Дело № 2а-1220/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 01 июня 2017 года
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Малеева А.А.,
при секретаре судебного заседания Костынюк А.О.,
с участием административного истца Беляева А.Е., представителя административного ответчика и заинтересованных лиц по доверенностям Музюповой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева ФИО5 к призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Беляев А.Е. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска о признании незаконным решения призывной комиссии, ссылаясь на то, что *** г. им (административным истцом) *** г. было подано заявление в военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. *** г. призывная комиссия приняла решение отказать Беляеву А.Е. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Решение, содержащееся в выписке из протокола заседаний призывной комиссии – протокол от **** г. №..., имеет следующий вид: отказано в направлении на альтернативную гражданскую службу на основании ФЗ №113 от 25.07.2002 г. – просрочен срок подачи заявления. Не смог убедительно обосновать свои убеждения, не в полном объеме представлены документы. Руководствуясь п. 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, в вышестоящий в порядке подчиненности орган — Призывную комиссию субъекта РФ жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась. Считает, что приняв решение об отказе, Призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по следующим основаниям: 1. Срок для подачи заявления мог быть восстановлен. В силу ст. 18 Всеобщей декларации прав человека принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III), каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. В соответствии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III), каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что убеждения могут возникнуть в любой момент и реализация связанных с ним прав должна происходить вне зависимости от срока их появления. Аналогичная норма содержится в ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Прецедентная практика Европейского суда по правам человека также указывает на то, что оппозиция военной службе, в тех случаях, когда она мотивирована серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека или его глубокими и подлинными религиозными или иными убеждениями, представляет собой убеждение или верование достаточной последовательности, серьезности, согласованности и важности, достойное защиты в соответствии со статьей 9 Конвенции (Bayatyan v. Armenia, N 23459/03, § 112, ECHR 2011).
Данную позицию разделяет и Конституционный суд РФ, который в своем Определении (от 17.10.2006 года N 447-О) указал, что право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу является непосредственно действующим (абз. 2 п. 3 Определения). Федеральный закон налагает на гражданина только обязанность довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы (абз. 4, 5 п. 3 Определения). Также Конституционный суд РФ в данном определении указал, что ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом. Таким образом, призывная комиссия гарантированные права административного истца поставила ниже процедурных предписаний. Считает, что решение призывной комиссии по существу не является правильным, поскольку комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, то есть на наличии убеждений. Именно наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления — второстепенным.
Отсутствует обоснованное решение. Решение призывной комиссии должно основываться на законе. Закрытый перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу содержится в п. 4 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Исходя из этого можно сформулировать закрытый перечень вопросов, которые необходимо разрешить призывной комиссии: 1) Был ли нарушен срок подачи заявления, если да - является ли причина этого нарушения неуважительной; 2) Имеются ли какие-либо документы, которые противоречат доводам, изложенным гражданином (к примеру если призывник заявлял, что никогда не брал в руки оружие по причине негативного отношения, а сам при этом является мастером спорта по стрельбе); 3) Имеются ли какие-либо документы, которые свидетельствуют о том, что гражданин указал в автобиографии и/или заявлении о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу заведомо ложные сведения; 4) Присутствует ли факт неявки гражданина на заседания призывной комиссии по вопросу рассмотрения его заявления на АГС дважды, если да - были ли эти причины неуважительными; 5) Была ли гражданину предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу ранее и уклонялся ли он от этого, а значит был ли он осужден по ч. 2 ст. 328 УК РФ. Ни на один из этих вопросов комиссией в выписке из протокола заседаний призывной комиссии не был дан положительный ответ, а значит, решение не является обоснованным. Этот факт явно свидетельствует о том, что законных причин для отказа в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу нет. На основании изложенного, административный истец просит решение Призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска от ***. об отказе ему в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу — признать незаконным и отменить.
Определением от 25.05.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Военный комиссариат Хабаровского края.
Административный истец Беляев А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просит их удовлетворить. Не считает срок обращения с заявлением о замене военной службы на альтернативную службу пропущенным, поскольку обратился с заявлением лишь *** г., так как ждал решения суда апелляционной инстанции по другому административному делу, по своему заявлению. Поддерживает изложенное в письменных возражениях на отзыв представителя военного комиссариата Хабаровского края по Кировскому и Краснофлотскому районам г.Хабаровска.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска, заинтересованных лиц Военного комиссариата Хабаровского края, Военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска Музюпова Л.В. в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении исковых требований отказать, предоставила письменное возражение на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3).
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3).
Как установлено абзацем 2 ст. 2 Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В п. 4 ст. 12 Федерального закона, устанавливающим порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, содержится также исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Предусмотрено, что призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
В соответствии с п. 7 ст. 12, ст. 15 Федерального закона гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании установлено, что Беляев А.Е., *** г.р. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска с *** г.
Беляев А.Е. пользовался отсрочкой от призыва на военную службу по п.2 ч. 2 ст. 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998 до *** года (в связи с обучением), следовательно с весны *** года подлежит призыву на военную службу. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставления отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
*** года Беляев А.Е. прибыл в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровск для прохождения медицинского освидетельствования и принятия решения о призыве на военную службу. Решением призывной комиссии (протокол № ... от *** г.) направлен на медицинское освидетельствование, где Беляев А.Е. обследовался до *** г. Далее, призывной комиссией было принято решение призвать Беляева А.Е. на военную службу и ему была вручена повестка о явке в ВК *** г. По данной повестке Беляев А.Е. не явился, позже указал, что не имел возможности явиться по повестке, в связи со сдачей крови и её компонентов. В итоге, Беляев А.Е. не был отправлен к месту несения службы ввиду выполнения установленного задания на призыв и окончания работы призывной комиссии (приказ №... от *** г.).
*** г. Беляев А.Е. обратился в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Кировскому и Краснофлотскому районам города Хабаровска с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
Согласно выписке из книги протоколов от *** г. Беляеву А.Е. было отказано в направлении на альтернативную службу, решено направить на медосвидетельствование (протокол №....*** г.).
Не соглашаясь с принятым решением призывной комиссии, Беляев А.Е. обратился в Краснофлотский районный суд г.Хабаровска с административным иском об отмене указанного решения.
Решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от *** г. в удовлетворении требований Беляева ФИО6 к призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным решения призывной комиссии от *** об отказе в направлении на альтернативную службу, отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от *** г. решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от *** г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Беляева А.Е. без удовлетворения.
По смыслу ст. 59 Конституции РФ и положений Федерального закона Беляев А.Е. не был лишен права повторного обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при новом призыве, с соблюдением установленных ст. 11 Федерального закона срока и порядка подачи такого заявления.
Так, *** г. (входящий номер ... от *** г.). Беляев А.Е. обратился в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Кировскому и Краснофлотскому районам города Хабаровска с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, ссылаясь на то, что военная служба по призыву противоречит его убеждениям.
*** г. заявление Беляева А.Е. было рассмотрено на заседании призывной комиссии и вынесено заключение об отказе Беляеву А.Е. в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Основанием принятого решения является пропуск срока подачи такого заявления, а также отсутствие убедительных оснований своих убеждений, не полное представление документов (протокол №... от *** г.).
Таким образом, проанализировав доводы участников процесса, а также представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца Беляева А.Е., который в нарушение норм Федерального закона 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", пропустил срок для подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
В судебном заседании Беляевым А.Е. не предоставлено уважительных причин пропуска установленного Федеральным законом срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Ссылку административного истца на то, что наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления второстепенными, суд считает необоснованной, противоречащей действующему законодательству.
Кроме того, указанные заявителем убеждения не свидетельствуют о наличии у него устойчивых пацифистских убеждений, противоречащих прохождению военной службы, а свидетельствуют лишь о нежелании последнего испытывать временные трудности, связанные с прохождением военной службы по призыву.
Учитывая, что Беляев А.Е. пропустил установленный Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» срок для подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссией военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска принято в соответствии с правовыми нормами вышеуказанного закона и является правомерным, в связи с чем требования Беляева А.Е., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административных исковых требований Беляева ФИО7 к призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска о признании незаконным решения призывной комиссии от *** г. об отказе в направлении на альтернативную гражданскую службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.
Мотивированное решение составлено 06.06.2017 года.
Судья: А.А.Малеев