Дело 2а-1585/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Верещака М.Ю.,
при секретаре Смысловой И.И.,
рассмотрев 21.04.2017 в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1585/2017 по административному исковому заявлению Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д., Семенов А.Д. к УМВД России по Омской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д., Семенов А.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Омской области о признании незаконным решения, указав, что в 2002 г. Субханкулова Н.Р. совместно с двумя членами своей семьи сыновьями Семенов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Семенов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., переехали из Узбекистана в Россию - город Омск.
ДД.ММ.ГГГГ ей и вышеназванным членам ее семьи был присвоен статусвынужденного переселенца с получением удостоверения вынужденного переселенца на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Субханкулова Н.Р. с сыновьями приняты Администрацией города Омска на учет для улучшения жилищных условий (решение №290). Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ Субханкулова Н.Р. была включена в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2017 году по городу Омску (письмо № Ис-ДЖП/3667 от 14.06.2016 г.).
В период с 2004 года по 2016 год Субханкулова Н.Р. обращалась с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в установленном законом порядке. Последний раз срок действия указанного статуса был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В январе 2017 года Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д. и Семенов А.Д. обратились в Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области за очередным продлением срока действия статуса вынужденного переселенца, однако им было в этом отказано. Основанием к отказу в продлении срока действия статуса специалистом Управления было указано на то, что решение о продлении статуса вынужденного переселенца согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Субханкулова Н.Р. и членов ее семьи было отменено еще в июле 2016 г.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Субханкулова Н.Р. по вопросу отказа в продлении статуса вынужденного переселенца было получено письмо Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области исх. №25/Сз-9 от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщено, что «протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по продлению и утрате статуса вынужденного переселенца Вам отказано в продлении статуса вынужденного переселенца на основании пп.1 п.5 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» согласно которому, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в случае если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации».
Субханкулова Н.Р. и члены ее семьи указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ не получали, об отмене статуса не знали, считают указанное решение незаконным, подлежащим отмене. О лишении статуса вынужденного переселенца Субханкулова Н.Р. узнала только в январе 2017 г. при очередном обращении в уполномоченный орган для продления статуса вынужденного переселенца. Официальный документ с разъяснениями оснований отказа в продлении статуса вынужденного переселенца получен почтой ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административные истцы полагают, что срок на обжалование принятого уполномоченным органом решения должен исчисляться с даты получения Субханкулова Н.Р. ответа на обращение по вопросу отказа в продлении статуса вынужденного переселенца – ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д. и Семенов А.Д. были лишены статуса вынужденного переселенца до истечения срока действия статуса ранее продленного до ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению административного истца, является незаконным.
Также, статус вынужденного переселенца продлевается ежегодно в случае отсутствия жилищного обустройства лица, признанного вынужденным переселенцем. Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д. и Семенов А.Д. не являются обустроенными жильем, поскольку они зарегистрированы с 2002 г. по адресу <адрес> Б, <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности Субханкулова Ф.Б. (мать Субханкулова Н.Р.). Помимо истцов на указанной площади зарегистрированы сам собственник и еще два человека (всего вместе с истцами - 7 человек). Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д. и Семенов А.Д. не были вселены матерью как члены семьи собственника жилого помещения, они вселялись на основании договора найма жилого помещения (который регулярно перезаключается), регистрация дочери и ее детей носила административный характер и была необходима для получения статуса вынужденного переселенца. В соответствии с договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> Б <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., предоставляется нанимателю Субханкулова Н.Р. для временного проживания. По месту своей регистрации Субханкулова Н.Р. проживает со старшим сыном Семенов В.Д., оплачивают плату по договору найма в счет погашения коммунальных платежей, совместного хозяйства с Субханкулова Ф.Б. (несмотря на то, что она является матерью Субханкулова Н.Р.) не ведут. Семенов А.Д. по месту регистрации не проживает, ведет совместное хозяйство и проживает с Коншу И.С., которая также проживает в съемном жилье совместно с братом.
Решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца лишает административных истцов права на получение льгот и гарантий, установленных Законом.
Административные истцы просят признать незаконным решение заседания комиссии по продлению и утрате статуса вынужденного переселенца (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в части отказа Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д. и Семенов А.Д. в продлении статуса вынужденного переселенца; обязать Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административных истцов.
Административные истцы Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д., Семенов А.Д., представитель Субханкулова Н.Р. по заявлению Чистяков А.В. в судебном заседании административный исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика УМВД России по Омской области по доверенности Волик Я.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований по изложенным в письменных возражениях основаниям.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ) Федеральная миграционная служба упразднена, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы.
Вместе с тем, Указом установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является: а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; б) правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 (далее - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.
Приказом УМВД России по Омской области от 13.07.2016 № 552 утверждено Положение об Управлении по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - Положение об УВМ УМВД России по Омской области).
В силу п. 2 Положения УВМ УМВД России по Омской области является структурным подразделением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Согласно п. 13.3.33 Положения об УВМ УМВД России по Омской области в полномочия Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области входит осуществление учета, регистрации, приема и временного размещения лиц, ходатайствующих о признании вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства на территории осуществления полномочий.
В соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере миграции» на Министерство внутренних дел Российской Федерации распространено действие: нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регламентирующим деятельность органов внутренних дел, впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; нормативных правовых актов и актов управления упраздненной Федеральной миграционной службы по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Министерства внутренних дел Российской Федерации, впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В полномочия УФМС России по Омской области входило осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации учета, регистрации, приема и временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства на территории осуществления полномочий (пп. 33 п. 15.3 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Омской области, утвержденным приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
В судебном заседании установлено, что Субханкулова Н.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семенов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семенов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., УВД Омской области 23.01.2003 был присвоен статус вынужденных переселенцев, что подтверждается удостоверениями (л.д. 10,11,12).
ДД.ММ.ГГГГ Субханкулова Н.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семенов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семенов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Администрацией Центрального административного округа г. Омска приняты на учет для улучшения жилищных условий на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13).
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. Субханкулова Н.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семенов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семенов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включены в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, изъявившие желание получить государственные жилищные сертификаты в 2017 году по г. Омску (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по продлению и утрате статуса вынужденного переселенца принято решение (протокол №) об отказе Субханкулова Н.Р. и членам ее семьи Семенов А.Д. и Семенов В.Д. в продлении статуса вынужденных переселенцев на основании пп.1 п. 5 ст. 5, п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах», в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства.
Из пояснений Субханкулова Н.Р., данных в ходе рассмотрения дела следует, что в связи с истечением срока действия статуса вынужденных переселенцев в январе 2017 года она обратилась в УВМ УМВД России по г. Омску с заявлением о продлении срока.
Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца получено Субханкулова Н.Р. ДД.ММ.ГГГГ лично, что, подтверждается её подписью (л.д. 8).
Из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что комиссия при рассмотрении вопроса об утрате статуса вынужденного переселенца исходила из того, что семья Субханкулова Н.Р. проживает в жилье, принадлежащем на праве собственности Субханкулова Ф.Б., приходящейся ей матерью, не имеющей статуса вынужденного переселенца.
Полагая указанное решение незаконным, административные истцы обратились в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Статус вынужденных переселенцев, гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах».
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана", статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. Он предоставляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на пять лет; но срок его действия может быть продлен на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства (п. п. 2, 4 ст. 5, пп. 2 п. 2 ст. 9 Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах").
Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Целью Закона РФ "О вынужденных переселенцах" является защита прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Вместе с тем, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется вынужденным переселенцам на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. Статус вынужденного переселенца не означает наличие преимущественных прав перед другими гражданами РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий, исходя из этого, доводы административных истцов о том, что жилое помещение, в котором они зарегистрированы и проживают, не соответствует учетной норме площади жилого помещения на одного человека правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку не опровергают наличия возможности для обустройства истцов на территории РФ по смыслу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах". При этом судом учитывается то обстоятельство, что на дату регистрации Субханкулова Н.Р. и её несовершеннолетних детей по адресу: <адрес> Б, <адрес>, площадью 44,9 кв.м., проживала лишь Субханкулова Ф.Б.
В силу п. 4 ст. 5 указанного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
В соответствии с п. 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218 решение о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 21 дня с даты регистрации заявления о продлении срока действия статуса в территориальном органе и оформляется протоколом, в котором указываются основания продления либо отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Протокол утверждается руководителем территориального органа либо его заместителем.
Согласно п. 22 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:
- при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца;
- в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Судом установлено, что с момента предоставления статуса вынужденных переселенцев в период проживания на территории Российской Федерации, административными истцами были приняты меры по самостоятельному обустройству.
Обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу п. 4 ст. 5 и ст. 7 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» связано с обеспечением вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям порядок такого обустройства определялся Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 N 845.
Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Субханкулова Ф.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. - мать Субханкулова Н.Р., имеет в собственности квартиру площадью 44.9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Б, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия АА №).
Согласно копии лицевого счета квартиросъемщика № от ДД.ММ.ГГГГ, Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д., Семенов А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, имеют постоянную регистрацию по вышеуказанному адресу (л.д. 16).
Субханкулова Н.Р. и члены её семьи Семенов В.Д. и Семенов А.Д. на дату принятия решения (ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца проживали по месту жительства по адресу: <адрес> Б, <адрес>, что подтверждается адресной справкой.
Судом также установлено, что между Субханкулова Ф.Б. и Субханкулова Н.Р. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о найме жилого помещения, согласно которого в п. 2 данного договора указано, что Субханкулова Н.Р. производит оплату только за предоставляемые коммунальные услуги, арендную оплату не производит. В соответствии с п. 9 данного договора, совместно с Субханкулова Н.Р. проживают её совершеннолетние сыновья Семенов В.Д. и Семенов А.Д., что опровергает доводы Субханкулова Н.Р. о том, что ее сын Семенов А.Д. по месту регистрации не проживает.
Также не имеет правового значения и то обстоятельство, что в период с 2004 года по 2016 год ежегодно срок действия статуса вынужденного переселенца по письменным заявлениям семьи Субханкулова Н.Р. продлевался.
Наличие в собственности у матери Субханкулова Н.Р. - Субханкулова Ф.Б., жилого помещения, а также факт проживания административных истцов в указанной квартире, по мнению суда, являются достаточными доказательствами обустройства административных истцов как вынужденных переселенцев.
Исходя из представленных доказательств в их совокупности, суд полагает, что на момент принятия оспариваемого решения у административных истцов отсутствовали обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации, в период действия статуса вынужденного переселенца.
Оценив в совокупности все собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, принимая во внимание, что под обустройством вынужденных переселенцев на новом месте жительства согласно действующему законодательству понимается именно их жилищное обустройство, суд пришел к выводу о правомерности отказа административного ответчика в продлении статуса вынужденного переселенца Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д., Семенов А.Д.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с нормами действующего федерального законодательства и в пределах предоставленных полномочий, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Субханкулова Н.Р., Семенов В.Д., Семенов А.Д. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья