числе, изменялись сроки проведения работ, установленные вышеуказанным календарным планом от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок проведения рекультивационных работ на полигоне с ДД.ММ.ГГГГ по окончании работ (л.д. 27); дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ изменен график проведения работ по рекультивации полигона промышленных отходов: срок изъятия отходов с зон 1,2,5,7, их переработка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; засыпки карт для жидких отходов - с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; перемещение твердых коммунальных отходов из зоны 3 на карты жидких отходов - с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; выборочная планировка территории по мере проведения работ, создание рельефа для обеспечения водоотведения - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; создание противофильтрационного экрана на картах жидких отходов - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; проведение биологического этапа рекультивации - с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
При этом первоначально установленные сроки разработки проекта рекультивации и проведению государственной экспертизы проекта не изменялись.
В рамках исполнения обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промэкология» выполнило часть работ в ДД.ММ.ГГГГ году, включая инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания, результаты которых отражены в технических отчетах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ году ООО «Промэкология» разработана проектная документация рекультивации полигона производственных и твердых бытовых отходов ОАО «ОК», которая до настоящего времени не согласована и не утверждена в установленном законом порядке (л.д. 80-92).
На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица №-р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «ОК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований, установленных законодательством РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям; выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде; по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по обеспечению безопасности государства; по ликвидации последствий причинения такого вреда.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на наличие выявленных нарушений, ПАО «ОК» выданы ряд предписаний, в том числе предписание № № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в соответствии которым на ПАО «ОК» возложена обязанность: провести работы по рекультивации на земельном участке расположенном в <адрес>, в соответствии с разработанным проектом рекультивации нарушенных земель в результате размещения и захоронения отходов производства прошедшего государственную экологическую экспертизу. Срок выполнения установлен – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).
Постановлениями государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Омской области Управления Росприроднадзора по Омской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ОК» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафов, которые Обществом были оплачены.
В соответствии с п. 28 Основных положений о рекультивации земель контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Р.) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Как следует из п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Таким образом, Управление Росприроднадзора по Омской области правомерно в рамках предоставленных полномочий вынесло оспариваемое по настоящему делу предписание, а мероприятие, указанное в предписании, соответствует требованиям земельного законодательства и характеру выявленного нарушения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Более того, в ходе рассмотрения дела ПАО «ОК» не оспаривало наличие у него обязанности по проведению рекультивации указанного земельного участка.
Довод административного истца о том, что работы по рекультивации невозможно провести в установленные в предписании сроки, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Разработка проекта рекультивации осуществляется по заказу и за счет лица, допустившего загрязнение земельного участка.
Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, проекты рекультивации нарушенных земель должны утверждаться собственниками земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 приложения № к Основным положениям о рекультивации нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результат производственной деятельности.
Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Как указывалось выше, согласно п. 4 Основных положений рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Согласно пункту 9 Основных положений сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.
Пунктом 1 Основных положений установлено, что объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки - сдачи рекультивированных земель.
По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством (п. 22 Основных положений).
Судом установлено, что в настоящее время в ПАО «ОК» разработана проектная документация рекультивации полигона производственных и твердых бытовых отходов ОАО «ОК», которая не утверждена в установленном законом порядке.
Согласно пояснений представителей административного истца утверждение указанного проекта и прохождение им государственной экологической экспертизы невозможно в виду отсутствия необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок площадью <данные изъяты> га, о чем Обществу стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ году.
Между тем, ссылки Общества на данные обстоятельства суд находит необоснованными.
Акционерное общество открытого типа «ОК» создано в процессе приватизации государственного предприятия «ОЗСК», зарегистрированного решением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, и является его правопреемником.
В соответствии с решением Исполкома городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка зск под строительство шлаконакопителя и отвала отходов завода» был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>. Решением городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка ОЗСК под отвал для захоронения и уничтожения отходов завода» в северо<адрес> площадью <данные изъяты> га.
Учитывая, что ОАО «ОК» (в настоящее время ПАО) является правопреемником государственного предприятия «ОЗСК», Обществом использовались указанные земельные участки для размещения промышленных и бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец не мог не знать, какой площадью земельный участок используется для размещения отходов, при этом не предпринял никаких мер в целях установления наличия правоустанавливающих документов на данных земельный участок, и при их отсутствии оформления необходимых документов.
Из предоставленных в материалы дела документов следует, что уже в <данные изъяты> году при проведении ООО «Промэкология» первых этапов работ в рамках исполнения договора № от ДД.ММ.ГГГГ все обследования и работы проводились на земельном участке площадью <данные изъяты> га.
Из пояснений представителя административного истца Обухова А.О. следует, что первоначальный календарный план работ по рекультивации полигона промышленных отходов ОАО «ОК», которым срок окончания работ по рекультивации был установлен <данные изъяты> года, был разработан после изучения исполнителем ООО «Промэкология», являющейся специализированной организацией в области мониторинга загрязнения окружающей среды, всех необходимых документов.
Таким образом, уже на данном этапе возможно было установить отсутствие необходимых документов на земельный участок и принять меры для его оформления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Более того, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени каких-либо реальных мер в данном направлении предпринято не было, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Ссылки административного истца на то, что установленные в предписании сроки ничем не обоснованы, в то время как указанные ими сроки полностью обоснованы представленной документацией, также не могут быть приняты во внимание.
Так, сроки и порядок проведения рекультивации нарушенных земель устанавливается только проектом рекультивации земель.
В данном случае в обоснование сроков проведения рекультивации административный истец ссылается на договор с ООО «Промэкология», который проектом рекультивации не является.
Даже если исходить из указанного договора, работы по разработке проекта рекультивации и проведению его государственной экспертизы должны были быть окончены еще в ДД.ММ.ГГГГ года, а с ДД.ММ.ГГГГ года должны быть начаты работы по изъятию отходов с участка (л.д. 22). Между тем с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время никакие работы на земельном участке не ведутся.
Более того, суд отмечает, что устанавливая сроки проведения рекультивации, в частности дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года, срок действия самого договора № согласно п. 10.1 установлен до ДД.ММ.ГГГГ, его пролонгация после окончания срока действия условиями договора не предусмотрена. Дополнительными соглашениями срок действия договора не продлевался. Следовательно, в данной ситуации можно говорить о том, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие с наступлением предусмотренного в пункте 10.1 срока.
Не утвержденная в установленном законом порядке проектная документация рекультивации ОАО «ОК» сроков проведения рекультивации, в частности, срока начала и окончания технического ее этапа, не содержит.
Исходя из анализа правовой природы предписания следует, что предписание - это акт реагирования соответствующего контролирующего либо надзорного государственного органа (в том числе, и Управления Росприроднадзора по Омской области) на допущенное и выявленное в ходе проверки (проверочных мероприятий) нарушение действующего законодательства.
Административный ответчик в силу возложенных на него полномочий обязан не только выявить нарушение и принять меры к его устранению, но и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений. Поэтому Росприроднадзор обязан установить срок исполнения предписания, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенного нарушения.
При рассмотрении дела утвержденный проект рекультивации с установленными в нем сроками ее проведения, административным истцом не представлен, доказательства того, что заявленный срок не является разумным применительно к возможности Общества осуществить рекультивацию земельного участка в данные сроки, отсутствуют.
Отсутствие проекта рекультивации земельного участка не освобождает уполномоченный орган от указания в предписании сроков устранения выявленных нарушений.
ПАО «ОК» не доказал невозможность осуществления рекультивации земельного участка в сроки, установленные в предписании.
Суд также обращает внимание на тот факт, что установление в предписании срока устранения выявленного нарушения не препятствует заявителю обратиться в Управление Росприроднадзора по Омской области с заявлением о продлении этого срока на основании разработанного и согласованного проекта рекультивации.
Также необходимо отметить, что рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ, что прямо предусмотрено законодательством, в связи с чем ПАО «ОК», используя указанный земельный участок для размещения отходов в течение длительного времени, обязан был предпринять установленные законом меры для его восстановления, в том числе, путем проведения рекультивации, и в отсутствие указания на это в предписании Федеральной службой по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного истца о возможном привлечении их к административном ответственности в будущем, не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение права в данном случае имеет предполагаемый характер, в силу ст. 4 КАС РФ суд не осуществляет защиту возможного нарушения прав на будущее.
Более того, сам факт противоправного поведения общества, выраженный в неисполнении законного предписания государственного органа, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов такого лица.
Согласно ст. 227 КАС Российской Федерации для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
При рассмотрении настоящего дела указанная совокупность условий отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ПАО «ОК» требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления ПАО «ОК» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области о признании незаконным предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Решение суда вступило в законную силу 31.05.2017