Дело №2а-2864/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,
при секретаре Неверовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ореховой М. В. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа в предварительном согласовании земельного участка незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Орехова М.В. обратилась в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (далее ДМИиЗО) о признании отказа в предварительном согласовании земельного участка незаконным. Требования мотивированы тем, что Орехова М.В., желая оформить право собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение – гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на что получила отказ, в связи с тем, что данный земельный участок расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта, установления полос отвода автомобильных дорог. Отказ муниципального органа лишает административного истца права приобрести в собственность земельный участок под объектом недвижимости. Истец просит признать незаконным отказ ДМиЗО от ДД.ММ.ГГГГ №О-4897 в предварительном согласовании предоставления Ореховой М.В. земельного участка, занимаемого гаражным боксом, по адресу: <адрес> возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность Ореховой М.В.
В судебное заседание административный истец Орехова М.В. своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, обеспечила явку своего представителя в порядке ст. 54 КАС РФ.
Представитель административного истца – Николаева О.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, (сроком на три года), в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, надлежаще и своевременно извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил. В материалы дела представлены письменные возражения представителя административного ответчика, согласно которым департамент считает требования Ореховой М.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент с заявлениями о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> Из представленного заявления следует, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласовывается для дальнейшего предоставления в собственность. Образуемый земельный участок, занимаемый гаражным боксом по адресу: <адрес> расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес> утвержден Постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 №833. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Размещение объекта недвижимости (гаражного бокса №), расположенного по <адрес>, не соответствует вышеуказанному утвержденному проекту планировки. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю надлежаще и своевременно извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Учитывая надлежащее извещение административного истца, ответчика, заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения иска, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в силу ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка в собственность осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ореховой М.В. на праве собственности принадлежит помещение, назначение: нежилое, общая площадь 30,9 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приобретено на основании акта рабочей комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Из кадастрового паспорта следует, что указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ Орехова М.В. обратилась в ДМиЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> на основании подпункта 2 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года N 833.
В соответствии со ст. 32 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", зоны территорий объектов автомобильного транспорта включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
Основные виды разрешенного использования: 1) автомобильный транспорт (код - 7.2), за исключением размещения автомобильных дорог вне границ населенного пункта; 2) общее пользование территории (код - 12.0); 3. Условно разрешенные виды использования: 1) обслуживание автотранспорта (код - 4.9); 2) связь (код - 6.8), за исключением антенных полей; 3) среднеэтажная жилая застройка (код - 2.5), в части размещения подземных гаражей. Вспомогательный вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта (код - 4.9), в части размещения стоянок.
Предельные (минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для объектов, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования, указанными в настоящей статье, определяются в соответствии с техническими регламентами.
На основании классификатора видов разрешенного использования земельных участков, указанных в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования - «автомобильный транспорт», предполагает размещение автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений; размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающие работу транспортных средств, размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту (7.2).
Как следует из Постановления мэра г. Красноярска № 46 от 14.02.1992, гаражный бокс на указанном земельном участке был построен и введен в эксплуатацию в 1992 году.
Таким образом, в настоящее время на спорном земельном участке находится принадлежащее истцу на праве собственности нежилое помещение (гараж), следовательно, земельный участок, расположенный непосредственно под указанным нежилым сооружением, не является и не может являться местами общего пользования. Решение об изъятии либо резервировании данных земельных участков для государственных либо муниципальных нужд на момент рассмотрения дела не принято.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления на основании предложений, в том числе и физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 № В-122, приняты и вступили в силу после создания указанного выше сооружения и приобретения истцом права собственности на него, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон, в которых расположены нежилые сооружения, принадлежащие истцу при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанных зонах объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого сооружением не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Каких-либо доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель с особыми условиями, связанными с охраной объектов культурного наследия, изъяты из оборота или ограничены в обороте, имеется договор застройки на указанные земельные участки, либо спорный земельный участок предназначен для федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, суду не представлено.
Каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, там расположен только гаражный бокс, который находятся в собственности истца. При этом площадь и границы земельного участка определены с учетом расположения на нем указанного объекта недвижимости.
Исходя из содержания частей 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, которые свидетельствовали бы об отнесении данного участка к земельным участкам общего пользования, а также то обстоятельство, что данный земельный участок не изъят из оборота, и не зарезервирован в установленном законном порядке, учитывая, что право собственности на нежилое помещение у истца возникло до утверждения проекта планировки межевания Исторического центра г. Красноярска, проекта планировки улично-дорожной сети территории общественного пользования городского округа город Красноярск, проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части и жилого района «Удачный», суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа административному истцу департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в согласовании предоставления земельного участка и признает указанный отказ незаконным.
Учитывая, что единственным основанием для отказа ДМиЗО в предварительном согласовании предоставления в собственность истцу земельного участка по адресу: <адрес> указано, что размещение объекта недвижимости (гаражного бокса) не соответствует проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, суд, устраняя допущенное нарушение права в соответствии с ч. 2,3 ст. 227 КАС РФ, считает возможным возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос по предварительному согласованию предоставления в собственность Ореховой М.В. земельного участка по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку административный ответчик не представил доказательства, подтверждающие необходимость дополнительного временного срока для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Ореховой М. В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 13.04.2017 года № О-4897 в предварительном согласовании предоставления Ореховой М. В. земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть вопрос по предварительному согласованию предоставления в собственность Ореховой М.В. земельного участка по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А. Вербицкая