Дело ...а-949/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» апреля 2017 года ****
Краснофлотский районный суд **** в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре ...
с участием:
представителя административного истца Плотникова Д.Д. Чеснокова Г.И., действующего на основании доверенности от 16.03.2017,
представителя административных ответчиков Военного комиссариата Кировского и ****ов **** края, Военного комиссариата ****, Призывной комиссии по Кировскому и ****м **** края, Музюповой Л.В., действующих на основании соответствующих доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда **** административное дело по административному исковому заявлению Плотникова <данные изъяты> к Отделу военного комиссариата **** по Кировскому и ****м **** о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Плотников Д.Д. обратился в суд с настоящим административным иском к Отделу военного комиссариата по Кировскому и ****, мотивируя свои требования тем, что он встал на воинский учет в военном комиссариате **** в марте 2004 года. Окончив школу в июне 2005 г., поступил в МГТУ им. Баумана и получил отсрочку от призыва до окончания учебы. Летом 2007 года получил возможность продолжить обучение в Великобритании <данные изъяты>. Прекратив обучение в <данные изъяты> и предварительно предупредив военный комиссариат, в сентябре 2007 г. отбыл в Великобританию. С сентября 2007 года по июль 2010 года обучался в <данные изъяты>, получил степень бакалавра. Далее продолжил обучение в Лондонской школе бизнеса и финансов, где получил степень магистра в 2012 году. После окончания обучения подал заявку в компанию «<данные изъяты>) на рассмотрение его кандидатуры на вакансию брокера в Великобритании. На период рассмотрения заявки устроился на работу в <данные изъяты> в период с сентября - по декабрь 2012 года, о чем уведомил военный комиссариат, но повесток не получал. В декабре 2012 года получил должность в «<данные изъяты>), российском представительстве <данные изъяты>», о чем также уведомил военный комиссариат, но повесток в дальнейшем не получал. В мае 2013 году в связи с кадровыми перестановками перешел на работу в компанию «<данные изъяты>», в ее российское подразделение ООО «<данные изъяты>», о чем также направил уведомление в военный комиссариат. В марте 2015 года уволился, после чего отбыл в ****, где направил заявление в отдел военного комиссариата **** по Кировскому и ****м **** о рассмотрение вопроса о выдаче документа воинского учета. *** Отделом военного комиссариата **** по Кировскому и ****м **** ему было выдано временное удостоверение ... о том, что он действительно принят на временный учет запаса рядовым. Также имеется отметка, что временное удостоверение выдано до получения военного билета. *** административному ответчику было направлено заявление о выдаче военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста. В январе 2017 г. в его адрес поступило письмо военного комиссариата **** (военный комиссариат Кировского и ****ов ****), которым он приглашался в военный комиссариат для получения документа воинского учета. Также в письме было отмечено, что выдача военных билетов и временных удостоверений производится гражданину при его личной явке в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта РФ, при предъявлении паспорта, после инструктажа и под личную роспись в «ведомости» и в военном билете. Кроме того, в письме было указано, что нарушений прав Плотникова Д.Д. и созданий препятствий для получения военного билета военным комиссариатом допущено не было. В январе 2017 года, в связи с производственной занятостью и временным отсутствием в ****, его представитель по нотариальной доверенности явился в Военный комиссариат Кировского и ****ов **** с целью уточнения режима работы комиссариата и необходимости предоставления каких-либо дополнительных документов. В ходе беседы с сотрудниками комиссариата выяснилось, что ему (истцу) отказано в выдаче военного билета, и в место него будет выдана справка, так как гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В подтверждение отказа в выдаче именно военного билета, представителю была дана возможность снять фотокопию справки по материалам личного дела. В указанной выше справке прямо указывается, что Плотников Д.Д. в период с *** по *** осуществлял трудовую деятельность, и соответственно уклонялся от исполнения воинской обязанности. Считает, что решение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решение выдать вместо военного билета справку, являются незаконными, противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают его права.
Учитывая положения пп. «2» п.а 1 ст. 22, п. 1.1 ст. 28, п. 3 ст. 26, п. 2 ст. 31 Федерального закона от *** ...-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ***, п. 1 Указа Президента РФ от *** ..., абз. 5 п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от *** ...-П, считает незаконным заключение призывной комиссии ввиду того, что мероприятий по организации призыва на военную службу в период с *** по ***, а также в дальнейшем до достижения им возраста 27 лет не осуществлялось, повестку о необходимости явки в отдел военного комиссариата он не получал. К ответственности за уклонения граждан от призыва на военную службу он не привлекался, следовательно, организационных мероприятий по его призыву на военную службу военным комиссариатом не проводилось.
На основании изложенного Плотников Д.Д. просит суд признать незаконными действия (бездействия) Отдела военного комиссариата **** по Кировскому и ****м ****, выразившиеся в отказе выдачи военного билета.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Военный комиссариат ****, Призывная комиссия по Кировскому и ****м **** края и произведена замена ответчика Отдела военного комиссариата по Кировскому и **** на правопреемника – Военный комиссариат по Кировскому и **** края.
Административный истец Плотников Д.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался судом в установленном законом порядке по адресу, указанному в исковом заявлении, корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, обеспечил участие представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Чесноков Г.И. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснения дополнил тем, что о решении призывной комиссии от *** Плотников Д.Д. узнал из ответа ответчика от ***, по этой причине срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен. Доказательств проведения мероприятий по призыву истца, о попытках извещения, в том числе по месту работы, и получении таких повесток истцом ответчиком не представлено, как и доказательств того, что Плотников Д.Д. уклонился от исполнения воинской обязанности. Кроме того, административный истец обратился с заявлением о выдаче военного билета в 2015 г., однако оспариваемое решение было принято спустя полтора года.
Представитель административных ответчиков Музюпова Л.В. в судебном заседании, ссылаясь на письменные возражения, представленные в дело, просила оставить исковые требования Плотникова Д.Д. без удовлетворения в полном объеме. Своевременное обращение административного истца в суд с данным иском не оспаривала. Также пояснила, что оснований для направления Плотникову Д.Д. каких-либо извещений у ответчиков не имелось, поскольку он не встал на соответствующий воинский учет при перемене места жительства и обратился в военный комиссариат за военным билетом уже по достижении 27-го возраста. Нарушения прав административного истца ответчиками не допущено.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав доводы представителей сторон, представленные ими доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
По смыслу ст., ст. 218, 219 КАС РФ гражданин, организация в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Требованиями ст. 227 КАС РФ суд, признав административное исковое заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, что Плотников Д.Д., по сути не согласен с решением призывной комиссии Кировского и ****ов **** края, принятым *** о признании его непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем, ему было отказано в выдаче военного билета и выдана справка. С настоящим административным иском в Краснофлотский районный суд **** Плотников Д.Д. обратился ***, о нарушенном праве узнал из сообщения ответчика от ***. Данные обстоятельства ответной стороной не оспорены. Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим административным иском Плотниковым Д.Д. не пропущен.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от *** N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от *** № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от *** № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (призывники), регламентируется Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ....
Пунктом 20 данного Положения определено, что призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п. 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ***, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Приказом Министра обороны РФ от *** ... «Об утверждении инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, введен такой документ воинского учета, как справка взамен военного билета (форма .../у).
Судом материалами дела установлено, что по заключению Призывной комиссии Кировского и ****ов **** края, отраженному в протоколе ... от ***, на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от *** № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Плотников Данила Дмитриевич признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральным законом от *** № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступившим в силу с ***, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Названная норма Федерального закона от *** № 53-ФЗ (п. 1.1 ст. 28) гласит: при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Материалами дела установлено, что *** Плотников Д.Д. обратился с заявлением к военному комиссару **** в Отдел по Кировскому и ****м **** о выдаче военного билета как гражданину, достигшему 27 летнего возраста. До достижения указанного возраста по данному вопросу к ответчику не обращался.
Военным комиссариатом Кировского и ****ов **** края *** ... был направлен запрос в адрес начальника ОВК **** с просьбой выслать личное дело призывника Плотникова Д.Д.
На данный запрос *** в адрес ВК Кировского и ****ов **** края направлена заверенная копия из учетно-алфавитной книги граждан 1988 года рождения на Плотникова Данила Дмитриевича. Также сообщено, что выслать личное дело призывника не предоставляется возможным.
Из содержания указанной копии из учетно-алфавитной книги следует, что Плотников Д.Д. начиная с *** состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата **** Восточного АО **** и до *** не подлежал призыву по пп. «а» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Помимо прочего в копии учетно-алфавитной книги указано, что в октябре 2007 г. Плотников Д.Д. убыл на обучение за пределы Российской Федерации (пр. ... от ***), в связи с чем личное дело призывника Плотникова Д.Д. было передано в архив.
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Плотников Д.Д. зарегистрирован с *** и проживает по адресу: ****, что подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя истца.
В соответствии с требованиями, закрепленными в статье 10 Федерального закона от *** № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Согласно п. «б» ч. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Вместе с тем, указанная возложенная Законом обязанность административным истцом при смене места жительства в 2014 г. не была исполнена. По состоянию на *** (дата регистрации по месту жительства в ****) Плотникову <данные изъяты>, *** года рождения, исполнилось полных 26 лет. Однако к ответчику по вопросу выдачи военного билета с предоставлением документов, удостоверяющих личность, сведения о месте жительства и трудоустройстве, административный истец обратился только в июне 2015 г., то есть по достижении 27-летнего возраста. Данных о том, что Плотников Д.Д. снялся с воинского учета в Военном комиссариате **** и встал на такой учет в ВК по Кировскому и ****м **** края, материалы дела не содержат.
При таком положении довод представителя административных ответчиков о том, что у военного комиссариата отсутствовала обязанность по направлению повесток либо иных документов административному истцу о призыве на военную службу, поскольку последний не встал на воинский учет в установленном порядке по новому месту жительства, представляется обоснованным, а вывод о том, что Плотников Д.Д., являясь лицом, подлежащим в соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, заведомо осознавая, что срок, предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу истек, и он подлежит призыву на военную службу на общих основаниях, однако в Военный комиссариат Кировского и ****ов **** края для постановки на воинский учет не прибыл, тем самым уклонился от призыва на военную службу, обоснованным и подтвержденным вышеприведенными доказательствами по делу.
По этим же основаниям доводы истцовой стороны, включая пояснения представителя административного истца в судебном заседании, не принимаются судом.
Из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве, следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после ***
Плотников Д.Д. достиг 27-летнего возраста *** и мог быть неоднократно призван на службу после *** (Указом Президента РФ от *** ..., Указом Президента РФ от *** ..., Указом Президента РФ от *** ...).
Таким образом, суд считает установленным, что Плотников Д.Д. на законных основаниях признан Призывной комиссией Кировского и ****ов **** края, гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для выдачи ему военного билета.
Изложенное свидетельствует о правильном выводе призывной комиссии в протоколе от ***, в соответствии с которым Плотников Д.Д. зачислен в запас по ст. 28 п. 1.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет.
Судом установлено, что решение принято в рамках предоставленных должностным лицам и соответствующим органам полномочий, в соответствии с установленным порядком совершения оспариваемых действий, на законных основаниях и соответствуют вышеприведенным нормативным правовым актам и положениям, что указывает на обоснованность отказа Плотникову Д.Д. в выдаче военного билета.
То обстоятельство, что решение принято призывной комиссией по истечении полутора лет с момента обращения Плотникова Д.Д. с заявлением о выдаче военного билета, на данный вывод суда не влияет, поскольку конкретные строго регламентированные сроки принятия такого решения вышеприведенными правовыми актами не предусмотрены. Кроме того, законное по существу решение государственного, муниципального органа, должностного лица не может быть признано незаконным лишь по формальным основаниям.
Объективных доказательств, которые бы с достоверностью свидетельствовали о каком-либо нарушении прав и законных интересов административного истца, либо наличия препятствий к осуществлению таких прав и свобод, а также о нарушении действующего законодательства административными ответчиками, материалы дела не содержат.
Как обоснованно указано представителем ответчиков в письменных возражениях, установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции РФ. При этом выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на такой учет.
При таком положении, оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства с позиции статей 45, 59, 60, 61, 62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления Плотникова Д.Д. в полном объеме.
Доводы административного истца, положенные в основу исковых требований, на вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 174, 175, 177-181, 186 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Плотникова <данные изъяты> к Военному комиссариату по Кировскому и ****м **** края, Военному комиссариату ****, Призывной комиссии по Кировскому и ****м **** края о признании незаконными действий (бездействия), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам ****вого суда через Краснофлотский районный суд **** в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.В. Иванова