8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании предписания незаконным № 2а-2909/2017 ~ М-3192/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-2909/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        

7 ноября 2017 года                                город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ТК «Север» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТК «Север» обратилось в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Росреестра по Омской области, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Общество было привлечено к административной ответственности по ч. <данные изъяты> КоАП РФ – за использование части земельного участка (учётный номер №) с кадастровым номером № не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Также ДД.ММ.ГГГГ Обществу выдано предписание об устранении выявленного нарушения, которым на ООО «ТК «Север» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение путем прекращения нецелевого использования земельного участка, либо путем изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Считает данное предписание незаконным как нарушающее права и законные интересы юридического лица в предпринимательской деятельности.

Указывают на то, что из содержания предписания следует, что Общество признано виновным в использование части земельного участка (учётный номер №) с кадастровым номером № не по целевому назначению, между тем, устранить допущенное нарушение предписывается путем прекращения нецелевого использования, либо путем изменения вида разрешенного использования всего земельного участка, что не соответствует существу и характеру вменяемого правонарушения. Кроме того, указанное предписание выдано до вступления в законную силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть при его выдаче факт наличия в действиях Общества состава и события административного правонарушения не исследовался. Полагают, что выдача предписания об устранении административного правонарушения до рассмотрения дела об административном правонарушении и вступления в законную силу акта, принятого по результатам его рассмотрения, является незаконным, поскольку возлагает на лицо, которому выдается предписание, обязанность по устранению юридически не установленного факта.

Просит признать незаконным и отменить предписание Управления Росреестра по Омской области об устранении выявленного нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ; одновременно просят восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего иска.

В дополнении к административному иску ООО «ТК «Север» указывает, что обжалуют законность выданного предписания только с точки зрения момента его выдачи, то есть выдачи до момента оценки на предмет законности судом постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что в силу положений Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора предписание вместе с актом проверки выдается только за нарушение обязательных требований, за которые не предусмотрена административная ответственности.

В судебном заседании представитель ООО «ТК «Север» Молоков А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему, поддержал, указал, что факт наличия указанных в предписании нарушений они не оспаривают. Пояснил, что фактически выдача предписания означает признание лицо виновным в совершении правонарушении еще до рассмотрения дела об административном правонарушении. По итогам проверки должно либо выдаваться предписание, либо осуществляться привлечение лица к административной ответственности.

Представитель Управления Росреестра по Омской области Комиссаров Д.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Указал, что согласно положений Административного регламента предписание выдаётся по завершении проведения проверки, что и было сделано в рассматриваемом случае. Бывают случаю, что по результатам проверки выдается только предписание без привлечения проверяемого лица к административной ответственности.

Специалист-эксперт Управления Росреестра по Омской области. государственный инспектор Омской области по использованию и охране земель Бойко П.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела копия предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, получена директором Общества в тот же день – ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в суд с иском административный истец мог обратиться до ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально заявление о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подано ООО «ТК «Север» ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Омской области, которое арбитражным судом было принято к производству.

В производстве арбитражного суда дело находилось <данные изъяты>, и определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено ввиду не подведомственности (л.д. №).

Период рассмотрения дела арбитражным судом при разрешении вопроса о соблюдении административным истцом процессуального срока обращения в суд не подлежит учету, поскольку в указанный промежуток времени срок на обращение в суд общей юрисдикции пропущен ООО «ТК «Север» по уважительным причинам, так как общество полагало, что реализовало свое право на судебную защиту в арбитражном суде, которым заявление было принято к производству и рассматривалось более <данные изъяты>.

В Первомайский районный суд г. Омска настоящее административное исковое заявление было подано согласно штампу входящей корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Таким образом, с учетом исключения периода нахождения иска ООО «ТК «Север» на рассмотрении в арбитражном суде, суд приходит к выводу, что административным истцом срок обращения в суд с заявленными требованиями не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 1 ЗК Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории и определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и исходя из разрешенного использования таких земель в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В статье 42 ЗК Российской Федерации закреплена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Осуществление государственного земельного надзора производится уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии со статьей 71 ЗК РФ, положением о государственном земельном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), Административным регламентом.

Статья 71 ЗК Российской Федерации определяет, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора) (пункт 2). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3).

Пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), к числу органов, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, отнесена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

К полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов относится осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (пункт 3 Положения).

В пункте 6 Положения определено, что в рамках государственного земельного надзора осуществляется, в том числе принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Административный регламент).

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено в <адрес>, отнесенный к категории земель – земли населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования – земли общего пользования под улицей, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска (арендодатель) и ООО «ТК «Север» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № №, согласно которого часть указанного земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м с учетным номером № предоставлена в аренду для размещения некоммерческой парковки ООО «ТК «Север» (л.д. №).Распоряжением Управления Росреестра по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТК «Север» с целью осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований земельного законодательства РФ, основанием для проведения проверки послужило обращение фио1. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о законности размещения платной автостоянки на <адрес>, акт административного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, представление о назначении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

По результатам проверки административным ответчиком составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что часть земельного участка с кадастровым номером № используется ООО «ТК «Север» с целью оказания услуг платной автостоянки, размещения торгового киоска площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего вывеску «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», в связи с чем неисполнение ООО «ТК «Север» обязанности, предусмотренной ст. 42 ЗК РФ, влечет наступление события административного правонарушения, предусмотренного ч. № КоАП РФ (<данные изъяты>) (л.д.№).

По итогам проверки ООО «ТК «Север» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, где предписано устранить допущенное нарушение путем прекращения нецелевого использования земельного участка либо путем изменения вида разрешенного использования земельного участка, срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель, специалистом-экспертом Управления Росреестра по Омской области Бойко П.В. был составлен протокол об административном нарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. № КоАП РФ (л.д. №).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Омской области фио2 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТК «Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. № КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. №).

Решением судьи Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части назначенного наказания с заменой его на предупреждение, в остальной части постановление оставлено без изменения (л.д. №).

Факт наличия установленных в ходе проверки нарушений ООО «ТК «Север» не оспаривается.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ООО «ТК «Север» оспаривает законность предписания № от ДД.ММ.ГГГГ относительно момента его выдачи.

Пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно пп. № п. № Административного регламента должностные лица Росреестра и его территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

Пунктом № Административного регламента установлено, что по результатам внеплановой проверки должностное лицо проводящее проверку в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания.

Предписание представляет собой обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нормативных нарушений, выдаваемое физическому или юридическому лицу (его представителю) должностным лицом (лицами), осуществляющим (осуществляющими) мероприятие по контролю.

Согласно п. № Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам проверки - является акт проверки, в котором в том числе должны быть отмечены выявленные нарушения обязательных требований.

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

Форма предписания установлена Приказом об утверждении предписания (п. № Административного регламента).

В соответствии с п. № Административного регламента срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.

В силу п. № Административного регламента в случае выявления при проведении проверки юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей или граждан нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном действующим законодательством порядке.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из анализа указанных положений действующего законодательства следует, что какого-либо запрета на выдачу предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства по итогам проверки до составления протокола об административном правонарушении и вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении, они не содержат.

Напротив, из указанных положений следует, что по итогам проверки при наличии нарушения требований земельного законодательства выдается предписание по их устранения, а при выявлении нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, лицо в отношении которого проводилась проверка, привлекается к административной ответственности.

Возбуждение дела об административном правонарушении и вынесение предписания об устранении нарушений земельного законодательства имеют различные правовые основания.

Привлечение виновного лица к административной ответственности и наложение предусмотренного КоАП РФ наказания, является одной из форм воздействия на нарушителя за уже выявленный факт, но не является конечной целью земельного надзора, поскольку не достигнуты задачи, предусмотренные статьей 71 ЗК РФ.

Предписание выдается уполномоченным органом не в целях устранения административного правонарушения, как полагает административный истец, а в целях устранения (прекращения) выявленных им нарушений земельного законодательства, поскольку вынесение предписания возможно и в случае не привлечения лица к административной ответственности.

Ссылки административного истца на наличие двойной ответственности при выдаче предписание и привлечении лица к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. № Административного регламента, если к моменту окончания указанного в предписании срока устранения нарушений законодательства постановление по делу об административном правонарушении не вынесено, или вынесенное постановление не вступило в законную силу, срок исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства подлежит продлению на основании ходатайства лица, которому выдано предписание.

Пунктом № Административного регламента предусмотрено, что предписание об устранении выявленного нарушения законодательства не выдается, а выданное предписание отменяется, в том числе, вышестоящим должностным лицом при наличии достаточных оснований (отсутствие события административного правонарушения, вступившее в силу решение суда и другие) по заявлению лица, которому было выдано предписание.

Как указывалось выше, факт наличия нарушений в целях устранения которых выдано оспариваемое предписание, стороной административного истца не оспаривается.

На основании изложенного суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административного искового заявления ООО «ТК «Север» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании предписания незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Мотивированное решение составлено 13 ноября 2017 года

Судья                                    Решение суда не вступило в законную силу

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн