Дело № 2а-12696/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Мороз Е.О.,
с участием
административного истца Скурихина Д.Н.,
представителя административных ответчиков Темерова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Скурихина Дмитрия Николаевича к призывной комиссии Советского района г. Красноярска, военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Скурихин Д.Н. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Советского района г. Красноярска, военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании незаконным решения призывной комиссии. Свои требования мотивировал тем, что 29 июня 2017 года призывной комиссией Советского района г. Красноярска принято решение о зачислении его в запас, и в соответствии с п.п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение оформлено протоколом заседания призывной комиссии № 11/у от 29 июня 2017 года. Вышеуказанное решение считает незаконным. При зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года. Он являлся призывником и состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г. Красноярска. 01 сентября 2007 года он поступил в <данные изъяты>, призывной комиссией в соответствии п. «а» ч. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ представлена отсрочка от призыва на военную службу до 27.12.2012. В связи с поступлением в аспирантуру, на основании п. «б» ч. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ ему была представлена отсрочка до 31.03.2016, позднее на время защиты квалификационной работы (диссертации) отсрочка предоставлена сроком до 31.03.2017. Он был отчислен из аспирантуры с 01.04.2017 (выписка из приказа № 11/1-52 от 29.05.2017) в связи с окончанием срока обучения, однако об отчислении Университет его не уведомил, о данном факте ему стало известно на заседании призывной комиссии после достижения им 27-детнего возраста. 29 мая 2017 года по телефону он был проинформирован сотрудником военного комиссариата о необходимости явки 01 июня 2017 года на мероприятия по решению вопроса о зачислении в запас. 29 июня 2017 года призывной комиссией Советского района г. Красноярска принято оспариваемое решение, согласно которому он зачислен в запас, и признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Однако данное решение незаконно, так как в юридически значимый период с 01.04.2017 по 19.05.2017 (с окончания срока отсрочки по достижению 27-летнего возраста) мероприятия по организации призыва его на службу не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат для решения вопроса о прохождении военной службы ему посредством почтовой связи не поступали, лично не вручались, по адресу проживания/регистрации сотрудники военного комиссариата его не посещали, в силу перечисленных норм закона обязанность самостоятельно явиться в отдел военного комиссариата после окончания срока действия отсрочки от призыва на военную службу у него отсутствовала. От явки в военный комиссариат он не уклонялся, напротив, был готов, в случае поступления повестки из военного комиссариата, пройти военную службу. При этом никаких изменений в семейном положении, образовании, месте работы или должности не было, места жительства не менял. Решение призывной комиссии влечет ограничение его права на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, и ее прохождение. В связи с чем, просит признать незаконным решение призывной комиссии Советского района, оформленное протоколом заседания призывной комиссии № № от 29.06.2017 о признании его, не прошедшим военную службу в отсутствие законных оснований.
В судебном заседании административный истец Скурихин Д.Н. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что диссертационную работу он не подготовил и не сдал, о сроках обучения и об отчислении из Университета он не знал, повестку о необходимости явки в отдел военного комиссариата не получал, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у него отсутствовала.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии Советского района г. Красноярска, военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Темеров Н.А. административные исковые требования не признал, суду пояснил, Скурихин Д.Н. законных оснований для освобождения и предоставления отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренных соответствующими пунктами ст. 23 и ст. 24 Федерального закона №53-Ф3 с 01.04.2017 г. до достижения им 27 лет - 19.05.2017 г. не имел, в связи с чем, подлежал призыву в период весеннего призыва 2017 года на общих основания. Из личного дела призывника видна, что призывной комиссией Советского района г.Красноярска в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-Ф3 Скурихину Д.Н. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 06.2012 (обучение в <данные изъяты>). Призывной комиссией района в соответствии с п. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ Скурихину Д.Н. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31.03.2016, (обучение в аспирантуре <данные изъяты>). Призывной комиссией Советского района г.Красноярска на основании п.п.«б» п.2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31.03.2017 (на время защиты квалификационной работы (диссертации)). Административный истец был отчислен из аспирантуры с 01.04.2017 г. в связи с окончанием срока обучения (выписка из приказа № № от 27.03.2017 г.). Приказ из аспирантуры поступил в ВУС 25.05.2017 и только после этого направлен в адрес военного комиссариата. Вместе с тем, Скурихин Д.Н. после 4-х лет обучения в аспирантуре так и не подготовил диссертационную работу, не вышел на защиту диссертации и, соответственно, заключение не получил. При этом у административного истца 01.04.2017 истек срок предоставленной ранее отсрочки от призыва на военную службу по п.п.«б» п.2 ст. 24 Федерального закона №53-Ф3, однако, сведения о защите квалификационной работы (диссертации) истец в военный комиссариат своевременно не сообщил, соответствующих документов не представил, в том числе об отчислении из аспирантуры, чем нарушил требования ст. 10 Федерального закона №53-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 53-ФЗ в связи с истечением действия отсрочки, административный истец подлежал призыву на военную службу в весенний призыв 2017 г., при этом оснований для предоставления отсрочки и освобождения от призыва на военную службу, предусмотренных ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ у истца не имелось. В связи с истечением у истца срока предоставленной ранее отсрочки от призыва на военную службу, в период весеннего призыва 2017 г. принимались меры по оповещению административного истца по месту его жительства о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а именно: 21.04.2017 и 03.05.2017 произведено оповещение по месту жительства Скурихина Д.Н., однако, повестки не вручены в связи с отсутствием гражданина дома на момент его оповещения. 29 июня 2017 года было принято оспариваемое решение, которое является законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, поверив и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 10 вышеуказанного ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В силу ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. «а» ч. 1).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (ч. 2 ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ)
Статьями 23, 24 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ определены основания освобождение от призыва на военную службу, граждане, не подлежащие призыву на военную службу, освобождение от исполнения воинской обязанности, а также основания отсрочки от призыва граждан на военную службу.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 года N 1365 утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), зарегистрированы в Минюсте РФ 10 мая 2011 года N 20700 (далее Требования).
В соответствии с пунктом 4 Требований нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.
Таким образом, срок, на который аспирант вправе получить отсрочку, составляет три года на период обучения и не более одного года на защиту диссертации.
Как следует из содержания письма Минобрнауки РФ от 3 мая 2011 года N 04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Толкование этой нормы позволяет сделать вывод, что аспиранты очной формы обучения имеют право на одну отсрочку, которая состоит из двух периодов:- с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры (п.п. 41, 42, 51, 52 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 г. N 814);
- на период защиты диссертации.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из решений, в частности о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу п. 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 определено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п.35).
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (п.36).
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 25 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Скурихин Д.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярск.
Распоряжением Губернатора Красноярского края от 30.03.2016 N144-рг "Об организации призыва граждан 1989 - 1998 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле - июле 2017 года" организована призывная комиссия Красноярского края и Советского района г. Красноярска.
В 2013 году Скурихин Д.Н. был зачислен в аспирантуру ФГБОУ ВО <данные изъяты> " по очной форме обучения в соответствии с приказом о зачислении N314 от 01.04.2013.
Справка об обучении в аспирантуре была передана в Военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярск и призывнику предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. "б" п. 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 31.03.2016.
Впоследствии при предоставлении справки о продлении срока обучения и защиты квалификационной работы Скурихину Д.Н. решением призывной комиссией 14 июня 2016 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. "б" п. 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 31.03.2017.
На основании приказа №№ от 27 марта 2017 года Скурихин Д.Н. был отчислен из аспирантуры с 01.04.2017, при этом квалификационная работа им подготовлена и защищена не была, что не оспаривается Скурихиным Д.Н.
В материалах личного дела отсутствуют доказательства наличия у истца предусмотренных законом оснований для отсрочки от призыва за период с 01 апреля 2017 года по 19 мая 2017 года, либо для освобождения его от прохождения военной службы.
При проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, принимались меры к извещению Скурихина Д.Н. о необходимости явке в отдел военного комиссариата по месту жительства на территории г. Красноярска: проводился выход уполномоченного лица по месту его жительства 21 апреля 2017 года, 03 мая 2017 года и 05.04.2017 направлялась по почте повестка о явке в отдел ВК, что подтверждается материалами розыскного дела в отношении Скурихина Д.Н.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 5 пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", согласно которой, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
29 июня 2017 года заключением призывной комиссии Советского Скурихин Д.Н. признан непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас в соответствии с п.1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», при этом решение призывной комиссии в отношении Скурихина Д.Н. 29 июня 2017 года объявлено последнему председателем призывной комиссии, принято на основании имеющихся документов в отношении Скурихина Д.Н., где фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в юридически значимый период времени с 01 апреля 2017 года административный истец мог быть призван на военную службу, однако не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решение о признании Скурихина Д.Н. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принято комиссией в правомочном составе, утвержденном распоряжением Губернатора Красноярского края.
Доводы административного истца о том, что, он не знал об отчислении его из Университета, а соответственно не мог о данном факте сообщить в военный комиссариат, суд считает несостоятельными, так как Скурихину Д.Н. было достоверно известно, что срок обучения в аспирантуре с момента зачисления составляет 3 года, то есть с 01 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года, что он подтвердил в судебном заседании, по истечении 3 летнего срока на основании его заявления ему был продлен срок обучения и защиты квалификационной работы на 1 год сроком до 31 марта 2017 года, до этого же времени представлена отсрочка, о чем ему также было известно, что подтверждается решением призывной комиссии от 14 июня 2016 года, которое оглашается в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Как следует из пояснений Скурихина Д.Н. данных им в судебном заседании в установленный срок квалификационную работу он не смог доделать и сдать на защиту.
В своем обращении от 26 июня 2017 года, Скурихин Д.Н. указал, что защитить диссертацию ему не удалось, он предполагал, что его должны отчислить, и он ждал повестку из военкомата. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Скурихин Д.Н., знал, о том, что в срок до 31 марта 2017 года, поскольку он не смог сдать и защитить квалификационную работу, то он будет отчислен и у него заканчивается отсрочка от призыва на военную службу. Однако сведений об этом в военный комиссариат в нарушении ст. 10 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он не представил.
Доводы Скурихина Д.Н., что он не вызывался в военный комиссариат, опровергаются материалами розыскного дела в отношении последнего.
При данных обстоятельствах заявленные административным истцом требования о признании незаконным решения призывной комиссии Советского г. Красноярска № № от 29 июня 2017 года являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административных исковых требований Скурихину Дмитрию Николаевичу к призывной комиссии Советского района г. Красноярска, военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании незаконным решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 13.09.2017