РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2017 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.С.,
при секретаре Касачёвой Е.С.,
с участием представителя административного истца - <ФИО>1, представителя административного ответчика - <ФИО>2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер> по административному иску Администрации муниципального района <адрес> муниципального образования к Службе государственного жилищного надзора <адрес> о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Администрация муниципального района <адрес> муниципального образования (далее Администрация) обратилась в суд с иском об оспаривании предписания, указав в обоснование, что в адрес Администрации поступило предписание Службы государственного жилищного надзора <адрес> (далее Служба) по результатам проведения внепланового мероприятия по региональному государственному жилищному надзору <номер>, составленного <дата> в <адрес>.
Объектом обследования являлось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>2.
Согласно указанному предписанию Администрация в срок до <дата> обязана устранить установленные факты нарушений:
- Неисправное состояние наружных и внутренних стен перегородок, разрушение, повреждение фактурного слоя наружных стен (местами трещины, разрушения, следы намокания, темные пятна, высолы от атмосферных осадков). Местные разрушения штукатурки (повреждения, следы намокания, темные пятна) стен и перегородок. Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены: п.4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.9, 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя РФ от <дата>.
-Неисправность полов в жилых помещениях (повреждение полов, разрушение окрасочного слоя, щели за плинтусами, подвижность, местные просадки, истирание, рассыхание, коробление досок, скрип, загнивание, прогибы). Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены п.4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Правил и норм.
-Неисправное состояние чердачных перекрытий: прогибы, трещины, повреждения, поражения гнилью, деформация, снижающая несущую способность и устойчивость перекрытия. Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены п.п.4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм.
- Неисправное состояние оконных заполнений: неплотности по периметру оконных коробок, разрешение замазки в фальцах, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление и разрешение окраски оконных коробок, переплетов, проникание атмосферной влаги через заполнение проемов, щели в соединениях отдельных элементов между собой. Нарушены п.п. 4.7.1, 4.7.2 Правил и норм.
Предписание является незаконным, поскольку действующее законодательство не относит к полномочиям муниципального района вопросы, связанные с жилищным фондом, и не позволяет использовать бюджетные средства на решение вопросов, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления района или поселения.
Согласно уведомлениям зарегистрированные права в ЕГРП на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>2, отсутствуют.
Поскольку капитальный ремонт жилого помещения, не являющегося муниципальной собственностью муниципального района <адрес> муниципального образования, не относится к вопросам местного значения муниципального района, то не может быть отнесен и к расходам муниципального района.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным предписание Службы государственного жилищного надзора <адрес> <номер>, составленное <дата> в <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца – <ФИО>1 исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – <ФИО>2 против удовлетворения административного иска возражал, представил письменный отзыв, в котором указал, что собственником квартиры по адресу: <адрес>. Соответственно, последняя является и лицом, ответственным за проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также жилого помещения <номер> по указанному адресу, являющегося муниципальной собственностью. При этом, заключение договора безвозмездного пользования <номер> между <адрес> и администрацией сельского поселения Железнодорожного муниципального образования, не освобождает административного истца от обязанности по содержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности в надлежащем состоянии. Полагал, что предписание, вынесенное именно в адрес Администрации является законным. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не представил, о судебном разбирательстве извещен надлежащем образом.
В порядке ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц, соблюдения сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ), а обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Проверяя соблюдение административным истцом сроков обращения с административным иском, суд исходит из требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ, учитывает, что административным истцом оспаривается предписание от <дата>, принимает во внимание, что с административным иском Администрация обратилась <дата>, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок обращения с иском в суд административным истцом не пропущен.
Согласно ст. 17 Федерального закона от <дата> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае выявления контролирующим органом по результатам проведения соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. Одним из критериев законности предписания является конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для лица в силу закона. Из указанного следует, что предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о службе государственного жилищного надзора <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата> <номер>-пп, Служба государственного жилищного надзора <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору.
Согласно пункту 7 указанного Положения Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет, в числе прочих, следующие функции: в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> муниципального образования <номер> от <дата> квартира по адресу: <адрес>2, общей площадью 60,7 кв.м. включена в реестр муниципальной собственности <адрес> муниципального образования на основании Постановления ВС РФ <номер> от <дата> Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из реестра по состоянию на <дата>.
<дата> между Администрацией Железнодорожного муниципального образования, действующей от имени собственника жилого помещения <адрес> муниципального образования и <ФИО>3 заключен договор социального найма жилого помещения <номер>, по условиям которого <ФИО>3 в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3-х комнат в неблагоустроенном доме, общей площадью 60, 7 кв.м., в том числе жилой 46, 3 кв.м., по адресу: п. железнодорожный, <адрес>2.
<дата> Службой государственного жилищного надзора <адрес> издано распоряжение <номер>-ср-п о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования. Согласно п.9 распоряжения в качестве мероприятия по региональному жилищному надзору указано обследование жилого помещения по адресу: <адрес> в срок с <дата> по <дата>.
<дата> в адрес Администрации направлено уведомление о проведении мероприятия по лицензионному контролю <номер>-ср-п.
<дата> составлен акт, в котором отражены факты нарушения жилищного законодательства, в адрес Администрации муниципального района <адрес> муниципального образования направлено уведомление <номер> от <дата>, в котором сообщается о необходимости прибыть для дачи объяснений, составлении, подписании и вручении протокола об административном правонарушении.
<дата> составлен акт проверки, в котором отражены следующие нарушения:
- Неисправное состояние наружных и внутренних стен перегородок, разрушение, повреждение фактурного слоя наружных стен (местами трещины, разрушения, следы намокания, темные пятна, высолы от атмосферных осадков). Местные разрушения штукатурки (повреждения, следы намокания, темные пятна) стен и перегородок. Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены: п.4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.9, 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя РФ от <дата>.
- Неисправность полов в жилых помещениях (повреждение полов, разрушение окрасочного слоя, щели за плинтусами, подвижность, местные просадки, истирание, рассыхание, коробление досок, скрип, загнивание, прогибы). Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены п.4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Правил и норм.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78- Неисправное состояние чердачных перекрытий: прогибы, трещины, повреждения, поражения гнилью, деформация, снижающую несущую способность и устойчивость перекрытия. Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены п.п.4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм.
- Неисправное состояние оконных заполнений: не плотности по периметру оконных коробок, разрешение замазки в фальцах, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление и разрешение окраски оконных коробок, переплетов, проникание атмосферной влаги через заполнение проемов, щели в соединениях отдельных элементов между собой. Нарушены пп. 4.7.1, 4.7.2 Правил и норм.
По результатам проверки Администрации выдано предписание <номер> от <дата> с указанием сроков исполнения до <дата>
<дата> Службой государственного жилищного надзора <адрес> издано распоряжение <номер>-ср-п о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Администрации муниципального района <адрес> муниципального образования. Согласно п.9 распоряжения в качестве мероприятия по региональному жилищному надзору указано обследование жилого помещения по адресу: <адрес> в срок с <дата> по <дата>.
<дата> в адрес Администрации направлено уведомление о проведении мероприятия по региональному государственному жилищному надзору <номер>.
<дата> составлен акт проверки <номер>, в котором отражены следующие нарушения:
- Неисправное состояние наружных и внутренних стен перегородок, разрушение, повреждение фактурного слоя наружных стен (местами трещины, разрушения, следы намокания, темные пятна, высолы от атмосферных осадков). Местные разрушения штукатурки (повреждения, следы намокания, темные пятна) стен и перегородок. Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены: п.4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.9, 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя РФ от <дата>.
- Неисправность полов в жилых помещениях (повреждение полов, разрушение окрасочного слоя, щели за плинтусами, подвижность, местные просадки, истирание, рассыхание, коробление досок, скрип, загнивание, прогибы). Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены п.4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Правил и норм.
- Неисправное состояние чердачных перекрытий: прогибы, трещины, повреждения, поражения гнилью, деформация, снижающую несущую способность и устойчивость перекрытия. Усматриваются признаки необходимости проведения капитального ремонта. Нарушены п.п.4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм.
- Неисправное состояние оконных заполнений: не плотности по периметру оконных коробок, разрешение замазки в фальцах, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление и разрешение окраски оконных коробок, переплетов, проникание атмосферной влаги через заполнение проемов, щели в соединениях отдельных элементов между собой. Нарушены пп. 4.7.1, 4.7.2 Правил и норм.
По результатам проверки Администрации выдано предписание <номер> от <дата> с указанием сроков исполнения до <дата>, составлен протокол <номер> об административном правонарушении от <дата>
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичное правило установлено статьей 210 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 2 статьи 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Таким образом, полномочия <адрес> муниципального образования, как собственника, по распоряжению принадлежащим ему имуществом осуществляет Администрация муниципального района <адрес> муниципального образования.
Обязанность обеспечивать проведение капитального ремонта жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, и общего имущества в многоквартирном жилом доме возложена на собственника независимо от того, действует собственник от своего имени или через управомоченное им лицо.
Судом установлено, что оспариваемое предписание выдано Службой как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения правил содержания находящейся в муниципальной собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе проверки жилого дома в <адрес> было выявлено неудовлетворительное состояние <адрес>, выразившееся неисправном состоянии наружных и внутренних стен и перегородок, разрушении, повреждении фактурного слоя наружных стен, неисправности полов, неисправном состоянии чердачных перекрытий, несправном состоянии оконных заполнений.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом, недропользованию и землеустройству администрации муниципального района <адрес> муниципального образования и администрацией сельского поселения Железнодорожного муниципального образования заключен договор безвозмездного пользования <номер> от <дата>, согласно которого муниципальный жилищный фонд, находящийся по адресу: <адрес>, п.ж.д. станция Тельма, в том числе жилое помещение по адресу: <адрес> передано в безвозмездное пользование администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования.
Факт передачи указанного имущества подтверждается актом приема-передачи от <дата>.
В судебном заседании представитель административного истца указала, что обязанности по капитальному ремонту, поддержанию имущества в надлежащем состоянии лежит на ссудополучателе – администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования, на которого в соответствии с п.2.2.2 договора возложена обязанность поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и нести расходы по его содержанию ы порядке установленном ЖК РФ и законодательством о местном самоуправлении.
Вместе с тем данный довод о том, что Администрация не является субъектом, в отношении которого должно быть вынесено предписание, в силу заключенного договора безвозмездного пользования, суд находит несостоятельным в силу следующего.
Так, вне зависимости от заключения договоров безвозмездного пользования, муниципальное образование как собственник муниципального имущества, отвечает за содержание данного имущества. Передача спорного помещения в безвозмездное пользование не освобождает муниципальное образование от законодательно установленных обязанностей собственника жилого помещения поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, несмотря на то, что договорами безвозмездного пользования на ссудополучателя могут быть возложены обязанности по текущему и капитальному ремонту помещений, несению иных расходов на их содержание. Невыполнение или ненадлежащее выполнение ссудополучателем своих договорных обязательств влечет для него гражданско-правовую ответственность перед ссудодателем. В связи с чем, несостоятельным является довод заявителя о том, что обязанность по капитальному и текущему ремонту спорного имущества лежит на ссудополучателе - администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования.
Не может быть принят во внимание и довод административного истца об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированном праве муниципальной собственности в связи со следующим.
Согласно ст. <адрес> муниципального образования, утверждённого решением <адрес>ной Думой от <дата> <номер> к полномочиям администрации района относятся реализуемые в установленном законодательством и настоящим Уставе порядке управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном районной Думой.
Реализуя свои полномочия как собственника Администрация заключила договор передачи в безвозмездное пользования спорного имущества с администрацией сельского поселения Железнодорожного муниципального образования, которое в последующем, действуя от имени собственника заключило договор социального найма <номер> от <дата> с <ФИО>3
При этом передача имущества, находящегося именно в муниципальной собственности у Администрации муниципального района <адрес> муниципального образования подтверждается постановлением от <дата> <номер>, а реализация полномочий как собственника муниципального имущества Администрацией муниципального района подтверждается соглашением о расторжении контракта <номер> от <дата> на ремонт муниципальной квартиры в <адрес>2, который заключался <дата> именно с Администрацией муниципального района <адрес> муниципального образования и ИП <ФИО>4, несмотря на наличие договора безвозмездного пользования с Администрацией сельского поселения, а также обращением ИП <ФИО>5 по вопросу проведения ремонтных работ именно к мэру <адрес> муниципального образования, а не в Администрацию сельского поселения.
При этом, представленная переписка между Администрацией муниципального района и Администрацией сельского поселения ( письма от <дата>, от <дата> от <дата> от 9<дата>) не могут служить основанием для освобождения Администрации муниципального района от обязанностей, которые возложены на Администрацию, как на собственника муниципального имущества.
В силу положений части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки могут быть признаны недействительными только в случае грубого нарушения установленных таким законом требований к организации и проведению проверок.
Между тем, недостатки в оформлении акта и предписания (такие как отсутствие в акте сведений об ознакомлении проверяемого лица с распоряжением о проведении проверки, сведений об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом проверки проверяемого лица; отсутствие в предписании подписи проверяемого лица в его получении либо сведения об отказе в получении) не отнесены пунктом 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым процессуальным нарушениям, поэтому сами по себе не влекут недействительность результатов проверки.
Кроме того, факт уведомления о начале проведения проверки, вручения акта проверки и предписания не оспаривается, административным истцом.
Оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить заявителю. При этом, такие требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно содержание предписания позволяет определить какое нарушение администрации необходимо устранить и каким способом.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, выдано лицу, которое является собственником жилого помещения, в целях устранения выявленных нарушений жилищного законодательства, и не нарушает права и законные интересы администрации.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска Администрации муниципального района <адрес> муниципального образования к Службе государственного жилищного надзора <адрес> о признании предписания Службы государственного жилищного надзора <адрес> <номер> от <дата> незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: Н.С. Краснова