Дело № 2а-2433\17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 г. Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи С.В. Каленского,
при секретаре В.С.Акушевич
рассмотрев в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению ФИО1 к отделу военного комиссариата по Советскому и Первореченскому районов г.Владивостока, призывной комиссии по Советскому и Первореченскому районов г.Владивостока, о признании незаконными заключения призывной комиссии
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Административный истец до достижения им 27 лет состоял на воинском учете административного ответчика с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В период с 2012 по 2016 год на основании решения призывной комиссии предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре( справка выданная проректором по науке и инновациям ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № (дата завершения обучения по программе - ДД.ММ.ГГГГ)).
Согласно положениям п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 20.05.2014) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (далее по тексту -«Положение») призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории.
В соответствии с п.п. 6, 7 Положения оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела (муниципального).
Административный истец не был извещен о явке на призывную комиссию.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В период призыва граждан на военную службу в 2016 году («осенний призыв») административный истец никаких повесток от административного ответчика или от своего руководства по месту работы не получал.
При этом в период с марта по май 2017 года административный истец проходил различные виды обследования по состоянию здоровья, которое не позволяет ему проходить военную службу.
Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам медицинского обследования по направлению ФИО2 комиссара административного ответчика, у административного истца диагностирован хронический гастрит неассоциированный; дуоденогастральный рефлюкс желчи; язва двенадцатиперстной кишки в фазе обострения. Рубцово-язвенная деформация луковицы.
Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина № (по направлению военного комиссара административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №) у заявителя выявлен остеоартроз правого голеностопного сустава.
Согласно Карте медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе административного ответчика от 04.05.2017 г., административный истец признан ограниченно годным к военной службе, поскольку заболевания, которыми страдает административный истец, относятся к п. "В" ст. 66 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123) и влекут незначительные нарушения функций, что соответствует категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе.
В мае 2017 года административный истец самостоятельно явился к административному ответчику с заявлением о выдаче военного билета от ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением им 27-летнего возраста.
Указанное заявление административный ответчик оставил без ответа.
Административным истцом была получена повестка, согласно которой Административному истцу необходимо было явиться ДД.ММ.ГГГГ к призывной комиссии административного ответчика по вопросу решения п. 1.1 ст. 28 ФЗ № 53, при себе иметь карту медицинского освидетельствования, документы об образовании.
Когда административный истец явился к административному ответчику, представитель административного ответчика выдал ему выписку из книги протоколов заседаний призывной комиссии Советского и Первореченского районов от ДД.ММ.ГГГГ пр. № о том, что он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Административный истец не согласен с указанным решением, считает его незаконным и необоснованным: он от явки в военный комиссариат не уклонялся, административным ответчиком на требования административного истца не было представлено доказательств направления в адрес истца повесток с вызовом для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета административного истца данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения им 27-летия - ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, заключение, принятое призывной комиссией на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", не соответствует требованиям законодательства, нарушает права истца, поскольку препятствует назначению на должность государственной гражданской службы.
Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата, отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (органов местного самоуправлений). Административный истец просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии Военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ пр. № о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии ФИО2 и Первореченского районов г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; признать право ФИО1 на основании пунктов 3, 9 части 1 статьи 8, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации на зачисление в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по достижению возраста 27 лет; обязать призывную комиссию Военного комиссариата Советского и Первореченского районов г.Владивостока повторно рассмотреть вопрос об основаниях зачисления ФИО1 в запас.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала изложенное в исковом заявлении, просила удовлетворить требования.
Представитель ответчика не согласился с требованиями и пояснил, ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» сформулированы условия для вынесения заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований:
первое условие: гражданин не проходил военную службу не имея оснований предусмотренных пунктом 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии;
второе условие: гражданин не проходил военную службу начиная с 1 января 2014 года;
третье условие: гражданин состоял (обязан был состоять) на военном учете и подлежал призыву на военную службу.
Все эти условия при принятии решения в отношении ФИО1 о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, призывной комиссией соблюдены, что подтверждается документами, находящимися в личном деле.
Из материалов личного дела следует, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учете в военном комиссариате Советского и Первореченского районов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Решением призывной комиссии, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ на период очного обучения в Дальневосточном федеральном университете, на основании статьи 24 п.2а Ф3«О воинской обязанности и военной службе». В 2012 году призывной комиссией предоставлена отсрочка (протокол № от 30.10.2012г.) до ДД.ММ.ГГГГ для обучения по очной форме в аспирантуре, на основании статьи 24 п.2б указанного Федерального закона.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 утратил право на отсрочку, и в соответствии с пунктом 19 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, как призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу подлежал призыву на военную службу на общих основаниях в период «осеннего» призыва с 01.10.20016 года по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в нарушение статьи 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» заявитель в двухнедельный срок после окончания обучения и прекращения действия отсрочки в военный комиссариат не прибыл, не сообщил о полученном высшем послевузовском образовании, стал уклоняться от призыва на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ в телефонном разговоре с помощником начальника отделения призыва ФИО7 сообщил, что прибудет в ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и представит документы, подтверждающие защиту им диссертации, однако до конца призыва в военный комиссариат не прибыл, хотя в его адрес посылались повестки по почте.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Так в стать 51. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограничено годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д- не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В личном деле ФИО1отсутствует заключение военно-врачебной комиссии, вынесенное в период нахождения заявителя на учете в военном комиссариате как гражданина подлежащего призову на военную службу, о невозможности прохождения им военной службы, соответственно нет такого решения призывной комиссии.
Выслушав стороны, изучив материалы дела суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконными решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя. Как следует из материалов дела, указанные юридически значимые обстоятельства отсутствуют
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 этого же Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28).
Пункт 1.1 статьи 28 введен в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 в редакции Постановления Правительства РФ от 20.05.2014 N 465.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учете в военном комиссариате Советского и Первореченского районов г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ. Решением призывной комиссии, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ на период очного обучения в Дальневосточном федеральном университете, на основании статьи 24 п.2а Ф3«О воинской обязанности и военной службе». В 2012 году призывной комиссией предоставлена отсрочка (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) до ДД.ММ.ГГГГ для обучения по очной форме в аспирантуре, на основании статьи 24 п.2б указанного Федерального закона.
Для ФИО1 были утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу, истекли сроки предоставленной отсрочки от призыва на военную службу и он подлежал призыву на военную службу на общих основаниях в период «осеннего» призыва с 01.10.20016 года по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии Советского и Первореченского районов от ДД.ММ.ГГГГ пр. № о том, что он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел ФИО2 службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Согласно положениям п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 20.05.2014) "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (далее по тексту -«Положение») призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов(муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оценивая представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что истец от явки в военный комиссариат не уклонялся, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств направления в адрес истца повесток с вызовом для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в связи с чем признает необоснованным оспариваемое истцом решение призывной комиссии.
Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 было предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (в редакции, действовавшей до 31 мая 2014 года), отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные), которые вручаются под расписку или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Таким образом, обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии, в том числе по окончании действия отсрочки от призыва на военную службу возлагалась до ДД.ММ.ГГГГ на военные комиссариаты, органы местного самоуправления и должностных лиц по месту работы призывника, а после ДД.ММ.ГГГГ - на органы местного самоуправления и должностных лиц по месту работы.
Доказательств направления военным комиссариатом по Совесткому и Первореченскому районов г.Владивостока повесток о вызове ФИО1 для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.
Повестки о необходимости явки в военный комиссариат, датированные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие подписи ФИО1 о ее получении, а также сведений о направлении данной повестки посредством почтовой связи, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства исполнения военным комиссариатом обязанности по оповещению истца о необходимости явки на заседания призывной комиссии. Ссылки ответчика на телефонные разговоры с истцом ДД.ММ.ГГГГ помощника начальника отделения призыва ФИО7, не могут расцениваться как извещение призывника.
В материалах личного дела призывника и в материалах данного административного дела отсутствуют доказательства, указывающие на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.2017 ФИО1 каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыву на военную службу, равно как и сведения о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ, обращался в органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии Военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ пр. № о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии Военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию повторно рассмотреть вопрос об основаниях зачисления ФИО1 в запас.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня получения копии решения через Первореченский районный суд г. Владивостока.
Председательствующий: