Дело № 2а-3519/2017 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» сентября 2017 г. г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием административного истца Косвинцева Н.Н.,
представителя административного истца - адвоката Бондарь С.А., действующей на основании ордера /л.д.30/,
представителя административного ответчика – Костаревой Л.И., действующей на основании доверенности /л.д.33/,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Косвинцева Н.Н. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Отделу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Пермского края» (по городу Лысьва и Лысьвенскому району), о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности зачислить в запас и выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Косвинцев Н.Н. обратился в суд с административным иском к Отделу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Пермского края» (по городу Лысьва и Лысьвенскому району) о признании незаконным решения призывной комиссии от 11.07.2016г. (протокол № 6-у) и к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края» о признании незаконным решения от 28.04.2017г. о признании Косвинцева Н.Н. не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, возложении обязанности принять решение о зачислении Косвинцева Н.Н. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как гражданина, не прошедшего военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу согласно п.п. «а» и «б» п.2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.
В обоснование требований административный истец сослался, что решением призывной комиссии Лысьвенского городского округа в отделе ФКУ «Военный комиссариат Пермского края (по городу Лысьва и Лысьвенскому району), протокол № 6-у от 11.07.2016г. он (Косвинцев Н.Н.) был признан «гражданином не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Письмом № 1/1759 от 14.07.2016г. административному истцу было сообщено, что согласно приказу министра обороны России № 495 от 18.07.2014г. ему будет выдана справка формы 1-У взамен военного билета. Указывает, что в связи с бездействием Призывная комиссия Лысьвенского городского округа допустила нарушение права административного истца на зачисление его в запас Вооруженных Сил РФ как гражданина, не прошедшего военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу. Бездействие выразилось в том, что в период с 01.11.2013г. по 21.02.2015г. (в частности в период с 01.11.2014г. по 31.12.2014г.) Отдел не обеспечил в пределах своей компетенции исполнение административным истцом воинской обязанности, не вызывая его по месту проживания (месту пребывания), месту регистрации, месту учебы или месту работы на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, ни повестками, ни другими способами, что является нарушением п.3 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту также ФЗ-53). Призывной комиссией Пермского края 26.04.2017г. рассмотрена жалоба административного истца на заключение призывной комиссии Лысьвенского городского округа, и принято решение об оставлении вышеуказанного заключения без изменения. Административный истец указывает, что не согласен с оспариваемыми решениями, так как в период с 25.07.2005г. по 01.11.2014г. он согласно пп. «а» и пп. «б» п.2 ст. 24 ФЗ-53 использовал право на отсрочку от призыва на военную службу: с сентября 2005г. по июнь 2010г. обучался по очной форме обучения в <данные изъяты> по программе специалитета «<данные изъяты>); с ноября 2010г. по ноябрь 2013г. обучался по очной форме обучения в <данные изъяты> в аспирантуре «<данные изъяты> с ноября 2013г. по ноябрь 2014г. вел подготовку к защите квалификационной работы (диссертации). Сведения об окончании данных сроков обучения имеются в учетной карточкой призывника. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела, а не на граждан, подлежащих призыву. Однако в период с 01.11.2013г. по 01.11.2014г. и в период с 01.11.2014г. по 27.02.2015г., то есть с момента окончания времени на защиту диссертации и до момента достижения административным истцом возраста 27 лет, а именно в период осенней призывной кампании 2014г., он (административный истец) на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не вызывался повестками военного комиссариата. Кроме того, обжалуемое решение было принято без проведения медицинского освидетельствования. Ответчики ни в ОВД с розыском административного истца, ни в следственные органы СУ СК для решения вопроса о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством не обращались. В ходе прокурорской проверки по его заявлению, были выявлены нарушения закона и военному комиссару Пермского края выдано представление об их устранении. С 2006 г. по август 2012г. административный истец состоял на воинском учете в отделе ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» (по городу Лысьва и Лысьвенскому району). В дальнейшем при смене места жительства в августе 2012г. он встал на военный учет в ФКУ «Военный комиссариат Пермского края (по Индустриальному и Дзержинскому районам г.Перми, а затем обратно встал на учет в марте 2013г. при смене места регистрации и там числился до 25.03.2015г. В учетной карточке призывника до 21.02.2015г. указана достоверная информация о месте жительства (регистрации), месте фактического проживания, месте работы, номере сотового телефона, сроке окончания обучения в аспирантуре, сроке окончания времени на защиту диссертационной работы, высшем образовании. С 01.09.2010г. по настоящее время истец работает и состоит на воинском учете в <данные изъяты>. Бездействие ответчиков привело к тому, что административный истец лишился возможности реализовать обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции Российской Федерации, и права на зачисление в запас ВС РФ, как гражданин, не прошедший военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу. Признание административного истца гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, лишают его права быть принятым на гражданскую службу, что является нарушением его конституционных прав и свобод.
Административный истец Косвинцев Н.Н. в судебном заседании на доводах административного иска настаивал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что он после окончания очного обучения в <данные изъяты> поступил в аспирантуру. Из аспирантуры он был отчислен в ноябре 2013 г. После отчисления он имел право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу сроком на 1 года для защиты квалификационной работы. Он предоставил соответствующую справку в военный комиссариат в г.Лысьва. Обязанность защитить квалификационную работу на нём не лежит. Поскольку произошло сокращение диссертационных советов, а также в связи с отсутствием у него достаточных денежных средств, он не защитил квалификационную работу. Считает, что в период с 01.11.2013 г. по ДД.ММ.ГГГГ он имел законное право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу, предоставив соответствующие документы в военный комиссариат. Он от прохождения военной службы не уклонялся, оспариваемые решения считает незаконными, поскольку сотрудниками военного комиссариата, надлежащим образом он не вызвался, его розыск не осуществлялся. Счиатет, что срок обжалвоания оспариваемого решения призывной комиссии от 11.07.2016г. (протокол №-у) он не пропустил, поскольку оспорил данное решение в призывную комиссию Пермского края, которой решение по его жалобе было принято только в апреле 2017 г.
Представитель административного истца Бондарь С.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» Костарева Л.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление /л.д.35-40/ и в дополнениях к возражениям на иск /л.д.59-61/, согласно которым военные комиссариаты не наделены полномочиями по предоставлению гражданам отсрочек и зачислению в запас. Косвинцев Н.Н., 27.01.2005г. поставлен на воинский учет в военном комиссариате г.Лысьва и Лысьвенскому району. По заключению медицинского освидетельствования признан годным к военной службе, категория годности <данные изъяты>». 20.06.2006г. протоколом № 29 комиссией предоставлена отсрочка на время обучения под. «а» п.2 ст. 24 ФЗ-53 до 30.06.2010. 14.04.2011г. протоколом № 7 предоставлена отсрочка для учебы в аспирантуре под. «б» п.2 ст. 24 ФЗ-53 до 01.11.2013г. 11.07.2016г. Косвинцев Н.Н. Призывной комиссией Лысьвенского городского округа признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований (<данные изъяты> Административный истец не предоставил сведений, документ об окончании аспирантуры, лицензии научного учреждения на ведение образовательной деятельности. 27.12.2013г. из <данные изъяты> в комиссариат поступила справка об отчислении Косвинцева Н.Н. из аспирантуры 01.11.2013г. в связи с её окончанием. Согласно ответу из <данные изъяты>» № от 11.12.2014г. Косвинцев Н.Н. диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата экономических наук не защитил. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется призывной комиссией только при наличии личной явки на заседание (п.6 ст. 28 ФЗ-53), административный истец на заседание не пребывал, документов, подтверждающих о праве на отсрочку с 02.11.2013г. не предоставил. В личном деле призывника с 02.11.2013г. по 21.02.2015г. отсутствуют сведения, дающие право на предоставление отсрочки в установленном законом порядке. Документ об образовании, справка с места работы в <данные изъяты> от 24.10.2016г. была предоставлена истцом после заседания призывной комиссии Лысьвенского городского округа. 25.04.2013г. Косвинцев Н.Н. снялся с воинского учета призывников в отделе военного комиссариата Пермского края по Индустриальному и Дзержинскому районам и 29.04.2013г. встал на воинский учет в военном комиссариате г. Лысьва, с целью уклонения от мероприятий, связанных с призывом, так как работая в <данные изъяты> он фактически не проживал в г.Лысьва. В соответствии со ст. 10 ФЗ-53 граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства и т.д. Отдел военного комиссариата по г. Лысьва неоднократно направлял извещения о розыске гражданина в ОВД г.Лысьва, но розыск не дал результатов. 28.04.2017г. Призывная комиссия Пермского края утвердила решение призывной комиссии Лысьвенского городского округа о признании Косвинцева Н.Н. не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. С 05.08.2016г. административный истец направлял жалобы в Призывную комиссию Пермского края, в прокуратуру Пермского края, военную прокуратуру Пермского гарнизона администрацию губернатора Пермского края, в Министерство обороны РФ, военный комиссариат Пермского края и военному комиссару Пермского края, по результатам рассмотрения которых, представлений или требований об устранении нарушения законодательства в адрес военного комиссариата не поступало. Косвинцев Н.Н. дважды вызывался на заседание призывной комиссии Пермского края. Указывают, что административный истец пропустил срок для обжалования заключения призывной комиссии по г. Лысьва и Лысьвенскому району от 11.07.2016г., а ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» не принимал решение в отношении истца.
Выслушав участником процесса, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства №ж-2016 Прокуратуры Дзержинского района, материалы наблюдательного производства Военной прокуратуры Пермского гарнизона, личное дело призывника №, суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями(ч.9), суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
В соответствии с пп. «а» и «б» п.2 ст. 24 ФЗ-53 право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения: в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Судом при рассмотрении дела установлено, что из материалов личного дела призывника следует, что Косвинцев Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" состоял с ДД.ММ.ГГГГ на воинском учете в военном комиссариате г.Лысьва Пермской области.
В 2005 году Косвинцев Н.Н. поступил в <данные изъяты> по программе высшего профессионального образования по очной форме обучения со сроком окончания ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом № от 20.06.2006г. призывной комиссией «ЛМР» была предоставлена Косвинцеву Н.Н. отсрочка по ст. 24 п.2 под «а» ФЗ-53 сроком до 30.06.2010г.
В 2010 году административный истец поступил в <данные изъяты> по программе послевузовского образования (аспирантуры) по очной форме обучения со сроком окончания ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом № от 14.04.2011г. призывной комиссией была предоставлена Косвинцеву Н.Н. отсрочка по ст. 24 п.2 под «б» ФЗ-53 сроком до 01.11.2013г.
21.09.2012г. Косвинцев Н.Н. был снят с воинского учета отделом (военного комиссариата Пермского края по городу Лысьва и Лысьвенскому району.
31.10.2012г. административный истец принят на воинский учет в военный комиссариат Индустриального и Дзержинского районов г.Перми.
25.04.2013г. Косвинцев Н.Н. снят с воинского учета в военном комиссариате Индустриального и Дзержинского районов г.Перми.
09.04.2013г. административный истец принят на воинский учет отделом (военного комиссариата Пермского края по городу Лысьва и Лысьвенскому району.
22.02.2015г. снят с воинского учета отделом (военного комиссариата Пермского края по городу Лысьва и Лысьвенскому району.
ДД.ММ.ГГГГ Косвинцев Н.Н. достиг возраста 27 лет.
Заключением призывной комиссии военного комиссариата Пермского края (по г.Лысьва и Лысьвенскому району) от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №/У) Косвинцев Н.Н. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением призывной комиссии Пермского края ДД.ММ.ГГГГ (протокол №/У от 26.04.2017г.), заключение призывной комиссии военного комиссариата Пермского края (по г.Лысьва и Лысьвенскому району) в отношении Косвинцева Н.Н. оставлено без изменения /л.д. 42/.
Согласно протоколу №/У от 26.04.2017г. Косвинцев Н.Н. принимал участие в заседании Призывной комиссии Пермского края /л.д.72-74/.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Доводы Косвинцева Н.Н. о том, что с момента окончания аспирантуры с 01.11.2013г. по ноябрь 2014г., в связи с подготовкой к защите диссертации у него возникло право на получения отсрочки от призыва на военную службу, суд не принимает в силу следующего.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 года № 1365 утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), зарегистрированы в Минюсте РФ 10 мая 2011 года N 20700 (далее Требования).
В соответствии с пунктом 4 Требований нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.
Таким образом, срок, на который аспирант вправе получить отсрочку, составляет три года на период обучения и не более одного года на защиту диссертации.
Как следует из содержания Письма Минобрнауки РФ от 3 мая 2011 года № 04-279 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре» в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Толкование этой нормы позволяет сделать вывод, что аспиранты очной формы обучения имеют право на отсрочку, которая состоит из двух периодов:
- с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры (п.п.41,42,51,52 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Министерства образования России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- на период защиты диссертации.
После завершения обучения в аспирантуре (то есть издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку - она сохраняется за ним.
Согласно п.44 положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Министерства образования России от ДД.ММ.ГГГГ № аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
полностью выполнить индивидуальный план;
сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключении.
Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.
Сведения об окончании аспирантуры должны содержать указание на то, что диссертант представил диссертацию к защите (или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры), то есть выполнил обязанности, предусмотренные п. 44 данного Положения.
В этом случае соблюдается требование закона о том, что отсрочка сохраняется для тех граждан, которые успешно завершили обучение по образовательной программе послевузовского образования, и действует в течение периода, который не должен превышать один год после завершения обучения по образовательной программе.
Из справки ректора <данные изъяты> от 09.08.2017г. №, следует, что Косвинцев Н.Н. проходил обучение в аспирантуре с 01.11.2010г. по 01.11.2013г., в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования, что не предполагает защиту квалификационной работы в образовательной организации. При <данные изъяты> диссертационный совет по направлению Экономика не функционирует, в связи с чем данных о защите кандидатской диссертации Косвинцевым Н.Н. не имеется /л.д.62/.
В материалах личного дела призывника Косвинцева Н.Н. имеется справка № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>», из которой следует, что Косвинцев Н.Н. зачислен в очную аспирантуру <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Отчислен из очной аспирантуры ДД.ММ.ГГГГ в связи с её окончанием. Приказ об отчислении 03№ от ДД.ММ.ГГГГ На основании Федерального закона «О воинской обязанности», п.2 ст. 24, Косвинцев Н.Н. имеет право на отсрочку на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСправка выдана для предъявления в отдел военного комиссариата Пермского края по г.Лысьва и Лысьвенскому району.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>» Косвинцев Н.Н. зачислен в очную аспирантуру <данные изъяты>» по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Отчислен из очной аспирантуры ДД.ММ.ГГГГ в связи с её окончанием. Диссертационная работа на соискание учёной степени кандидата экономических наук не защищена. Справка выдана для предъявления в отдел военного комиссариата Пермского края по г.Лысьва и Лысьвенскому району.
Административным истцом не представлено доказательств защиты квалификационной работы (диссертации) как на момент окончания обучения в 2014 году, так и на момент рассмотрения дела в суде.
Из представленных в военный комиссариат вышеуказанной справки от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что Косвинцев Н.Н. представил диссертацию к защите, или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры, то есть у военного комиссариата отсутствовали сведения о возможности предоставления Косвинцеву Н.Н. отсрочки для защиты квалификационной работы, в силу чего в 2014 г. военным комиссариатом обоснованно направлялись обращения в органы внутренних дел, об установлении местонахождения гражданина Косвинцева Н.Н.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в материалах настоящего дела отсутствуют сведения о предоставлении Косвинцеву Н.Н. отсрочки от призыва на военную службу по указанному основанию, следовательно, он являлся лицом, подлежащим призыву на военную службу с 01.11.2013г.
Тот факт, что административный истец в период с ноября 2013 года по февраль 2015 года фактически уклонялся от прохождения военной службы подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут.
Доводы административного истца о том, что в период с 2014 года по февраль 2015 года в отношении него мероприятия по призыву надлежащим образом не проводились, отсутствовали извещения о необходимости его явки в призывную комиссию, противоречат нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета, граждане обязаны:
-состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
- явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
-сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. Закона, пп. "г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Косвинцев Н.Н. после отчисления из аспирантуры в ноябре 2013 года об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования, а также документы, подтверждающие его право на отсрочку в связи с защитой квалификационной работы, в военный комиссариат не представлял.
Запись на корочке личного дела призывника Косвинцева Н.Н. о том, что он имеет отсрочку до ДД.ММ.ГГГГ не указывает на то, что, он имеет отсрочку, поскольку соответствующие документы в материалах личного дела отсутствуют.
При этом Косвинцев Н.Н. неоднократно проходил призывные мероприятия, дважды получал отсрочки от призыва на военную службу, т.е. был осведомлен о порядке работы призывной комиссии и организации призыва на военную службу. Таким образом, Косвинцев Н.Н. злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.
Доводы административного истца о том, что военный комиссариат его не призывал, повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для освобождения от прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.
Данные обстоятельства подтверждаются и правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1899-0 вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Кроме того, в материалах личного дела призывника находятся обращения Отдела Военного комиссариата Пермского края по г. Лысьва и Лысьвенскому району к начальнику отдела МВД России по Лысьвенскому району об установлении местонахождения призывника Косвинцева Н.Н. за исх.№ 1/912 от 05.05.2014г., и № 1/2464 от 20.11.2014г., а также корешок повестки для явки на мероприятия связанные с призывом 21.04.2014г..
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Косвинцев Н.Н. до достижения 27-летнего возраста не проходил военную службу, срок предоставленных административному истцу отсрочек истек 01.11.2013г., ни к одной категории граждан, которые в силу п. п. 1 и 2, п. п. "в" п. 3, п. 4, ст. 23 и ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" признаются не прошедшими военную службу по призыву на законных основаниях, он не относится, в связи с чем, ответчиками не допущено нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопрос о воинской обязанности и военной службе и в связи с чем, требования истца о признании незаконными оспариваемых заключении от 11.06.2016г. и решении от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» принять решение о зачислении его (Косвинцева Н.Н.) в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как гражданина, не прошедшего военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу согласно пп. «а» и «б» п.2 ст. 24 ФЗ-53 удовлетворению не подлежат.
Также, Косвинцев В.В. заявляя требования о возложении обязанности выдать военный билет, не указывает какие права и законные интересы нарушаются оспариваемыми действиями административного ответчика, учитывая, что вне зависимости от формы документа воинского учета - военного билета либо справки взамен военного билета, в названных документах подлежат отражению равнозначные, с юридической точки зрения, основания зачисления в запас - часть 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения своих прав и законных интересов, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требований административного иска.
Из положений п.2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что Косвинцевым Н.Н. не пропущен срок для обращения в суд, поскольку учитывая положения части 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе",административный истец воспользовался правом обжалования заключения в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.
Решение призывной комиссией Пермского края было принято 28.04.2017г., а в суд Косвинцев Н.Н. обратился 16.06.2017г. т.е. в установленные законом сроки.
На основании п.4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 175-181; 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Косвинцев Н.Н. в удовлетворении административного иска к Отделу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Пермского края» (по городу Лысьва и Лысьвенскому району) о признании незаконным решения от 11.07.2016г. и к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края» о признании незаконным решения от 28.04.2017г. о признании Косвинцева Н.Н. не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, возложении обязанности принять решение о зачислении Косвинцева Н.Н. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как гражданина, не прошедшего военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу согласно п.п. «а» и «б» п.2 ст. 24 Федерального закона № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет, отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья С.И. Плешивцев