РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары
в составе председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Малиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Семеной С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными действий органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Семеная С.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление) о признании незаконными действий органа государственной власти. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации прав на жилой дом № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик приостановил осуществление действий по кадастровому учету и государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (Уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГг), в связи с тем, что не представлены документы необходимые для осуществления кадастрового учета, по причине отсутствия в техническом плане разрешения на строительство, и несоответствия декларации действующим нормам законодательства. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением о приобщении дополнительных документов для государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением о приобщении дополнительных документов на государственный кадастровый учет № от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением нового технического плана жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомил административного истца об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что не представлены документы необходимые для осуществления кадастрового учета. Причиной приостановки явилось отсутствие в техническом плане жилого дома разрешения на строительство и проектной документации. Считает действия Управления незаконными, поскольку ею представлены все необходимые документы для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель административного истца Семеной С.М. по доверенности Лахай А.Б. исковые требования поддержал, просил признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в снятииприостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ и государственной регистрации прав на объект недвижимости, по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, отраженном в Уведомлении о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГг. незаконными. Обязать административного ответчика осуществить: кадастровый учет объекта недвижимости, по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ; государственную регистрацию прав объекта недвижимости, по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Ряхова Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований, считает, что оспариваемое истцом решение является законным, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования Семеной С.М. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Семеная С.М. обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации прав на жилой дом № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные заявления Семеной С.М. поданы в отношении жилого дома (объект индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: <адрес>
К вышеуказанным заявлениям истцом приложен пакет документов, в котором содержался технический план здания, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО3 (работник Самарского филиала ГУП «Сартехинвентаризация»). При этом в перечне документов, использованных при подготовке технического плана здания, указана декларация (раздел технического плана здания «Исходные данные»).
Согласно части 11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений, связанных со строительством, и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.
В силу ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ до 01.03.2018 г. основаниями для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при её наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч. 11 ст. 24 данного Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Согласно содержащемуся в техническом плане здания заключению кадастрового инженера, спорный жилой дом расположен на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>; разрешённое использование: для садоводства, с кадастровым номером № и на земельном участке по адресу: <адрес>; разрешённое использование: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №
В отношении вышеназванных земельных участков в реестре прав на недвижимость содержатся записи от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Семеной С.М.
Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 784.1 капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2 строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, спорный объект недвижимости к числу объектов, в отношении которых не требуется получения разрешения на строительство, а, соответственно и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не относится.
С учетом вышеприведённых норм законодательства суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации технический план здания в случае отсутствия проектной документации должен быть подготовлен на основании разрешения на строительство и декларации, в то время как представленный в Управление технический план подготовлен только на основании декларации. Кроме того, содержащаяся в техническом плане декларация составлена в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 г. № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к её подготовке», который утратил силу с 01.01.2017 г.
В силу вышеизложенных обстоятельств, в силу п.5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ осуществление заявленных действий Управлением было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, согласно уведомлению о приостановлении осуществления кадастрового учёта и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление с заявлениями № и № о принятии дополнительных документов Семеной С.М. представлен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ с приложением декларации, подготовленной в соответствии с Требованиями к подготовке декларации об объекте недвижимости, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, как и ранее, сведения об объекте капитального строительства были внесены в технический план только на основании декларации, что нарушает установленный порядок.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что ей необходимо предоставить технический план, подготовленный на основании разрешения на строительство и проектной документации при ее наличии, либо на основании разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
В судебном заседании представителем ответчика разъяснено, что уведомление Управления от ДД.ММ.ГГГГ носило разъяснительный характер в дополнение к уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ и не является самостоятельным решением Управления.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Управлением обоснованно отказано истцу в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Кроме того, положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" (ранее наименование - "О государственном кадастре недвижимости"), вступившей в силу с 01 декабря 2016 г., предусмотрено, что решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном данной статьей. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Семеная С.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском об оспаривании решения Управления о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости уже после введения названного досудебного порядка обжалования решений о приостановлении кадастрового учета.
При этом доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка, установленного для данной категории споров, истец не приложила.
При таких обстоятельствах истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок, установленный для данной категории споров.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Семеной С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными действий органа государственной власти – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья: .
.
.
.