РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» июля 2017 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.Н.,
при секретаре Николаевой А.Ю.,
с участием административного истца – Миронова Ф.В., представителя административного ответчика призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, заинтересованных лиц военного комиссариата Промышленного района г. Самара, военного комиссариата Самарской области – Сафоновой О.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Миронова Ф.В. к призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара (заинтересованные лица – военный комиссариатПромышленного района г. Самара,военный комиссариат Самарской области) о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Миронов Ф.В. обратился с административным иском в суд к призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным решения призывной комиссии, в обоснование заявленных требований указав, что он – сознательный отказчик от военной службы, поскольку его пацифистским и морально-этическим убеждениям противоречит несение военной службы. Указанные взгляды формировались у истца на протяжении длительного времени, впервые о них он заявил 31.05.2017г.
02.05.2017г. им подано заявление в военный комиссариат г. Самары по Промышленному району о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям.
31.05.2017г. призывная комиссия приняла решение об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с пропуском срока подачи заявления.
Полагает, что приняв решение об отказе, призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ему ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ от 25.07.2002г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по следующим основаниям.
1. Срок подачи заявления мог быть восстановлен, поскольку убеждения могут возникнуть в любой момент и реализация связанных с ним прав должна происходить вне зависимости от срока их появления. Аналогичная норма содержится в ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По его мнению, призывная комиссия гарантированные права поставила ниже процедурных предписаний. Комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, то есть на наличии убеждений. Именно наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления – второстепенным.
2. Отсутствует мотивированное решение. В законодательстве РФ не раскрывается понятие «убеждения». Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Ожегова и Шведовой, «убеждение – прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения». Гарантируя право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям гражданина, Конституция РФ и Федеральный закон не содержит никаких иных специальных, уточняющих или ограничительных требований к таким убеждениям. В заявлении, поданном в призывную комиссию, а затем на заседании призывной комиссии, истец обосновал своей выбор, изложил причины и обстоятельства, побудившие его отказаться от военной службы в силу имеющихся у него убеждений, указал причину пропуска сроков подачи заявления, просил рассмотреть и считать их уважительными. Однако, решение, содержащееся в выписке из протокола заседаний призывной комиссии, не является мотивированным, что нарушает п. 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
3. Решение принималось с нарушением процедуры принятия. Заявление рассмотрено не полностью, просьба о восстановлении сроков подачи заявления с объяснением причин их пропуска проигнорирована, члены призывной комиссии не знали, что, несмотря на пропущенные сроки при наличии убеждений они вправе заменить военную службу по призыву на альтернативную гражданскую службу. Члены комиссии пытались ввести его в заблуждение, не зная порядка по проведению мероприятий, связанных с призывом на альтернативную гражданскую службу, а именно: говорили, что необходимо пройти медицинское освидетельствование до рассмотрения заявления, в то время как в законе № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» описан порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу (ст. 10 п. 1).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Миронов Ф.В. просит признать решение призывной комиссии от 31.05.2017г. об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным и отменить.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержалв полном объеме, далпояснения аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что служба в армии ограничивает его в свободном перемещении, он является творческим человеком и для него это неприемлемо. Он отрицает любые военные действия, насилие, не признает применение оружия, даже на уроках ОБЖ в школе, он отказался разбирать автомат. Данные убеждения формировались у него длительное время, примерно с возраста одного года, окончательно сформировались, когда он обратился с заявлением в военный комиссариат. Узнал об альтернативной службе недавно, у него отсутствовала информация о сроках обращения с данным заявлением, кроме того, полагал, что имеет отсрочку от военной службы.
Представитель административного ответчика и заинтересованных лиц в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным. Пояснила, что истец нарушил ст. 11 Закона «Об альтернативной гражданской службе», пропустил срок для подачи заявления о замене службы, при этом причины для восстановления данного срока отсутствуют, в связи с чем, подлежит призыву на военную службу. Истец был вправе подать заявление о замене службы, еще при постановке на воинский учет.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в частности, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» предусмотрено, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принято соответствующее решение.
Согласно ст. 11указанного Федерального закона, заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должно быть подано в военный комиссариат, где граждане состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, подлежащие призыву на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, подлежащие призыву на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении для отсрочки вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 г. № 447-О, данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу, установленным п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и обусловлено необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу абз.2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он нарушил срок подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что истец Миронов Ф.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на воинский учет Военным комиссариатом Промышленного района г. Самара Самарской области.
Согласно справкам от 01.09.2013 г., 01.09.2015 г., выданным СамГУПС, приказу СамГУПС от 23.09.2015 г., сообщению СамГУПС от 24.10.2016 г., в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Миронову Ф.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением до 30.06.2018 г. Приказом ректора Самарскогогосударственного университета путей и сообщения от 23.09.2015 г. ему предоставлен академический отпуск с 21.09.2015 г. по 31.08.2016 г. Однако по истечении указанной даты Миронов Ф.В. из академического отпуска не вышел, к занятиям не приступил, тем самым потерял право на отсрочку и, начиная с осени 2016 г., подлежал призыву на военную службу.
02.05.2017 г. истец обратился в военный комиссариат Промышленного района г. Самара с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу (вх. от 12.05.2017г. №), поскольку несение военной службы противоречит его убеждениям. Также в заявлении просил восстановить ему срок для подачи данного заявления, поскольку он ошибочно полагал, что имеет отсрочку от несения военной службы, находясь в академическом отпуске.
Таким образом, установлено и не оспаривалось истцом, что им действительно нарушены требования закона при подаче заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу по причине существенного нарушения установленного законом срока подачи заявления для лиц, подлежащих призыву в октябре-декабре 2017 г.
В связи с чем, решением призывной комиссии от 31.05.2017 г. № на основании Федерального закона от 25.07.2002г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Миронову Ф.В. отказано в замене службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в связи с пропуском срока подачи заявления, что подтверждается выпиской из протокола № от 31.05.2017 г.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 17.10.2006 г. № 447-О «По жалобам граждан Жидкова М.А. и Пильникова О.С. на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», статья 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.
Ошибочное понимание истцом того факта, что он имеет отсрочку от несения военной службы, находясь в академическом отпуске, не может являться уважительной причиной пропуска срока подачи заявления и основанием для восстановления данного срока, поскольку по истечении академического отпуска истец к учебе в ВУЗе не приступил. В судебном заседании пояснил, что не приступил к учебе, так как не намерен продолжать обучение, академический отпуск им не продлевался, понимает, что отчислен из учебного заведения. В связи с чем, у истца отсутствовали основания полагать о наличии у него отсрочки от службы в вооруженных силах.
Также не могут быть приняты во внимание доводы истца, что убеждения, противоречащие службе в вооруженных силах, окончательно сформировались у него в момент подачи заявление в военный комиссариат в мае 2017 г.
Следует учитывать, что понятие убеждения предполагает длительность его существования, в судебном заседании административный истец пояснял, что его убеждения формировались с возраста одного года.
Находясь в призывном возрасте и пользуясь правом на представление отсрочки от военной службы, истец не мог заблаговременно не знать о наступлении момента времени решения вопроса о призыве его на военную службу, поэтому в случае необходимости, учитывая длительность формирования его жизненных убеждений и принципов, мог предпринять необходимые меры для подачи заявления в установленные законом сроки, тем более, что данное заявление могло быть подано истцом, при постановке на воинский учет.Однако при постановке на воинский учет, а также в ходе прохождения мероприятий по призыву, по результатам которых заявителю предоставлена отсрочка, Миронов Ф.В. не заявлял о наличии у него убеждений, препятствующих несению военной службы.
В нарушении ст. 62 КАС РФ, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности сообщить о своих убеждениях в предусмотренные для этого законом сроки.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом не выполнены требования Федерального закона«Об альтернативной гражданской службе» при подаче заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку он обратился с таким заявлением по истечении срока для подачи данного заявления, при этом причин пропуска срока, которые могли бы быть расценены призывной комиссией, и судом, как уважительные, им не представлено.
Нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в силу указанных выше норм, является самостоятельным основанием для отказа в такой замене.
По смыслу пп.1 п.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оспариваемое решение соответствует приведенным выше нормативно-правовым актам.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административных исковых требований Миронова Ф.В. к призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным решения призывной комиссии– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.07.2017 г.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Фирсова
Копия верна.
Судья –
Секретарь –