РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Кожуховой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску Чолариди ЮП к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным уведомления и осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Чолариди Ю.П. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным уведомления и осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок указав, что ему на основании решения <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок для коллективного садоводства, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>. истцу было выдано свидетельство на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровый №, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. осуществление государственной регистрации права собственности истца было приостановлено в связи с тем, что не были представлены соответствующие требованиям законодательства документы, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для совершения данного регистрационного действия, решением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал истцу в государственной регистрации вследствие не устранения причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации.
Истец считает, что его право собственности на указанный земельный участок также подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. в котором он указан в качестве правообладателя и имеется также ссылка свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просил суд признать уведомление ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в осуществлении государственной регистрации прав незаконным, а также обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, разрешенное использование: для коллективного садоводства, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>, в <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, просил суд заявленные требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Ряхова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Чолариди Ю.П. на основании решения <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок для коллективного садоводства, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>. истцу было выдано свидетельство на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. осуществление государственной регистрации права собственности истца было приостановлено в связи с тем, что не были представлены соответствующие требованиям законодательства документы, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для совершения данного регистрационного действия, решением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал истцу в государственной регистрации вследствие не устранения причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации.
Истец считает, что его право собственности на указанный земельный участок также подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. в котором он указан в качестве правообладателя и имеется также ссылка свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ
Суд полагает, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о незаконности оспариваемого уведомления.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 781) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом следует также принимать во внимание, что ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
На основании положений подпункта 8 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае если представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган обратился Чолариди Ю.П. с заявлением № о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью № кв.м. (местоположение: <адрес>) с кадастровым номером № (разрешённое использование: для коллективного садоводства). При этом в качестве основания для совершения данного регистрационного действия было представлено свидетельство № о праве собственности на землю, дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ (л.д№), выдавший орган - Комитет по земельной реформе <адрес>, основание выдачи - решение <адрес> исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ №, субъект права -Чолариди Ю.П. (л.д. №
Одним из оснований для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, является акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания (ч.1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно п.9 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утверждённого Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования выдаются гражданам, руководителям предприятий, учреждений, организаций либо их представителям должностными лицами районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка. При этом свидетельство составляется в двух экземплярах, один из которых выдаётся собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, а второй хранится в органе, выдавшем свидетельство.
Существенное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела имеет то обстоятельство, что в архиве ранее выданных правоудостоверяющих документов оригинал вышеназванного свидетельства отсутствует, о чем свидетельствует служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ. №/С, имеющаяся в копии правоустанавливающих документов.
В ходе рассмотрения гражданского дела представитель административного ответчика отметила, что согласно содержащейся в рассматриваемом свидетельстве расшифровке оно подписано председателем Комитета по земельной реформе <адрес> В.И.Бакаевым. Вместе с тем, по факту данный документ подписан лицом, полномочия которого не известны.
Помимо указанного свидетельства, Чолариди Ю.П. на государственную регистрацию права представлялось также решение Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков предприятиям, учреждениям, организациям и горрайисполкомам для коллективного садоводства из фонда перераспределения земель района» (л.д.№). В указанном списке содержится перечень организаций, которым выделяются земельные участки, названия хозяйств, из которых они выделяются, а также площади выделяемых земельных участков.
Вместе с тем, решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков предприятиям, учреждениям, организациям и горрайисполкомам для коллективного садоводства из фонда перераспределения земель района» носит общий характер и не содержит информации о предоставлении спорного земельного участка именно Чолариди Ю.П.
Таким образом, представленное Чолариди Ю.П. на государственную регистрацию права свидетельство не может рассматриваться в качестве основания для выполнения заявленного регистрационного действия.
Иные документы, свидетельствующие о наличии права собственности Чолариди Ю.П. на спорный земельный участок, в регистрирующий орган не представлялись.
Истцу было отказано в регистрации права собственности на земельный участок на основании положений ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) которая устанавливает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Федерального закона.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного производства РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом установлено, что действия регистрирующего органа не противоречат законодательству, приостановление, а в последствии отказ в государственной регистрации проведены с соблюдением установленных норм, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Суд также полагает возможным разъяснить истцу его право на обращение в суд с иском о признании права собственности на спорный земельный участок по правилам, предусмотренным положениями главы 12 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования Чолариди ЮП к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным уведомления и осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ