Дело № 2а-2317/2017 11 мая 2017 года
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Красногвардейский районный суд СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Вершининой Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косаревской Е.С. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решение,
с участием административного истца Косаревская Е.С. и ее представителя Сухих Д.Н., представителя заинтересованного лица Федеральной службы исполнения наказаний Берзон Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
Косаревская Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) об отнесении приказа Минюста России от 15 февраля 2006 года №21-дсп «Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и утвержденной данной приказом инструкции к служебной информации ограниченного распространения.
В обоснование требований Косаревская Е.С. указала, что <сведения о должности>, и в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в том числе посещает места принудительного содержания, и при осуществлении своих полномочий обязана соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий.
Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Инструкция), утвержденная приказом Минюста России от 15 февраля 2005 года №21-дсп, устанавливает порядок организации и осуществления охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Инструкцией установлено: какие трава имеют сотрудники отделов охраны УИС (возможность досматривать и обыскивать лица, их вещи, изымать запрещенные вещи и документы, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие); обязанность часового КПП пропускать на охраняемый объект при исполнении служебных обязанностей, без специального на то разрешения членов общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством РФ: действия часового КПП при пропуске людей через проходной коридор и особенности пропускного режима в СИЗО и тюрьмах УИС; возможность при наличии достаточных оснований подозревать лицо в попытке проноса на территорию учреждения запрещенных исшей и предметов задерживать данное лицо на КПП и проводить досмотр его вещей и одежды и т.д.
Таким образом, данная Инструкция устанавливает права и обязанности членов общественных наблюдательных комиссий, порядок их реализации, следовательно, данная Инструкция не может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения.
Кроме того, Инструкция относится к информации о деятельности Минюста России как государственного органа, следовательно, на такую информацию распространяются положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации с деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Однако, административный истец не имеет возможности ознакомится с данными документами самостоятельно, так как в открытой печати не публиковались ввиду отнесения их к документам, содержащим служебную информацию ограниченного пользования.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просит обязать Минюст России снять с приказа Минюста России от 15 февраля 2006 года №21-дсп «Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и утвержденной данной приказом инструкции пометку для «Служебного пользования».
Административный истец Косаревская Е.С. и ее представитель Сухих Д.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы исполнения наказаний Берзон Т.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, поддержав доводы отзыва на административное исковое заявление и дополнений к нему.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о дне, времени и месте разбирательства дела, просил рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 27-28), в связи с чем, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В целях обеспечения организации деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» приказом Министерства Юстиции Российской Федерации №21-дсп от 15 февраля 2006 года утверждена Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - инс), которая решением Министерства Юстиции Российской Федерации отнесена к служебной информации ограниченного распространения, зарегистрирован 26 февраля 2006 года за №7541.
Пункт 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными законами (служебная тайна), относит к сведениям конфиденциального характера.
В силу пунктов 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233 (далее - Положение), к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Согласно п. 1.3 Положения не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:
акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Согласно ч. 1 ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Одной из основных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии является посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ).
Статья 16 указанного Закона предусматривает право членов общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка (п. 1 ч. 1). При осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий (ч.2).
Аналогичные положения установлены статьями 23, 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Порядок посещения следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля установлен Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 15 июля 1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 ноября 2005 года № 189, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 06 ноября 2006 года № 311, Положением о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденным приказом ФСИН РФ от 28 ноября 2008 № 652.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Административный истец связывал нарушение своих прав и законных интересов исключительно с самим по себе фактом отнесения Инструкции к информации для служебного пользования.
При том положении, учитывая, указанная приказ Минюста России от 15 февраля 2006 года №21-дсп и Инструкция содержат служебную информацию, определяющую порядок организации и осуществление охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из буквального его содержания следует, что он не регулирует вопросы посещения гражданами, членами общественных наблюдательных комиссий исправительных учреждений, а также не содержит информацию о деятельности Минюста России, то оснований полагать нарушенными иные права административного истца не имеется.
Поскольку приказ Минюста России от 15 февраля 2006 года №21-дсп и утвержденная им Инструкция содержат служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью исправительных учреждений, то в соответствии с требованиями Перечня сведений конфиденциального характера и Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии правомерно отнесен к категории документов «Для служебного пользования».
Следовательно, оспариваемое административным истцом решение Минюста России об отнесении указанных Приказа и Инструкции к служебной информации ограниченного распространения не нарушают его прав члена общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля и требованиям ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ не противоречат.
Учитывая, что решение об отнесении Приказа и Инструкции принято в пределах предоставленных Минюсту России полномочий, оно не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод административного истца не нарушают, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При этом суд также учитывает, что при возникновении у административного истца вопросов правомерности требований должностного лица при осуществлении им действий по пропуску через контрольно-пропускной пункт режимного учреждения он не лишен возможности обратиться к начальнику такого учреждения для ознакомления с Правилами внутреннего распорядка, регулирующими осуществление пропускного режима на охраняемых объектах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления Косаревской Е.С. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решение отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2017 года