№ 2а-7681/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 22 сентября 2017 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Сюткиной К. Ю.,
с участием административного истца Белоусова А. Л.,
представителя административного ответчика Правительства Республики Башкортостан – Ступина С. П., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоусова Антона Леонидовича к должностному лицу - заместителю премьер-министра правительства Республики Башкортостан Магадееву Марату Шарифовичу, правительству Республики Башкортостан о признании незаконными решений и действий (бездействий) правительства Республики Башкортостан и должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Белоусов А. Л. обратился в суд с названным административным иском к должностному лицу – заместителю премьер-министра правительства Республики Башкортостан Магадееву Марату Шарифовичу, правительству Республики Башкортостан о признании незаконными решений и действий (бездействий) правительства Республики Башкортостан и должностного лица, выразившиеся в непредоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, возложении на правительство Республики Башкортостан обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением Белоусова А. Л. от 11.09.2017 года, в обоснование указав следующее. 11 сентября 2017 года административный истец обратился в Правительство РБ с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга. В обращении Белоусов А. Л. указал цель мероприятия, форму, время и место проведения мероприятия. Мероприятие запланировано на 23 сентября 2017 г. с 18.00 ч. по 21.00 ч., количество участников – до 1500 человек, цель: встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности. Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г.Уфа, площадь Им. Ленина.
На обращения должностным лицом – заместителем премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеевым М. Ш. был представлен ответ за № 2т-1297-2т-9445-ГО от 14 сентября 2017 года.
В ответах должностного лица говорится, что в Администрацию ГО г. Уфа РБ ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении административного истца время и месте проведения, а также в связи с тем, что 23 сентября 2017 года во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 20.12.2012 года № 465, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в администрацию ГО г. Уфа РБ поступили соответствующие уведомления, правительство Республики Башкортостан предложило изменить день публичного мероприятия. Однако, как считает административный истец, органом исполнительной власти не было представлено обоснованного предложения об изменении места (или) времени проведения митинга. По мнению административного истца ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит императивных норм, предусматривающие строго определенные органами местного самоуправления места для проведения публичных мероприятий. В связи с чем наличие или отсутствие мест для проведения публичных мероприятий не может рассматриваться в качестве законного отказа в непредоставлении другого места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
С данными ответами административный истец не согласен, считает его незаконным.
В судебном заседании административный истец Белоусов А. Л. требования административного иска поддержал. Суду пояснил также, что нарушен срок рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, поскольку ответ Белоусову А. Л. был вручен на четвертый день. Также согласно закону № 54 ФЗ по срокам можно подавать уведомление не ранее чем за 15 дней, а имеются уведомления от 07.09.2017 года, как их согласовали не понятно. Наряду с этим, согласно закону, бюджетные учреждения не могут быть организаторами публичных мероприятий, поэтому также не понятно как согласовали.
Представитель административного ответчика правительства Республики Башкортостан – Ступин С. П. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать. Суду пояснил, что Правительством Республики Башкортостан не было допущено ни одного нарушения при согласовании публичных мероприятий. Правительство обязано согласно закону в течение 3 дней принять решение о согласовании или отказе в согласовании публичного мероприятия. Получено уведомление 11.09.2017 ответ был дан 14.09.2017 года. Правительство исполнило обязанности в соответствии с законом. Площадь им. Ленина не относится к специально отведенным местам. При рассмотрении уведомления руководствовались информацией, полученной от Зам.главы администрации города Уфы, который сообщил, что все специально установленные места заняты, поэтому исходили из этого.
Административный ответчик должностное лицо – заместитель премьер-министра правительства Республики Башкортостан Магадеев М. Ш. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен заранее и надлежащим образом.
Суд, с учетом положений ст. 152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина ФИО7", право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах (часть 2.1 статьи 8).
Из материалов дела усматривается, что 11 сентября 2017 года административный истец обратился в Правительство Республики Башкортостан с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.
Мероприятие запланировано на 23 сентября 2017 г. с 18.00 ч. по 21.00 ч., количество участников – до 1500 человек, цель: встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности. Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г.Уфа, площадь Им. Ленина. Уведомление о проведении публичного мероприятия зарегистрировано в Правительстве Республики Башкортостан 11 сентября 2017 года.
Правительством Республики Башкортостан дан ответ за № 2т-1297-2т-9445-ГО от 14 сентября 2017 года, которым предложено провести публичное мероприятие в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением.
Ответ должностного лица мотивирован тем, что заявленное место для проведения митинга не является специально отведенным местом для проведения публичных мероприятий, в администрацию городского округа город Уфа РБ ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении Белоусова А. Л. время и месте проведения, кроме того, 23 сентября 2017 года во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 20.12.2012 года № 465, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в администрацию городского округа г. Уфа РБ поступили соответствующие уведомления.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2012 года № 465 определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в городе Уфе. Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий являются:
г. Уфа (площадь около фонтана, ограниченная улицами Таллинской, Мусоргского, Юматовской);
г. Уфа, ул. Кирова, 1 (площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан);
г. Уфа, ул. Ахметова, 297 (площадь в сквере "Волна");
г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41 (площадь перед Дворцом спорта);
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78г. Уфа, ул. Первомайская, 47 (площадь перед Дворцом культуры химиков).
С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2017 г. N 417 (опубликовано - Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан ***, 08.09.2017), специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий являются:
г. Уфа (площадь около фонтана, ограниченная улицами Таллинской, Мусоргского, Юматовской);
г. Уфа, ул. Ахметова, 297 (площадь в сквере "Волна");
г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41 (площадь перед Дворцом спорта);
г. Уфа, ул. Первомайская, 47 (площадь перед городским бюджетным учреждением Городской культурно-досуговый центр).
Положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающие обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению специально отведенных мест, как следует из их содержания во взаимосвязи с иными его установлениями, имеют целью создание дополнительных гарантий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе без предварительного направления в органы публичной власти соответствующего уведомления при условии, что количество предполагаемых участников публичного мероприятия не превышает предельную численность, установленную законом субъекта Российской Федерации; они предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия, позволяют органам публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения в специально отведенных местах общественного порядка и безопасности граждан и вместе с тем не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения; содержащиеся в них требования ориентируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на такое использование предоставленных им полномочий при определении пространственно-территориального расположения специально отведенных мест, которое наиболее полно отвечает природе и предназначению публичных мероприятий (п.3 определения Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 N 1428-О "По жалобе граждан ФИО3, ФИО4 и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях" N 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).
В соответствии с этим судом установлено, что органы исполнительной власти Республики Башкортостан в лице правительства Республики Башкортостан и его должностного лица Магадеева М.Ш. данные требования закона выполнили, обосновав предложение изменить день проведения публичного мероприятия ранее поданным уведомлением в администрацию городского округа город Уфа РБ о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении время и месте проведения и ранее поданными уведомлениями о других публичных мероприятиях 23 сентября 2017 года во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 20.12.2012 года № 465.
При этом права административного истца, которому предложено изменить день проведения публичного мероприятия на территории города Уфы, не нарушены.
Статьей 62 КАС РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными и иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Довод административного истца о том, что наличие или отсутствие специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий не может рассматриваться в качестве законного отказа в непредоставлении другого места и (или) времени проведения публичного мероприятия, нельзя признать обоснованным, с учетом того, что проведение массовых мероприятий в любом месте, может нарушать права и свободы иных лиц. Все указанные в постановлении правительства Республики Башкортостан № 465 от 20.12.2012 года места для проведения публичных мероприятий находятся в черте города Уфы, в районах, имеющих развитую инфраструктуру.
Заявитель в целях реализации своего права не лишен возможности вновь подать в соответствующий орган уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с требованиями ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которое в установленном законом порядке подлежит рассмотрению уполномоченным органом.
Административным истцом также заявлено о нарушении правительством Республики Башкортостан срока рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Вместе с тем, уведомление о проведении публичного мероприятия, зарегистрировано в правительстве Республики Башкортостан 11 сентября 2017 года, тогда как ответ Правительства Республики Башкортостан об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия вручено организатору указанного мероприятия 14 сентября 2017 года, то есть в срок, установленный пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Указанное обстоятельство соответствует положениям процессуального законодательства, в частности, ч. 3 ст. 92 КАС РФ, согласно которой течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, ответ правительства Республики Башкортостан вручен организатору мероприятия 14 сентября 2017 года, то есть, в срок, который по данному делу по уведомлению от 11 сентября 2017 года истек 14 сентября 2017 года.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Постановление от 14 февраля 2013 года N 4-П, определения от 2 апреля 2009 года N 484-О-П и от 1 июня 2010 года N 705-О-О).
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти. Иное - не учитывающее правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации - истолкование данных законоположений не будет соответствовать их действительному смыслу и недопустимо в правоприменительной практике, поскольку привело бы к нарушению конституционных прав граждан.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением, ответ должностного лица не содержит властного волеизъявления и не указывает на невозможность проведения публичного мероприятия, так как каких-либо правовых последствий для административного истца ответ должностного лица не порождает, не ограничивая его право на проведение публичного мероприятия, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска.
Таким образом, в нарушение ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии любого из этих условий, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска Белоусова Антона Леонидовича к должностному лицу – заместителю премьер-министра правительства Республики Башкортостан Магадееву Марату Шарифовичу, правительству Республики Башкортостан о признании незаконными решений и действий (бездействий) правительства Республики Башкортостан и должностного лица, выразившиеся в непредоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, возложении на правительство Республики Башкортостан обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением Белоусова Антона Леонидовича от 11.09.2017 года, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 22.09.2017.
Судья подпись Соколова И. Л.
Копия верна. Судья