Административное дело № 2а-1540/2017
Поступило в суд 07.03.2017.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2017 года город Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Кудиной Т.Б.,
при секретаре судебного заседания С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жевлаковой К. Н. к Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Жевлакова К.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска о признании незаконным решения от xx.xx.xxxx __ во включении Жевлаковой К.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, возложении обязанности на административного ответчика включить административного истца в соответствующий список.
В обоснование иска указано, что xx.xx.xxxx Жевлакова К.Н. обратилась в Администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному району города Новосибирска с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом главы администрации Центрального округа от xx.xx.xxxx __ административному истцу было отказано во включении в списки, в связи с тем, что истец не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
Административный истец с таким решением административного ответчика не согласна, поскольку она никогда со дня своего рождения не имела постоянной регистрации по месту жительства, имела только место пребывания с xx.xx.xxxx г. по xx.xx.xxxx г. - ..., ... (у приемного родителя), а затем по достижении 17 лет в связи с поступлением на обучение в __" зарегистрирована по месту пребывания на период обучения с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx в комнате __ в студенческом общежитии по адресу г. Новосибирск, ... ..., __ на основании договора найма жилого помещения.
До xx.xx.xxxx административный истец состояла на учете в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями в Доволенском районе Новосибирской области. В связи со сменой место пребывания истцом было подано заявление об исключении из списка. xx.xx.xxxx административный истец впервые обратилась к административному ответчику с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом главы администрации Центрального округа от xx.xx.xxxx административному истцу было отказано во включении в списки, в связи с тем, что не была предоставлена выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий место жительства.
xx.xx.xxxx Жевлакова К. Н. повторно обратились к административному ответчику с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав что выписку из домовой книги или иной документ подтверждающий место жительства она предоставить не может, потому что постоянного место жительства у нее нет.
Отказ административного ответчика во включении в список детей-сирот, в связи с отсутствием выписки из домовой книги по месту регистрации административного истца является незаконным, поскольку предоставление указанного документа ввиду объективных причин не представляется возможным.
Административный истец в собственности жилых помещений не имеет, регистрации по месту жительства никогда не имела.
В 2015 году истцу исполнилось 18 лет, опека над ней прекращена, право на проживание с опекуном утрачено, возможность регистрации по месту жительства у административного истца отсутствует. До окончания обучения истец вправе проживать в студенческом общежитии, но по окончании обучения истцу жить негде, именно по этой причине административный истец и обратилась к административному ответчику с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебное заседание административный истец Жевлакова К.Н. не явилась, извещена, просила рассматривать дело в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца по доверенности Д. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска по доверенности Варфоломеева Л.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась по тем основаниям, что административным истцом не был представлен полный список необходимых документов, а именно не представлен документ, подтверждающий регистрацию истца по месту жительства. При принятии решения Администрация руководствуется положениями Административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, осуществляющими переданные полномочия Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственной услуги по включению граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», утвержденным приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 29.06.2015 __ В соответствии с приказом главы администрации от xx.xx.xxxx __ Жевлаковой К. Н. отказано во включении в Список в связи с представлением не в полном объеме документов, указанных в пункте 12 Административного регламента, а потому оспариваемый отказ Администрации во включении истца в список является обоснованным.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Жевлакова К. Н. родилась xx.xx.xxxx, в графе отец указан ЖНН, в графе мать – ЖИН.
xx.xx.xxxx решением Каргатского районного суда Новосибирской области ЖИН была лишена родительских прав в отношении Жевлаковой К.Н.
xx.xx.xxxx Решением Каргатского районного суда Новосибирской области ЖНН был лишен родительских прав в отношении Жевлаковой К.Н.
В соответствии с Приказом главы администрации Доволенского района Новосибирской области над несовершеннолетней Жевлаковой К.Н. была установлена опека, опекуном назначен Д..
Согласно описи имущества от xx.xx.xxxx, составленной сотрудниками муниципального образования Согоронского сельсовета, движимое и недвижимое имущества у Жевлаковой К.Н. отсутствует.
С xx.xx.xxxx г. по xx.xx.xxxx г. Жевлакова К.Н. постоянно проживала совместно с опекуном (с xx.xx.xxxx г. по xx.xx.xxxx г. в качестве опекаемой, с xx.xx.xxxx г. как xx.xx.xxxx, Договор __ от xx.xx.xxxx) по адресу: Новосибирская область, ..., ....
По достижении Жевлаковой К.Н. 14 лет ей был выдан паспорт по месту ее обнаружения сотрудниками органа опеки и попечительства.
По заявлению приемного родителя Д. Жевлакова К.Н. была поставлена на учет на внеочередное получение жилья по месту ее пребывания по адресу ..., ....
На основании Постановления Администрации Доволенского района Новосибирской области от xx.xx.xxxx __ было получено разрешение на раздельное проживание приемного родителя Д. и несовершеннолетнего приемного ребенка Жевлаковой К.Н. с целью прохождения обучения в __».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78На основании Постановления от xx.xx.xxxx __ Жевлакова К.Н. была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Доволенском районе Новосибирской области на основании заявления Жевлаковой К.Н.
В настоящее время Жевлакова К.Н. является студенткой __», проживает и зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу: г. Новосибирск, ..., на основании договора найма жилого помещения в студенческом общежитии __ от xx.xx.xxxx.
Недвижимого имущества на каком-либо праве Жевлакова К.Н. не имеет.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями установлен статьей 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой вместе с заявлением, указанным в части 2 настоящей статьи, заявитель самостоятельно представляет в числе иных документов выписку из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации гражданина или иной документ, подтверждающий место его жительства.
Аналогичное требование установлено пунктом 12 Административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, осуществляющими переданные полномочия Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственной услуги по включению граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», утвержденным приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 29.06.2015 № 583, согласно которой для получения государственной услуги по выбору заявителя лично, по почте или через «Личный кабинет» ЕПГУ представляется одновременно с заявлением, заполненным по установленной форме, и выписка из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации гражданина в жилом помещении или иной документ, подтверждающий его место жительства (не представляется в случае, если в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, был представлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в ином случае представляется по собственной инициативе, за исключением свидетельства о регистрации по месту жительства или судебное решение об установлении факта проживания гражданина по определенному адресу).
Пунктом 16 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Одним из таких оснований является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 12 Административного регламента.
Из материалов дела видно, что Приказом главы администрации Центрального округа г. Новосибирска от xx.xx.xxxx __ Жевлаковой К.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, по причине непредставления документа, подтверждающего место жительства.
По правилам ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин свободен в выборе места жительства.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что исходя из положений ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации о предоставлении каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантии права на жилище, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Как следует из материалов дела, административный истец Жевлакова К.Н. зарегистрированной по месту жительства не значится, зарегистрирована по месту пребывания, при этом основанием для временной регистрации является договор найма жилого помещения в студенческом общежитии по адресу г. Новосибирск, .... При таких обстоятельствах суд полагает, что в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства Жевлаковой К.Н. является г. Новосибирск, ... поскольку именно по данному адресу Жевлакова К.Н. постоянно проживает с сентября 2014 года и до настоящего времени, иного места жительства не имеет, право на проживание с приемным родителем утратила в связи с достижением совершеннолетия.
С учетом приведенных положений закона, представленных доказательств, суд приходит к выводу, что административный истец Жевлакова К.Н., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право право быть включенной в соответствующий Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по своему месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Жевлаковой К. Н. удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы Жевлаковой К. Н. отказ Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска от xx.xx.xxxx __ во включении Жевлаковой К. Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Обязать Администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска включить Жевлакову К. Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2017.
Судья Т.Б. Кудина