8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконными действий по внесению границ зоны минимального расстояния от оси газопровода, возложении обязанности устранить допущенные нарушения № 2а-1716/2017 ~ М-770/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

дело № 2а-1716/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» апреля 2017 года                            г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Максимовой Н.А.,

при секретаре Гиниятулиной Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮРПартнер» к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области о признании незаконными действий по внесению границ зоны минимального расстояния от оси газопровода, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЮРПартнер» (далее по тексту ООО «ЮРПартнер») обратилось в суд с административным исковым заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее по тексту филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области) о признании незаконными действий по внесению границ зоны минимального расстояния от оси газопровода, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения сведений о границах зоны минимального расстояния от оси магистрального газопровода (л.д.5-9 том 1).

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что ООО «ЮРПартнер» является собственником земельного участка в Сосновском районе Челябинской области с кадастровым номером №. В нарушение требований действующего законодательства в кадастровый паспорт вышеуказанного земельного участка внесены зоны минимальных расстояний на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о границе зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов Комсомольское-Челябинск 1 нитка, Уренгой-Челябинск 2 нитки, которые, в свою очередь, внесены в государственный кадастр недвижимости 28 августа 2014 года на основании обращения ООО «*** ***» от (дата) №, карты (плана) от (дата), подготовленной ООО НПЦ «***», содержащей сведения о границе охранной зоны.

В судебном заседании представители административного истца ООО «ЮРПартнер» - Лопатин Л.Л., действующий на основании Устава и протокола общего собрания участников, Буков Ю.С., действующий на основании доверенности от (дата), исковые требования поддержали в объеме и по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, а также дополнительных пояснениях (л.д.1-9 том 2).

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области ***, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, указанным в письменной отзыве (л.д.76-79). Полагала, что действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области по внесению границ зоны минимального расстояния от оси газопровода отвечают требованиям действующего законодательства, правовых оснований для признания их незаконными, не имеется.

Кроме того, представителем административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с его подведомственностью арбитражному суду (л.д.63-64 том 1).

Суд, выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований как для удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу, так и для удовлетворения заявленных исковых требований не находит по следующим мотивам.

Разрешая вопрос о прекращении производства по делу в связи с подведомственностью спора арбитражному суду, суд учитывает, что исходя из положений ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу положений ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, перечисленные в этой норме права.

Учитывая, что в данном случае возник публичный спор, который не связан с экономической деятельностью, то дело подведомственно суду общей юрисдикции, в удовлетворении ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу надлежит отказать.

Разрешая спор по существу, суд учитывает, что исходя из положений ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, ОАО «***» является собственником линейных сооружений – магистрального газопровода «Комсомольское – Челябинск» 1-я нитка с 1 273 км по 1 540 км протяженностью 267 км, и магистрального газопровода «Уренгой-Челябинск» II-я нитка с 1 481 км по 1 748 км, протяженностью 267 км, проходящих по территории Тюменской, Курганской и Челябинской областей (л.д.142,143 том 1).

(дата) представитель ООО «*** ***», действующий на основании доверенности от имени ОАО «***» (л.д.87 том 1), обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон минимальных расстояний объектов Единой системы газоснабжения ОАО «***», в том числе зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов Комсомольское – Челябинск 1 нитка, Уренгой – Челябинск 2 нитка (л.д.65-66 том 1).

К вышеуказанному заявлению была приложена карта (план) зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов Комсомольское-Челябинск 1 нитка, Уренгой – Челябинск 2 нитка, составленная ООО НПЦ «***» (л.д.88-141 том 1), с указанием координат и средней квадратической погрешности положения точек границ объекта землеустройства.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов (дата) инженером филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области *** принято решение о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия (л.д.148 том 1).

Также судом установлено, что административный истец ООО «ЮРПартнер» является собственником земельного участка площадью 4 721 +/-601 кв.м, находящегося в Сосновском районе Челябинской области примерно в 2 500 м от д.Урефты по направлению на юго-восток, кадастровый номер № (л.д.56-58 том 1).

Право собственности ООО «ЮРПартнер» на указанный выше земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (дата) (л.д.27 том 1).

В результате внесения кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия от ООО «*** ***», принадлежащий административному истцу земельный участок оказался расположенным в пределах зоны минимального расстояния обеспечения безопасности действующих магистральных газопроводов: Комсомольское-Челябинск 1 нитка в 211 м от оси газопровода, Уренгой – Челябинск 2 нитка в 246 м от оси газопровода.

Учитывая, что в силу требований действующего законодательства, на земельных участках, находящихся в границах охранных зон, не допускается строительство зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, прокурор Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ЮРПартнер» о сносе строений, расположенных на земельном участке, принадлежащем данному лицу (л.д.25-26, 164-169 том 1).

В связи с возникшим спором, директор ООО «ЮРПартнер» обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области с претензией, в которой ссылался на то, что от оси магистрального газопровода до стены строения, расположенного на принадлежащем юридическому лицу земельном участке, расстояние составляет 230 м. В силу п.3 таблицы 7 СП 36.13330.2012. «О магистральном газопроводе», минимальное расстояние составляет 200 м, при этом п.3.16 СНиП утратил силу, так как в п.40 Перечня по применению обязательного характера вышеуказанный пункт не значится. В Правилах охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года № 444 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» внесение ограничений подлежат границы охранных зон, а не минимальные расстояния, которые внесены.

В вышеуказанной претензии директор ООО «ЮРПартнер» просил в срок до (дата) в добровольном порядке устранить ошибку, допущенную при указании охранной зоны и внесении ограничений в кадастровом паспорте на земельный участок, принадлежащий ООО «ЮРПартнер» на праве собственности (л.д.30 том 1).

В удовлетворении требований ООО «ЮРПартнер» в добровольном порядке было отказано, при этом отмечено, что принадлежащий истцу земельный участок полностью расположен в границах зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов Комсомольское-Челябинск 1 нитка, Уренгой – Челябинск 2 нитка.

Также заявителю указано на то, что в случае исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о зоне минимальных расстояний магистральных газопроводов Комсомольское-Челябинск 1 нитка, Уренгой – Челябинск 2 нитка, а также при изменении границы указанной зоны в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о такой зоне, в случае расположения земельного участка за пределами границы зоны, будут исключены из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе сведения об ограничениях (обременениях) земельного участка с кадастровым номером №, сформированных под указанной зоной (л.д.31-32).

Поскольку в добровольном порядке требования, изложенные в претензии, удовлетворены не были, ООО «ЮРПартнер» обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая требования административного истца, суд учитывает, что в соответствии с Положением о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации», утвержденным приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области осуществляет на территории Челябинской области полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы нормами Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

Исходя из положений ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21, 25-29 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых предусмотренных законом сведений, осуществляются, если иное не установлено действующим законодательством, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Магистральные трубопроводы Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отнесены к опасным производственным объектам.

Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденным Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 года № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны:

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;

вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;

вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается, в том числе возводить любые постройки и сооружения.

Как разъяснено в письме Минэкономразвития РФ от 17 декабря 2009 года № 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» состав сведений кадастра о зонах определен ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

В то же время, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года № 9).

При таких обстоятельствах, в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.

Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 618.

Участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако в ряде случаев лицами, заинтересованными во внесении в кадастр сведений о зонах, являются правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.

Таким образом, предусмотренные Положением документы, необходимые для внесения в кадастр сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом. Полномочия указанного лица на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа, нотариального удостоверения указанной доверенности не требуется.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, при этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п.6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.

Кроме того, исходя из положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесение сведений о зоне в кадастр не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета частей земельных участков, входящих в границы такой зоны.

Государственный кадастровый учет частей земельных участков может быть осуществлен в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, при условии наличия в указанных документах необходимых сведений об образуемых частях земельных участков, либо в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявлений о государственном кадастровом учете частей земельных участков и необходимых для такого учета документов, предусмотренных ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения о зоне могут быть предоставлены в виде кадастрового плана территории в границах кадастрового квартала (в том числе в виде кадастрового плана территории в границах условного кадастрового квартала).

Сведения о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобного) такой зоны.

Исходя из указанных выше разъяснений закона следует, что для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, в частности в отношении охранных зон магистральных трубопроводов, не требуется принятия соответствующего решения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, как ошибочно полагают представители административного истца со ссылкой на п.4 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 71.

В данном случае, таким правовым актом являются Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 года № 9.

Доводы представителей административного истца о том, что охранные зоны, указанные в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 года № 9, и зоны минимальных расстояний, внесение которых в государственный кадастр недвижимости оспаривается истцом, это два различных понятия, основанием для признания оспариваемых действий незаконными являться не могут.

Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 года № 9, предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).

Согласно п. 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Пунктом 40 вышеуказанного Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»: разделы 1, 2, 3 (пп. 3.1 - 3.15, 3.18 - 3.23, 3.25, 3.27), 4 (пп. 4.1, 4.2, 4.4 - 4.22), 6 (пп. 6.1 - 6.7, 6.9 - 6.31*, 6.34* - 6.37), 7 - 10, 12 (пп. 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30 - 12.33*, 12.35*).

Пункт 3.8 Перечня содержит таблицу 4, регламентирующую минимально допустимые расстояния от оси трубопроводов до объектов, зданий, сооружений.

При этом, в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 года № 9, и которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов (25 метров от оси трубопровода с каждой стороны), не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований указанных Правил (пункты 4.1 и 4.2).

В числе данных требований содержится запрет на осуществление всякого рода действий, могущих нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению (пункт 4.3).

Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.

Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

Следовательно, учитывая, что данное правовое регулирование само по себе не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности, притом что данное право обеспечивается конституционными гарантиями его защиты, оно не может рассматриваться как направленное на ограничение прав граждан и не обусловленное конституционно значимыми целями.

СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года № 30, как следует из их содержания, распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них и закрепляют обязательные конкретные минимальные требования технического характера, имеющие практическую значимость в соответствующей потенциально опасной для жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений области человеческой деятельности, в том числе устанавливают минимально допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов, которые относятся к объектам повышенного риска, до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений (пункты 3.16 и 3.17).

Соответственно, СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) №-О.

Таким образом, СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года № 30, следует применять в системном толковании с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 года № 9, и с учетом разъяснений, содержащихся в письме Минэкономразвития РФ от 17 декабря 2009 года № 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий».

Доводы представителей административного истца об отсутствии правовых оснований для регистрации в Едином государственном кадастре недвижимости границ зоны минимального расстояния от оси газопровода, о нарушении административным ответчиком порядка регистрации границ зоны минимального расстояния от оси газопровода в целом основаны на ошибочном толковании и применении отдельных положений законодательства, на которые представители административного истца ссылались в судебном заседании, а также в письменных объяснениях по делу, а потому правового значения для правильного разрешения дела не имеют.

Совокупность представленных суду и исследованных в судебном заседании доказательств бесспорно подтверждает, что решение от (дата) о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия, вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, в установленном законом порядке, основано на требованиях закона, а потому в удовлетворении заявленных ООО «ЮРПартнер» требований надлежит отказать.

Поскольку по существу в удовлетворении заявленных требований отказано, то ссылки представителя административного ответчика на пропуск установленного законом срока для обращения в суд, равно как и указание представителей административного истца на наличие уважительных причин пропуска установленного законом срока для обжалования, обсуждению не подлежат.

Оспариваемые административным истцом действия осуществлены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в рамках своих полномочий и в соответствии с нормами законодательства, действующего в соответствующий период.

При несогласии с данными о границах зоны минимального расстояния от оси газопровода, указанными в карте (плане) ООО НПЦ «***» истец не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке для исправления реестровой ошибки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 174,175-180, 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ

В удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика о прекращении производства по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮРПартнер» к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области» о признании незаконным действий по внесению границ зоны минимального расстояния от оси газопровода, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЮРПартнер» к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области» о признании незаконным действий по внесению границ зоны минимального расстояния от оси газопровода, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     Н.А. Максимова