к делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просит признать незаконным и отменить решения о приостановлении государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обязать осуществить государственную регистрацию изменений характеристики объекта права собственности с кадастровым номером 23:37:0102027:163 с «котельная» на «гараж» и объединить земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0102027:80 и 23:37:0102027:144 - с видом разрешенного использования «гараж», сохранением действующей записи ЕГРН о праве собственности, и объединением записей ЕГРН о правах аренды; обязать снять с государственного кадастрового учета путем аннулирования записи о государственном кадастровом учете, земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0102027:214, 23:37:0102027:215, 23:37:0102027:80, без приостановления государственной регистрации в соответствии с поданными заявлениями и документами.
В обоснование заявленных требований указывает, что является правообладателем имущественного комплекса, состоящего из двух земельных участков (23:37:0102027:144 - для эксплуатации котельной, и 23:37:0102027:80 - для благоустройства) и объектов капитального строительства, расположенных на них (в границах земельного участка 23:37:0102027:144 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 23:37:0102027:163, принадлежащий административному истцу на праве собственности и имеющий назначение по документам - котельная; в границах земельного участка 23:37:0102027:80 расположен шкафной газораспределительный пункт).
Эксплуатация данных объектов капитального строительства производится совместно, кроме того, котельная (23:37:0102027:163) была переоборудована в капитальный гараж в связи с отсутствием необходимости в ее дальнейшей эксплуатации, технологическое оборудование было демонтировано, при этом остались неизменными такие характеристики объекта как: общая площадь, этажность, строительный объем.
Для регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, предоставив технический план, отражающий факт изменения эксплуатационного назначения объекта капитального строительства (ранее котельная, а в настоящее время - гараж), а также межевой план на объединение данных земельных участков с видом разрешенного использования, отражающим фактическое состояние - гараж.
Государственная регистрация была приостановлена со ссылкой на несоответствие типа заявления и заполненных разделов в XML файле, необходимости предоставления разрешения на переоборудование объекта капитального строительства, подачи заявления об объединении земельных участков ненадлежащим лицом, отражение в межевом плане границ образованного земельного участка, накладываемого на земельные участки, образованные из земельного участка 23:37:0102027:80 и имеющих статус «временные».
ФИО6 считает принятые административным ответчиком решения незаконными, и для защиты нарушенного права вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении слушания дела.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, полагает, заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с нормами ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), Федеральным законом № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости», Правилами ведения ЕРН, иными нормативными правовыми актами - Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО6 является собственником объекта капитального строительства – котельная №, назначение: нежилое, площадью 487,4 кв.м., количество этажей:2, расположенного по адресу город-курорт Анапа, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12), а также правообладателем на основании договора аренды имущественного комплекса, состоящего из двух земельных участков с КН 23:37:0102027:144 - для эксплуатации котельной, и с КН 23:37:0102027:80 - для благоустройства.
В границах земельного участка 23:37:0102027:144 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 23:37:0102027:163, принадлежащий административному истцу на праве собственности и имеющий назначение по документам – котельная. В границах земельного участка с КН 23:37:0102027:80 расположен шкафной газораспределительный пункт.
Эксплуатация данных объектов капитального строительства производится совместно, в связи с чем, подготовлен межевой план объединенного земельного участка. Кроме того, котельная – кадастровый № - была переоборудована в капитальный гараж в связи с отсутствием необходимости в ее дальнейшей эксплуатации, технологическое оборудование было демонтировано, при этом остались неизменными такие характеристики объекта как: общая площадь, этажность, строительный объем.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество с учетом их изменений, предоставив технический план, отражающий факт изменения эксплуатационного назначения объекта капитального строительства (ранее котельная, а в настоящее время - гараж), а также межевой план на объединение данных земельных участков с видом разрешенного использования, отражающим фактическое состояние - гараж.
Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация была приостановлена.
Основания для отказа или приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотрены статьями 26 и 27 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» использованы административным ответчиком без учета ряда существенных обстоятельств, исключающих их применение (применен закон, не подлежащий применению).
Представленные для государственной регистрации прав документы, свидетельствуют о факте возникновения права собственности административного истца в силу закона, объект капитального строительства создан в установленном законом порядке административным истцом за счет собственных средств, его функциональное назначение изменено в рамках действующего законодательства.
Созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), соответствует градостроительному регламенту.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником для целей строительства (размещения) такого объекта (земельный участок был передан собственником для размещения и эксплуатации в его границах объекта капитального строительства без ограничения права на изменение функционального назначения капитального строительства ).
С заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельных участков обратилось надлежащее правомочное лицо: их правообладатель среди существенных условий, предусмотренных данными договорами аренды земельных участков, собственником земельных участков не ограничено право арендодателя на их объединение. Вопрос о правах собственника земельного участка в данных правоотношениях не разрешается (государственная регистрация изменений в данном случае не влечет за собой прекращение или изменение прав собственника земельных участков, их обременение). В соответствии с частью 2 статьи 11.6 ЗК РФ при объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
Фактически данные изменения направлены на приведение к фактической ситуации сведений ЕГРН в части реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости), а не реестра прав на недвижимость (пункты 1 и 2 статьи 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Права и обязанности арендатора в части использования земельных участков по целевому назначению в данном случае не нарушаются: в соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки в отношении данных земельных участков предусмотрены виды разрешенного использования равнозначный достигаемому после государственной регистрации изменений: коллективные гаражи, парковки, стоянки легковых автомобилей».
В соответствии с требованиями 37 ГрК РФ Правила землепользования и застройки являются документом об установлении видов разрешенного использования. Требования правил землепользования и застройки, планировочной документации не находятся в противоречии с характеристиками образуемого земельного участка в части: предельных (максимальных и минимальных) площади; вида разрешенного использования, местоположения границ земельного участка. Характеристики образуемого земельного участка соответствуют требованиям, предъявляемым к земельным участкам согласно ст. 11.9 ЗК РФ.
Действующее нормативно-правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков не предполагают наличие «временных» объектов на государственном кадастровом учете, таким образом, земельные участки, накладки на которые выявлены в ходе осуществления государственного кадастрового учета (23:37:0102027:214, 23:37:0102027:215, 23:37:0102027:80), не являются законным основанием для отказа или приостановления государственного кадастрового учета и подлежат аннулированию (снятию с государственного кадастрового учета органом государственного кадастрового учета).
В качестве основания о приостановке государственной регистрации права административным ответчиком указано, что в случае образования земельных участков требуется согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных, однако в данном случае осуществляется не образование, а объединение земельных участков в порядке статьи 11.6 ЗК РФ, не предполагающей наличие подобных согласий.
В ходе государственной регистрации изменений предполагается одновременная регистрация прав (собственник объединенного земельного участка не изменяется) и государственный кадастровый учет (объединение земельных участков) в порядке требований пункта 2 части 3 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2180-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Замечания технического характера, указанные в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, являются малозначительными, устранимыми и не могут являться достаточным основанием для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, административным ответчиком основания, указанные в пунктах 14, 19, 22, 23, части 1 статьи 26 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N9 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предполагающие отказ или приостановление государственной регистрации, а также требования пунктов 22, 51, 57, 66 приложения N°1 к приказу Минэкономразвития РФ от 1 2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в данном случае применены формально и безосновательно.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что законные основания для приостановления государственной регистрации права по заявлениям административного истца в отношении перечисленных элементов имущественного комплекса отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства установлено, что исследуемые объекты: гараж, расположенный в границах земельного участка с КН 23:37:0102027:144 и шкафной газораспределительный пункт, расположенный в границах земельного участка 23:37:0102027:80, фактически являются объектами недвижимого имущества, единым и неразделимым технологическим (имущественным) комплексом.
Гараж, расположенный в границах земельного участка 23:37:0102027:144 не требовал при изменении его функционального назначения (переоборудования из котельной) получения разрешения на строительство в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, так как площадь, этажность, строительный объем и внутренняя планировка не изменялись, конструкции, которые оказывают влияние на характеристики прочности и безопасности при переоборудовании не затрагивались. Гаража и шкафной газораспределительный пункт не соответствуют ни одному из критериев самовольной постройки в соответствии с требованиями ст. 222 ГК РФ. Функциональное назначение (фактическое использование) гаража и шкафного газораспределительного пункта соответствует видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны. Строительные конструкции и основание объектов обладают достаточной прочностью и устойчивостью, чтобы в результате их эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Требования правил землепользования и застройки, планировочной документации не находятся в противоречии с характеристиками образуемого земельного участка (при объединении земельных участков 23:37:0102027:144 и 23:37:0102027:80) в части: предельных размеров; вида разрешенного использования, местоположения земельного участка. Характеристики образуемого земельного участка соответствуют требованиям, предъявляемым к земельным участкам статьей 11.9 ЗК РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у органа государственной регистрации отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации права ФИО5 на заявленные объекты на основании представленных документов.
В соответствии с п.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Удовлетворяя требования ФИО1 о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации права, суд считает необходимым обязать орган государственной регистрации зарегистрировать право собственности административного истца на заявленные объекты недвижимого имущества на основании поданных заявлений и приложенных документов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения - удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении государственной регистрации.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию изменений характеристики объекта права собственности с кадастровым номером 23:37:0102027:163 с «котельная» на «гараж» и осуществить государственный кадастровый учет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0102027:80 и 23:37:0102027:144, видом разрешенного использования «гараж», сохранением действующей записи ЕГРН о праве собственности, и объединением записей ЕГРН о правах аренды.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета путем аннулирования записи о государственном кадастровом учете, земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0102027:214, 23:37:0102027:215, 23:37:0102027:80, без приостановления государственной регистрации, в соответствии с поданными ФИО2 заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ № и 23-0-1-237\3001\2017-904 и представленными документами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: