Дело № 2а-670/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2017 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Хоренко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мерц И.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными решения государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Мерц И.Г. обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между ней и Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска были заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
На основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Омска, на указанных земельных участках ею построен объект капитального строительства: железнодорожный путь необщего пользования с примыканием к пути необщего пользования ООО «НПО «Мостовик» на станции Пламя Западно-Сибирской дороги, расположенный по адресу: РФ, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ данный объект капитального строительства был введен в эксплуатацию; поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт получен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства, представив, в том числе, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности Управлением Ростреестра по Омской области ей отказано в связи с тем, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ прекратился, а иной правоустанавливающий документ на землю не представлен.
Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с п.2 ст. 621 ГК РФ заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка является действующим, поскольку возобновлен на неопределенный срок, а потому к нему не подлежат применению положения ЗК РФ, предусматривающие иной порядок заключения договоров аренды. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ, которым в Земельный кодекс РФ введена статья 39.8, не устанавливает правила, что его действие распространяется на договоры аренды, заключенные раннее. Прямого запрета на возобновление договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на неопределенный срок после ДД.ММ.ГГГГ земельное законодательство не содержит.
Просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Омской области в государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства: железнодорожный путь необщего пользования с примыканием к пути необщего пользования ООО «НПО «Мостовик» на станции Пламя Западно-Сибирской дороги, расположенный по адресу: РФ, <адрес>; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию за ней права на указанный объект капитального строительства; взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Мерц И.Г. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Омской области Комиссаров Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) урегулирован порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также определены правовая основа, обязанность государственной регистрации прав, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и полномочия данных органов, права и обязанности лиц при осуществлении такой регистрации и т.д.
В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации).
В соответствии с п.1 ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации
Пунктом 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В ходе государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных для регистрации документов и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности (абз.3 п.1 ст. 13 Закона о регистрации прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены в статье 20 Закона о регистрации.
В соответствии с положениями абзацев HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=2C6DDF648ED3E26F26DC1ED32281D63768E0FBA39EB8CDFE559990411BF99668AF33069B80A6329BoCR1J" 8,10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и Мерц И. Г. (арендатор) был заключен договор аренды № № находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, предметом которого являлся земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Целевое назначение аренды участка для строительства железнодорожного тупика и погрузочно-разгрузочной площадки, сроком на три года.
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-12).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ признан действующим.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение постановления Администрации г.Омска № от ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска (арендодатель) и Мерц И. Г. (арендатор) был заключен договор аренды № №, предметом которого являлся земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> по <адрес>. Участок предоставлен для строительства железнодорожного пути, сроком на <данные изъяты> года (л.д. 29-32).
Данный договор аренды также зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска взамен разрешения от ДД.ММ.ГГГГ №№ Мерц И.Г. выдано разрешение № на строительство железнодорожного пути необщего пользования с примыканием к пути необщего пользования ООО «НПО «Мостовик» на <данные изъяты> на земельных участках с кадастровыми номерами №, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. впоследствии срок действия разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-35).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства Администрации г.Омска выдано разрешение на ввод в эксплуатацию № построенного объекта капитального строительства (л.д. 13-16).
ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства был поставлен на кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ Мерц И.Г. обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о регистрации права собственности в отношении указанного объекта капитального строительства.
К заявлению приложен пакет документов, в том числе договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации, указано на прекращение действия правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером №, на котором в том числе находится регистрируемый объект капитального строительства, предложено представить действующий правоустанавливающий документ.
ДД.ММ.ГГГГ Мерц И.Г. отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз.8, 10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации со ссылкой на то, что указано, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ, при этом на основании статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Указано, что поскольку Земельный кодекса Российской Федерации имеет специальное действие по отношению к Гражданскому кодексу Российской Федерации, постольку положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части возобновления договора аренды земельного участка на тех же условиях на неопределенный срок в случае отсутствия возражения со стороны арендодателя, не применяются.
Оценивая обоснованность отказа в государственной регистрации, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как указывалось выше, административным истцом на регистрацию, кроме прочего, представлен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска и Мерц И.Г., сроком на <данные изъяты> года.
Государственная регистрация договора произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Разделом 7 договора аренды предусмотрено, что договор прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Срок действия договора может быть продлен в порядке, установленном законодательством.
На момент истечения срока действия договора от ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления в аренду земельных участков, предусмотренный Земельным кодексом РФ, изменился.
Так, в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, являющийся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Статьями 39.6 и 39.8 Земельного кодекса РФ установлены особенности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При этом данное право не носит преимущественного характера.
На момент представления Мерц И.Г. документов на государственную регистрацию, срок договора аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ истек, в связи с чем, на основании п.п. 1 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, административный истец должна была письменно уведомить департамент имущественных отношений Администрации г.Омска о желании заключить договор аренды на новый срок.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мерц И.Г. с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером № до дня истечения срока действия раннее заключенного договора аренды, не обращалась, доказательств обратного не представила.
Доводы административного истца о продлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, подлежат отклонению в виду следующего.
По смыслу положений статей 209, 264, 421, 621 Гражданского кодекса РФ и статьи 22 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
В соответствии с действующей редакцией статьи 22 Земельного кодекса РФ из нее исключен пункт 3 о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок.
В силу пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В свою очередь случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, с ДД.ММ.ГГГГ урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Ссылка административного истца на необходимость применения к спорным правоотношениям положений законодательства, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку договор аренды был заключен до указанной даты является несостоятельной, так как согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1). К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2).
При таких обстоятельствах, правоотношения по поводу заключения договора аренды на новый срок возникли после ДД.ММ.ГГГГ, а потому право на заключение договора аренды земельного участка может быть реализовано истцом только на основании норм закона, действующих на указанный момент, следовательно, применим пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, учитывая, что законами, на основании которых внесены изменения в Земельный кодекс РФ, иное прямо не предусмотрено.
Также суд отмечает, что в рамках данного судебного разбирательства проверяется законность действий регистрирующего органа, не наделенного правом толкования сложившихся между сторонами правоотношений.
Судом в рамках рассматриваемого дела исследуется полнота и достаточность представленных истцом на государственную регистрацию документов, а также правомерность действий государственного регистратора в рамках их правовой экспертизы.
Кроме того, действия сторон в рамках заключения нового договора аренды либо продления действия первоначального договора аренды в рамках административного судопроизводства рассмотрению не подлежат.
На основании изложенного, с учетом указанных норм права, отказ в регистрации перехода права собственности на указанный объект капитального строительства соответствует законодательству Российской Федерации, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Мерц И.Г. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления Мерц И.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными решения государственного органа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Решение суда вступило в законную силу 07.06.2017