.
Дело № 2а-1409/2017 Принято в окончательной форме ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» мая 2017 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,
при секретаре Докуковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Овсянникова Я.Н. к призывной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля о признании незаконным решения, обязании вынести заключение,
УСТАНОВИЛ:
Овсянников Я.Н. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля о признании незаконным и отмене решения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об отказе административному истцу в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, обязании административного ответчика вынести заключение о замене административному истцу военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, взыскании с административного ответчика судебных расходов в виде расходов по уплате государственной пошлины в размере . руб.
В обоснование требований указано, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА административным истцом подано заявление в военный комиссариат Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в связи с тем, что несение военной службы противоречит пацифистским убеждениям административного истца. Решением призывной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля, оформленным протоколом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, административному истцу отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Решение в выписке из протокола № 1 следующее: «В замене прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отказать», причина отказа в выписке не указана, однако из устных пояснений членов призывной комиссии известно, что причиной отказа стал пропуск срока подачи заявления. Приняв решение об отказе, призывная комиссия нарушила право административного истца на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (АГС). Заявление о замене военной службы подано ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Осенью 2016 года истец уже подавал заявление о замене военной службы, призывная комиссия также отказала в замене. Решением суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу в иске отказано, но в апелляционном определении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА указано, что он не лишен права повторного обращения с таким заявлением, что он и сделал ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен военный комиссариат Ярославской области.
Административный истец Овсянников Я.Н., его представитель по доверенности Овсянникова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, просили требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля, представитель заинтересованного лица военного комиссариата Ярославской области в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля Ефтодиева Н.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку истцом нарушен срок подачи заявления о замене военной службы: срок был бы соблюден, если истец обратился бы с этим заявлением за 6 месяцев до весеннего призыва, т.е. до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, как указано в законе. Заявление истца от ноября 2016 года (которое явилось предметом исследования в предыдущем деле) будет рассмотрено по существу в осеннем призыве 2017 года, т.к. оно подано в срок, нужно написать заявление с просьбой его рассмотреть.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ», призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Указом Губернатора Ярославской области от 09.03.2017 N 60 «О проведении призыва граждан 1990 - 1999 годов рождения на военную службу в апреле - июле 2017 года» утверждены состав призывной комиссии Ярославской области, составы призывных комиссий городских округов и муниципальных районов Ярославской области, порядок работы призывной комиссии Ярославской области.
Овсянников Я.Н., 1996 г.р., состоит на воинском учете и является призывником по Фрунзенскому району г. Ярославля.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, в т.ч. граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Приказом ФГБО УВО «Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова» от 23.09.2016 года № 841 Овсянников Я.Н. отчислен с 22.09.2016 года из данного учебного учреждения за невыполнение учебного плана, договор расторгнут.
В силу п. 19 Положения о призыве на военную службу граждан РФ призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу, в т.ч. освобождаются граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
Согласно п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в том числе, в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Овсянниковым Я.Н. подано заявление в военный комиссариат Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, со ссылкой на то, что несение военной службы противоречит его пацифистским убеждениям.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что административным истцом нарушен срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, при отсутствии уважительности причин пропуска указанного срока.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 30.03.2017 года N 135 «О призыве в апреле - июле 2017 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено осуществить с 1 апреля по 15 июля 2017 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, в количестве 142 000 человек.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1), гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в частности, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно ст. 11 названного закона заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должно быть подано в военный комиссариат, где граждане состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, подлежащие призыву на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, подлежащие призыву на военную службу в апреле - июне следующего года.
Подобное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу, установленным п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и обусловлено необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
В соответствии с п. 7 ст. 12, ст. 15 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он нарушил срок подачи соответствующего заявления.
На лицо, пропустившее срок для обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, возлагается обязанность по доказыванию уважительности причин такого пропуска.
Судом установлено, что решением (заключением) призывной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля, оформленным протоколом НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, Овсянникову Я.Н. в замене прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отказано в связи с нарушением срока подачи заявления.
Решением Фрунзенского районного суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, вступившим в законную силу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в удовлетворении административного иска Овсянникова Я.Н. отказано.
Судом в решении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено, что срок подачи Овсянниковым Я.Н. заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, с учетом прекращения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА оснований для отсрочки, истек ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
По настоящему делу обстоятельств иного не установлено. При отсутствии отсрочки, срок подачи заявления о замене военной службы по призыву считался бы соблюденным, если бы Овсянников Я.Н. обратился перед призывом «апреля-июня 2017 года» в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА – в срок 6 месяцев до призыва (ст. 11 ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). При установленных судом обстоятельствах, срок подачи Овсянниковым Я.Н. заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу перед призывом «апреля-июня» истек ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Между тем, Овсянников Я.Н. с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу обратился только ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, т.е. по истечении установленного законом срока. При этом, ни при обращении с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в военный комиссариат, ни в судебном заседании Овсянников Я.Н. ходатайство о восстановлении срока подачи обращения не заявил.
В силу п. 1 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» вопрос по принятию решения по заявлению гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой находится в компетенции призывной комиссии.
Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
Согласно п. 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Таким образом, именно призывная комиссия наделена полномочиями по рассмотрению изложенных доводов и принятию решения на основании анализа представленных материалов.
В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), т.е. суду при рассмотрении заявления следует оценивать оспариваемое решение, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Поскольку на заседании призывной комиссии доводы административного истца о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, не рассматривались и не оценивались, отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую исключительно по причине нарушения срока подачи заявления, правовых оснований для выяснения наличия или отсутствия оснований для замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу и их оценке не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии, оснований обязать призывную комиссию вынести заключение о замене административному истцу военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не имеется. Причин, объективно препятствующих подаче заявления в установленный законом срок, в ходе рассмотрения дела не установлено.
В удовлетворении административного иска суд отказывает.
Требование о возмещении судебных расходов (по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.) является производным от административных исковых требований, в удовлетворении которых отказано, потому удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Овсянникова Я.Н. к призывной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля о признании незаконным решения, обязании вынести заключение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
.
.
Судья И.Л. Андрианова