РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Агеевой О.С.,
с участием представителя административного истца <ФИО>4, представителя административного ответчика <ФИО>5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <ФИО>2 к администрации <адрес> о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>2 обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование иска указала, <дата> администрацией <адрес> был принят отказ <номер> в переводе нежилого помещения в жилое, а именно помещения общей площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес>-а (этаж: мансарда <номер>).
Основанием отказа послужило ссылка администрации на ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, СП 54.13330.2011, Постановление Правительства РФ от <дата> <номер>, а именно: согласно представленному поэтажному плану многоквартирного <адрес>-а по <адрес>, доступ в вышеуказанное переводимое нежилое помещение происходит только через лестничную площадку в коридор общей площадью <данные изъяты> По мнению администрации, данные помещения не являются общим имуществом и находятся в собственности физического лица, хотя фактически предназначены для обслуживания более одного помещения.
Полагала, немотивированный отказ администрации в переводе из нежилого помещения в жилое нарушает право истца распоряжаться своей собственностью в соответствии со ст. 209 ГК РФ. Указав, что при прекращении права собственности со стороны заявителя <ФИО>2 на предполагаемое администрацией <адрес> "общее имущество" не повлечет за собой в автоматическом порядке возникновения права общей собственности у будущих собственников или владельцев квартир. Тем более, незаконен и необоснован отказ в переводе нежилого помещения в жилое, поскольку административный истец <ФИО>2 не планирует производить отчуждение квартир, а планирует их использование для личных, семейных и иных бытовых нужд, а следовательно, вопрос с возникновением общей собственности не может встать по определению, поскольку собственником всех образуемых квартир является одно лицо. Руководствуясь ст.ст. 218-227 КАС РФ, ст. ст. 234, 235, 236, 244, 277 ГК РФ просила признать отказ Администрацией <адрес> от <дата>. <номер> незаконным, обязать администрацию перевести нежилое помещение, общей площадью 37,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>-а в жилое.
Административный истец <ФИО>2, о дате судебного заседания извещена надлежаще и своевременно, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца <ФИО>4, действующий на основании доверенности, доводы административного иска поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика <ФИО>5, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, дала пояснения аналогичные мотивам отказа <дата>. <номер>.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <ФИО>2 по договору купли-продажи приобрела нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты>, этаж мансарда, номера на поэтажном плане <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В последующем на основании решения собственника от <дата> указанное нежилое помещении было разделено на 6 нежилых помещений. Право собственности на нежилое помещение общей площадью <данные изъяты>., находящееся по адресу: <адрес>-а (этаж: мансарда <номер>) зарегистрировано за <ФИО>2 в установленном законом порядке <дата>.
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Судом также установлено, что 09.09.2016г. <ФИО>2 обратились в администрацию <адрес> с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, предоставив необходимы пакет документов.
Письмом от <дата> <номер> администрацией <адрес> отказано в переводе нежилого помещения в жилое, а именно помещения общей площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес>-а (этаж: мансарда <номер>). При этом администрация ссылается на ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, СП 54.13330.2011, Постановление Правительства РФ от <дата> <номер>, а именно: согласно представленному поэтажному плану многоквартирного <адрес>-а по <адрес> доступ в вышеуказанное переводимое нежилое помещение происходит только через лестничную площадку в коридор общей площадью 21 кв. м., однако данное помещение не являются общим имуществом и находятся в собственности физического лица, хотя фактически предназначены для обслуживания более одного помещения. В связи с чем, нарушаются вышеуказанные требования.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В силу ч. 1ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
В соответствии со ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Положениями части 3 той же статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1. непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1. поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2. представления документов в ненадлежащий орган;
3. несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4. несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу частей 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилым помещениям установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47, согласно пункту 5 которого жилым помещением признается в том числе квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Как следует из технического паспорта ООО «БТИ <адрес>» по состоянию на <дата>., проекта перепланировки ООО «Новые системы проектирования» нежилое помещение, площадью 37,4кв.м., принадлежащие административному истцу представляют собой помещение, состоящее из жилой комнаты, коридора, санузла, кухни. Дом, в котором эти помещения расположены, является многоквартирным домом,
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что несмотря на представление заявителем всех документов, указанных в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, что не оспаривалось сторонами, администрацией <адрес> принято решение об отказе в переводе спорного нежилого помещения в жилое, поскольку доступ в переводимое нежилое помещение происходит только через лестничную площадку в коридор общей площадью 21 кв. м., однако данное помещение не являются общим имуществом и находятся в собственности физического лица, хотя фактически предназначены для обслуживания более одного помещения; иных оснований, установленных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ и препятствующих переводу нежилого помещения в жилое, органом, осуществляющим такой перевод помещений, установлено не было. Суд находит, что предусмотренную законом обязанность доказывания суду законности принятого решения административный ответчик не выполнил, каких либо доказательств свидетельствующих о нарушении прав иных лиц либо наличия оснований, установленных ст. 24 ЖК РФ для отказа в переводе нежилого помещения в жилое не представил.
С учетом изложенного административный иск <ФИО>2 о признании незаконным отказа администрации <адрес> от <дата> <номер> подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 пунктом 1 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления <ФИО>2 о переводе нежилого помещения в жилое, в течении пятнадцати дней, со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд полагает необходимым в удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности на администрацию <адрес> по переводу спорного нежилого помещения в жилое отказать, поскольку в силу принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Следовательно, суд не может обязать орган исполнительной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.
С учетом изложенного, административный иск <ФИО>2 подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск <ФИО>2 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации <адрес> от <дата> <номер>.
Обязать администрацию <адрес> устранить нарушение прав и свобод <ФИО>2, путем повторного рассмотрения заявления о переводе нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>-а, этаж мансарда <номер>, в жилое, в течении пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска <ФИО>2 о возложении обязанности на администрацию <адрес> принять решение о переводе нежилого помещения в жилое, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Т.Н. Глухова