8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным решения, возложении обязанности № 2а-3335/2017 ~ М-3280/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-3335/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2017 года                              г.Барнаул

Индустриальный районный суд г.Барнаула в составе председательствующего Гончаровой Ю.В., при секретаре Оганнисян Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пелюх Н.А к администрации г. Барнаула о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Пелюх Н.А. обратилась суд с административным иском к административному ответчику администрации г.Барнаула, просила признать решение администрации г.Барнаула в лице Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 15.09.2015 *** незаконным, обязать администрацию г.Барнаула установить разрешенное использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а именно изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером:***, площадью 1075 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного на основании договора купли-продажи от 25.04.2014, принадлежащего Пелюх Н.А. на основе свидетельства о государственной регистрации права серии ***, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю 05.03.2015, с земли населенных пунктов - для ведения садоводства, на земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, с целью последующего использования земельного участка по назначению.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером: ***, площадью 1075 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения садоводства, а также дома, назначение: жилое, кадастровый номер: ***, по адресу: <адрес>. Установление положений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и их применение относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления. Административный истец указывает, что обратилась в администрацию г.Барнаула (Комитет по строительству, архитектуре и развитию города) с вопросом об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с земли населенных пунктов - для ведения садоводства, на земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, с целью последующего использования земельного участка по назначению. Административным истцом получен отказ в виде решения от 15.09.2015 *** согласно которому в соответствии с п.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны как правило не устанавливаются применительно к одному земельному участку, кроме того, изменение территориальной зоны приведет к нарушению пп. 4. 6 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ. Пелюх Н.А. считает указанный отказ не обоснованным, в связи с тем, что на земельные участки, расположенные на одной территориальной зоне (<адрес>), собственникам получены разрешения на изменении вида разрешенного использования земельного участка, также нормы действующего законодательства содержат перечень оснований для отказа в переводе. Администрацией г. Барнаула (Комитет по строительству, архитектуре и развитию города) не приведено ни одного из оснований, которые давали право отказать в удовлетворении заявления. Правовые нормы Земельного и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению отсутствует.

Административное исковое заявление в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принято к производству суда.

Определением суда от 16.08.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

Административный истец Пелюх Н.А., её представитель Казанцев Е.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители административного ответчика администрации г.Барнаула, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Ранее при рассмотрении дела представитель административного ответчика представил письменный отзыв по иску, в котором в удовлетворении требований просил отказать в полном объеме, в том числе в связи с пропуском скора, указывая, что 29.10.2015 Пелюх Н.А. обратилась к главе администрации Индустриального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Письмом от 27.1.2015 комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, как уполномоченный орган по рассмотрению указанного заявления, сообщил заявителю о невозможности изменения вила разрешенного использования. Согласно копии заявления Пелюх Н.А. от 29.10.2015, ответ комитета от 27.11.2015 получен административным истцом 18.12.2015, а в суд заявитель обратилась 25.07.2017, то есть по истечению трехмесячного срока (л.д.***).

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 25.04.2014 Пелюх Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером: 22:63:030219:309, площадью 1075 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения садоводства, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 05.03.2015 (повторное, взамен свидетельства 29.04.2014) (л.д.***).

На основании договора купли-продажи от 25.04.2014, декларации об объекте недвижимого имущества от 24.11.2014, Пелюх Н.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 04.03.2015 (повторное, взамен свидетельства 05.12.2014) (л.д.***).

На обращение Пелюх Н.А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (в редакции решения от 28.11.2014 №398), в отношении земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер ***), письмом комитета по строительству, архитектуре и развитию города администрации г. Барнаула от 15.09.2015 ***, Пелюх Н.А. сообщено следующее: вопрос изменения территориальной зоны указанного земельного участка 27.08.2015 рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края. Комиссией было рекомендовано отклонить предложение об изменении территориальной зоны земельного участка по адресу: <адрес> с зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4) по следующим основаниям: согласно п.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку; изменение территориальной зоны приведет к нарушению пп.4, 6 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в соответствии с Правилами рассматриваемый земельный участок расположен а зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС). Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости разрешенное использование указанного земельного участка «для ведения садоводства». Разрешенное использование участка соответствует основным видам территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС). Таким образом, установленная в отношении земельного участка территориальная зона ДС соответствует сложившейся планировке территории и существующему землепользованию, а также не противоречит положениям ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административный истец обращаясь в суд с настоящим административным иском просит признать решение администрации г. Барнаула в лице Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 15.09.2015 *** незаконным (указание в административном иске номера обжалуемого решения *** суд расценивает как описку).

Согласно п.8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7).

При этом, градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п.9).

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в числе которых указаны земли населенных пунктов (п.1).

Согласно положений ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.1).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч.2).

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3).

Согласно положениям ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (в редакции решения от 28.11.2014 №398), земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый номер ****), разрешенное использование указанного земельного участка «для ведения садоводства».

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении №452-О-О от 19.06.2007, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.

Способ защиты нарушенных прав, равно как и своевременность обращения в суд, зависит исключительно от волеизъявления административного истца.

Вместе с тем, обжалуемое административным истцом решение администрации г. Барнаула в лице Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 15.09.2015 *** получено Пелюх Н.А. 18.12.2015, о чём свидетельствует её подпись (л.д.***), при этом, с настоящим административным иском она обратилась только 25.07.2017, что подтверждается штампом суда на административном исковом заявлении (л.д.***).

В ходе рассмотрения дела доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением, суду не представлено.

При этом, то обстоятельство, что Пелюх Н.А. ранее обращалась в суды города с исковым заявлением, административными исковыми заявлениями, не является основанием для восстановления пропущенного срока, так как данные обращения также были совершены по истечении срока обжалования решений государственных органов.

Таким образом, требование административного истца о признании решения администрации г.Барнаула в лице Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 15.09.2015 *** незаконным, а также производное от этого требования требование об обязании администрации г.Барнаула установить разрешенное использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Указание представителя административного истца на то, что требование об обязании администрации г.Барнаула установить разрешенное использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, является самостоятельным требованием, срок давности по которому составляет три года, не принимается судам во внимание, поскольку основано на неверном толковании норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в судебном порядке решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст.218 данного кодекса), при этом заявлять требования об обязании данных лиц совершить определенные действия возможно лишь в качестве указания способа восстановления нарушенных прав истца действиями, которые являются, по мнению истца, незаконными, о чем указано в п.1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Пелюх Н.А к администрации г. Барнаула о признании незаконным решения, возложении обязанности отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья                                         Ю.В.Гончарова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн