8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконными действий (бездействий) № 2а-2372/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

    К делу №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2017 г.                                                                                                          г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО3, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконными действий (бездействий),

УСТАНОВИЛ:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов Краснодарского края, выраженного в не обеспечении безопасности гидротехнического сооружения – дамбы на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:1010, расположенном по адресу: <адрес> и обязании министерства принять меры, направленные на обеспечении безопасности указанного ГТС путём разработки и согласования в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору плана мероприятий по обеспечению безопасности сооружения.

В обоснование требований указывает, что на протяжении длительного времени <адрес> не принимает меры, направленные на обеспечение безопасности указанного ГТС, с мая 2016 года обладая информацией о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:1010, расположенном по адресу: <адрес>, бесхозяйного гидротехнического сооружения. Министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом, ответственным за безопасность находящихся на территории Краснодарского края гидротехнических сооружений, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен. Однако непринятие установленных законом мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения на протяжении длительного периода времени уполномоченным органом, а также соответствующего плана мероприятий, является бездействием, нарушающим права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а также интересы Российской Федерации, в связи с чем, предъявлен настоящий иск.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО3 заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая, что спорное гидротехническое сооружение не принято органами местного самоуправления на баланс как бесхозное и министерством не могут быть реализованы полномочия в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений без предоставления информации, подтверждающей наличие на территории муниципальных образования бесхозных ГТС. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица – Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Кубанского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, просил в письменном ходатайстве о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам

Как видно из материалов дела, в результате проверки Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а также полноты мер, принимаемых органами местного самоуправления и контролирующими органами в обозначенной сфере правоотношений, выявлен факт нахождения в границах <адрес> ГТС, собственник которых неизвестен.

Выездом на место, обследованием водного объекта, выявлено наличии на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:1010, расположенном по адресу: <адрес> гидротехнического сооружения- дамбы - собственник которых неизвестен.

Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозных недвижимых вещей утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозных недвижимых вещей утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что спорные сооружения поставлены на государственный учет как бесхозяйное недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации недвижимого имущества отсутствует). Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.

Таким образом, основанием для установления статуса бесхозной вещи является внесение записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Доказательств постановки вышеуказанных гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, административным истцом суду не представлено.

Фактически обращение в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества направлено на создание информационной базы по данным объектам, необходимой для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в целях получения им необходимых субсидий и обеспечения ими безопасности данных гидротехнических сооружений.

Пунктом 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» (далее - Постановление №) установлена обязанность органа местного самоуправления при выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направлять в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Административным истцом в поданном заявлении указано только на наличие на территории муниципального образования неких сооружений без определения их назначения, технических характеристик, точного местоположения и балансовой принадлежности.

Вместе с этим, министерством были даны разъяснения администрации <адрес> о необходимости принять меры по регистрации права собственности на объекты, имеющие хозяйственное значение для муниципального образования, а в отношении гидротехнических сооружений которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права на которые собственник отказался предоставить документы подтверждающие постановку на государственный учет гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйных.

Однако, вышеуказанным муниципальным образованием до настоящего времени такие документы в адрес министерства не представлены.

В соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам муниципального образования отнесены вопросы, в том числе по утверждению генеральных планов территории, правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на подведомственной территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории, осуществление муниципального земельного контроля, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской, а также утверждение правил благоустройства территории. Таким образом, администрация муниципального образования должна обладать всеми сведениями об имуществе, расположенном на территории муниципального образования, в том числе о гидротехнических сооружениях.

Учитывая вышеизложенное, министерством не могут быть реализованы полномочия в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, без предоставления администрацией муниципального образования документированной информации, подтверждающей наличие бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования.

Также стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом № – ФЗ к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения, орган местного самоуправления осуществляет предусмотренные ст. 225 ГК РФ, п. 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 237, а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, первичные действия по обеспечению безопасности таких сооружений, а именно: организовывает мероприятия по установлению на территории муниципального образования бесхозяйных гидротехнических сооружений, осуществляют мероприятия по выявлению и учету бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования; при установлении бесхозяйного гидротехнического сооружения информируют о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнического сооружения, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечивают подготовку заявления и необходимых документов для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомляют о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется только на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, не предоставление администрацией муниципального образования документов, подтверждающих постановку на учет в качестве бесхозного указанного гидротехнического сооружения, препятствует исполнению возложенных на министерство полномочий в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался.

    Статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - закон № 117-ФЗ), установлено, что закон № 117-ФЗ распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3, и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Тем самым законодатель ограничил сферу действия закона № 117-ФЗ, и из этого следует, что в силу прямого указания закона не всякое гидротехническое сооружений подпадает под его действие. В случае, если гидротехническое сооружение не включено в приведенный в статье 3 закона № 117-ФЗ перечень ГТС, и (или) в случае, если повреждение конкретного ГТС объективно не может повлечь за собою последствий, которые могут создать «чрезвычайную ситуацию», на такое ГТС не распространяются требования закона № 117-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

    Следовательно, министерство обязано обеспечивать безопасность только тех гидротехнических сооружений, на которые распространяется действие закона № 117-ФЗ при одновременном наличии двух условий: в случае, если гидротехническое сооружение относится к ГТС, которые указаны в статье 3 закона № 117-ФЗ; в случае, если повреждения этого сооружения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что прокуратурой не представлены доказательства, объективно и безусловно подтверждающие возможность возникновения в случае повреждений спорных гидротехнических сооружений последствий, которые могут создать чрезвычайную ситуацию на территории муниципального образования <адрес>, а также доказательства, подтверждающие постановку на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество спорных сооружений в качестве бесхозяйных, и безусловного отнесения гидротехнических сооружений к сфере действия закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

    С учетом изложенного, в удовлетворении административного искового заявления Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц следует отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконными действий (бездействий), выраженных в не обеспечении безопасности гидротехнического сооружения- дамбы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:1010, по адресу: <адрес>, обязании устранить нарушения права – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий –

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн