8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным решения, возложении обязанности № 2а-2936/2017 ~ М-2316/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

03 мая 2017 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Крючковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Стрелкова Ф.А. к Управлению Росреестра по Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Стрелкова Ф.А. обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит: признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от *** *** об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области устранить допущенные нарушения (выдать правоустанавливающие документы на земельный участок, площадь: общая <***> кв. м. адрес: Россия, ***, кадастровый номер: ***); взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере <***>; расходы на оплату государственной пошлины в размере <***>.

В иске указано следующее. *** Ахметшин Х., действующий на основании доверенности за Стрелкову, обратился в Управление Росреестра с заявлением о выдаче правоустанавливающих документов на объект недвижимости: земельный участок, площадь <***>. м, адрес: ***, кадастровый номер: ***. *** Росреестр прислал сообщение об отказе в государственной регистрации, указав, что государственная регистрация не представляется возможной, в связи с тем, что из содержания выписки из похозяйственной книги следует, что запись *** внесена после введения в действия Земельного кодекса РФ. Считает данный отказ в выдаче правоустанавливающих документов незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Истица приняла на праве постоянного (бессрочного) пользования землю от мужа А. Указанный земельный участок был представлен для ведения личного подсобного хозяйства, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от *** ***. Право собственности на земельный участок наследодателем не было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Земельный участок входил в состав кооперативного сада «Надежда». Начиная с <***> года наследодатель являлся членом кооперативного сад «Надежда», о чем свидетельствует членский билет садовода коллективного сада. Согласно решению Исполкома Железнодорожного районного Совета народных депутатов от *** *** зарегистрирован Устав дачного кооператива в пос. Палкино, утвержден список граждан, имеющих дачные строения и вступивших во вновь создаваемый дачный кооператив пос. Палкино Железнодорожного района г. Екатеринбурга, в котором значится и наследодатель, как лицо, имеющее строение по указанному адресу. Решением также установлено, что основанием права пользования гражданами земельными участками является решение исполкома, государственный акт землепользования. В соответствии с Роснииземпроект УралНИИгипрозем «Инвентаризация земель» от <***> г. наследодатель является землепользователем земельного участка, расположенного по адресу ***, площадь <***> кв.м. На земельном участке имеется объект капитального строительства - жилой дом, общей площадью 15,8 кв. м, однако истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности на дом, в связи с отсутствием сведений о праве собственности на земельный участок в ЕГРП. Считает, что истцу был предоставлен в собственность земельный участок с жилым домом, которым он фактически пользуется по настоящий момент. Истцом не произведено надлежащее оформление земельного участка в связи с недостаточностью, по мнению органов государственной власти, правоустанавливающих документов, несмотря на то, что основным имеющимся правоустанавливающим документом для оформления права собственности является Решение Исполкома Железнодорожного района Совета народных депутатов от 20.06.1961 года № 236. Наследодатель являлся добросовестным пользователем земельного участка, что подтверждает факт исправного внесения платы за земельный налог в отношении земельного участка. После смерти наследодателя бремя по содержанию земельного участка и дома легло на истицу. Она также добросовестно производила все платежи, в том числе и коммунальные. Согласно п.2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", N 122-ФЗ выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

На основании изложенного истец считает принятый Росреестром отказ в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество незаконным и подлежащим отмене.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении дела, либо рассмотрении в свое отсутствие не ходатайствовал.

Представитель административного ответчика Нафиков И.И., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, который приобщил к делу. На рассмотрении дела по существу и вынесении решения по заявленному иску представитель настаивал.

В силу ч. 3 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что истец извещался о времени судебного заседания своевременно установленными КАС РФ способами, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте суда, руководствуясь ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного ответчика, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Рассматривая требования истца по существу, суд руководствуется следующим.

На основании ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

С 01.01.2017 Федеральный закон от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) утратил силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости".

Письмом Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и «О разъяснении законодательства» даны разъяснения относительно порядка осуществления с 1 января 2017 г. государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также предоставления сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 1 января 2017 г., и сообщено следующее.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Закон N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Таким образом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п., с учетом изложенного ниже.

В случае если решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по поступившим в орган регистрации прав до 1 января 2017 г. заявлениям и документам будет приниматься в 2017 г., такое решение об отказе полагаем целесообразным принимать в соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ с указанием причин, послуживших основанием для приостановления и не устраненных согласно действовавшему на момент поступления заявлений законодательству (указывая одновременно как положения статьи 27 Закона N 218-ФЗ - в части основания для отказа, так и положения Закона N 221-ФЗ, Закона N 122-ФЗ - в части оснований для приостановления, неустранение которых повлекло принятие решения об отказе).

Учитывая, что истец обратился к ответчику ***, суд считает возможным руководствоваться положениями как Федерального закона №122-ФЗ, так и №218-ФЗ, действующих на период обращения истца и рассмотрения поданного заявления.

В соответствии с определением, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон №122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона №122-ФЗ, действующего на момент обращения заявителя к ответчику, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В судебном заседании установлено, что *** в Управление Росреестра по Свердловской области обратился Ахметшин Х. действующий за Стрелкова Ф.А., с заявлением о выдаче правоустанавливающих документов «в упрощенном порядке» на объект недвижимости: земельный участок, площадь: общая <***> кв. м, адрес: Россия, ***, кадастровый ***. К заявлению были приложены: кадастровая выписка о земельном участке от ***, согласно которой разрешенное использование земельного участка – земли дачно-строительных кооперативов, выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина (А) права на земельный участок от *** ***, копия решения Исполкома Железнодорожного районного Совета народных депутатов от 20.06.91 г. № 236, согласно которого зарегистрирован Устав дачного кооператива в пос. Палкино, утвержден список граждан, имеющих дачные строения и вступивших во вновь создаваемый дачный кооператив пос. Палкино Железнодорожного района г. Екатеринбурга в котором значится и А, как лицо, имеющее строение по указанному адресу; решением также установлено, что основанием права пользования гражданами земельными участками является решение исполкома, государственный акт землепользования; копия Постановления Главы города Екатеринбурга № 268 от 30.03.1999 об утверждении материалов инвентаризации земель Железнодорожного района.

Данному обращению присвоен номер в книге учета входящих документов ***.

*** ответчиком принято уведомление о приостановлении государственной регистрации, в котором указано, что государственная регистрация права собственности на земельный участок «в упрощенном порядке» не представляется возможной, в связи с тем, что из содержания представленной заявителем выписки следует, что запись *** в похозяйственную книгу внесена после введения в действия Земельного кодекса РФ.

*** ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что в срок, предоставленный в уведомлении о приостановлении, не были устранены и заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации права собственности.

Административный истец полагает, что государственная регистрация права должна быть осуществлена в так называемом «упрощенном порядке», то есть только на основании единственного документа – похозяйственная книга и запись в ней, а также Решения Исполкома.

Так называемый «упрощенный порядок» регистрации права собственности предусмотрен ст. 49 Федерального закона № 218-ФЗ, а ранее - ст. 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ, при этом, спорный земельный участок должен иметь разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, может быть зарегистрирован на основании выписки из похозяйственной книги в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу указанной статьи, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3).

Согласно п. 1 ст. 25.2 Федерального закона № 122-ФЗ, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т. е. до *** г., для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 25.2 Федерального закона № 122-ФЗ, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Форма выписки из похозяйственной книги утверждена Приказом Росреестра от 07.03.2012 г. № П/103, которым также установлено, что Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается в целях государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Из содержания представленной истцом ответчику и суду выписки следует, что запись *** в похозяйственную книгу внесена ***, следовательно, земельный участок был предоставлен уже после введения в действие ЗК РФ, то есть после *** на основании Постановления Главы города Екатеринбурга № 268 от 30.03.1999 об утверждении материалов инвентаризации земель Железнодорожного района, следовательно, земельный участок не относится к земельным участкам, предоставленным до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до ***; порядок предоставления земельных участков гражданам на праве собственности, либо аренды после *** регулируется положениями Земельного кодекса РФ, обязательными для соблюдения всеми субъектами гражданского права; Постановление Главы города Екатеринбурга № 268 от 30.03.1999 об утверждении материалов инвентаризации не удостоверяет и не устанавливает прав на земельные участки, заинвентаризированные на территории района г.Екатеринбурга; выписка содержит недостоверные сведения о разрешенном использовании земельного участка, т.к. спорный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства не предоставлялся, имеет разрешенное использование – земли дачно-строительных кооперативов.

Судом установлено, что земельный участок имеет иное разрешенное использование, чем того требует Федеральный закон № 218-ФЗ и требовал Федеральный закон № 122-ФЗ – «земли дачно-строительных кооперативов».

Таким образом, государственная регистрация в так называемом "упрощенном порядке" на вышеуказанный земельный участок не представляется возможной, а представленная выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства.

Иные документы, подтверждающие возникновение права собственности заявителем на объект недвижимого имущества на государственную регистрацию не представлялись.

Основания приостановления государственной регистрации установлены в ст. 19 Федерального закона № 122-ФЗ и ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, а основания отказа в государственной регистрации – в ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ и ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ.

Сообщение об отказе принято ответчиком ***.

В силу ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, из содержания указанных положений закона и представленных на государственную регистрацию документов, проведение государственной регистрации на вышеуказанные объекты недвижимого имущества в рамках как Федерального закона № 122-ФЗ, так и Федерального закона № 218-ФЗ не представлялось возможным, а отказ в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества является законным и обоснованным.

Право заявителя на получение земельного участка в собственность в установленном Земельным кодексом РФ порядке вышеуказанным отказом не нарушается.

В силу п. 5 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (Закон о регистрации).

Государственным регистратором была осуществлена правовая экспертиза, что полностью соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что решение от *** вынесено в соответствии с полномочиями государственного регистратора и полностью соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом срока на обращение с настоящим административным исковым заявлением по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из представленной суду копии дела правоустанавливающих документов (том 1), *** Стрелкова Ф.А. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***. При этом к указанному заявлению была приложена выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от *** ***. *** государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права на спорный земельный участок. *** государственным регистратором вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации права на спорный земельный участок на том основании, что запись *** в похозяйственную книгу внесена ***, следовательно, земельный участок был предоставлен уже после введения в действие ЗК РФ, то есть после *** *** Стрелкова Ф.А. вновь обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. *** государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права на спорный земельный участок. *** государственным регистратором вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации права на спорный земельный участок на том основании, что запись *** в похозяйственную книгу внесена ***, следовательно, земельный участок был предоставлен уже после введения в действие ЗК РФ, то есть после ***.

Таким образом, оспариваемое административным истцом решение об отказе в государственной регистрации от *** содержит аналогичные основания, что и решение об отказе в государственной регистрации от ***. Более того, Стрелкова Ф.А. в качестве основания для государственной регистрации как ***, так и *** предоставляла выписку из похозяйственной книги.

Позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от *** ***, определено, что установление того или иного срока обжалования обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений.

В силу, во-первых, смысловой идентичности сообщений об отказе в государственной регистрации от *** и от ***, во-вторых, представления на государственную регистрацию аналогичных документов, являющихся, по мнению административного истца, основаниями для регистрации права, можно говорить о том, что Стрелкова Ф.А. стало известно о нарушении своих прав уже не позднее ***. Следовательно, срок на обжалование действий Управления Росреестра истек уже *** (*** - выходной день).

В связи с изложенными обстоятельствами суд полагает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обжалования действий по отказу в государственной регистрации права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного искового заявления в силу ч. 8 ст. 218 КАС РФ.

Поскольку в удовлетворении иска отказано, судебные расходы, заявленные истцом, не подлежат возмещению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227, ч. 8 ст. 218, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление Стрелкова Ф.А. к Управлению Росреестра по Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн