8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным Распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена № 2а-3132/20

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2017 года     г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Туляковой О.А.

при секретаре Поповой Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Андреевой Р.С. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным Распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным Распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

В обосновании исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением на имя Главы г.о. Самары ФИО3 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

В обоснование заявления истец указала, что в соответствии с п.7 ст. 39.5. Земельного Кодекса РФ и Закона Самарской области «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, как ветеран - участник Великой Отечественной войны имеет право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно без проведения торгов.

Земельный участок, заявление о предварительном согласовании предоставления которого из земель, государственная собственность на который не разграничена, и который предстояло образовать, имеет следующие характеристики: площадь <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение) <адрес>, для огородничества, кадастровый квартал №, территориальная зона - зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), категория земель - земли населенных пунктов. К заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ были приложены документы: заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, копия доверенности, копия паспорта заявителя, копия удостоверения Ветерана ВОВ, схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Основанием для отказа явилось то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок является смежным с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, состоящим на государственном кадастровом учете за номером №, имеющим разрешенное использование «под базу производственно-технической комплектации», государственная собственность на которые не разграничена, расположен в санитарио-защитной зоне Управления производственно-технической комплектации № в поселке <адрес>. Земельный участок принадлежит Управлению производственно-технологической комплектации № ФГУП «Главное военно-строительное управление №».

С отказом истец не согласен, поскольку он нарушает его права на предоставление в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренные частью 4 статьи <адрес> «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с характеристикой территориальных зон по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков согласно действующим «Правилам застройки и землепользования в городе Самаре» (статья 29), утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 61, на карте правового зонирования <адрес> (приложение N 3) испрашиваемый земельный участок расположен в Зоне рекреации Р-5 «Зона садово-дачных участков и коллективных садов».

В «Правилах застройки и землепользования в городе Самаре» отсутствует утвержденная карта границ охранных и санитарно-защитных зон, в том числе граница санитарно-защитной зоны УПТК.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, обязательным для исполнения на территории города.

Ответчиком Департаментом градостроительства г.о Самара не представлено подтверждения установления санитарно-защитной зоны, а также документов подтверждающих осуществление деятельности со стороны базы производственно-технической комплектации для определения класса объекта и размеров санитарно-защитной зоны в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка.

Основанием для установления границ СЗЗ является санитарно-эпидемиологическое заключение, основанное на проекте. В данном случае, в отсутствие такого проекта, номинальная граница СЗЗ УПТК не является фактически установленной и утвержденной в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/.2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок б/н, испрашиваемый земельный участок расположен в дачном массиве с земельными участками №№, №. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование - садовый участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве частной собственности ФИО4 и первоначально предоставлялся на праве пожизненного наследуемого владения, в соответствии с решением горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении Садовому товариществу «<данные изъяты>». Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование - Сады, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, для садоводства, принадлежит на праве частной собственности ФИО5 и предоставлен на основании Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, около Управления производственно- технической комплектации, участок б/н, для садоводства утверждена распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование - сады, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве частной собственности ФИО6 и предоставлен на основании приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, около Управления производственно-технической комплектации, участок б/н, для садоводства утверждена распоряжением, Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование -Сады, расположенный по адресу: <адрес>, около Управления производственно- технической комплектации, участок б/н, для садоводства, принадлежит на праве частной собственности ФИО7 и ранее предоставлен в собственность на основании приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок б/н, для садоводства утверждена распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок б/н изготовлена Муниципальным предприятием <адрес> «Архитектурно-планировочное бюро». Материал подготовлен на основании данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом территориального зонирования, охранных зон и ограничений. Согласно плана садово-дачных участков в районе <данные изъяты> км по ж.д. на Жигулевское море и решения Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе садоводческому товариществу «<данные изъяты>» фактически занимаемого земельного участка в районе <адрес>» испрашиваемый земельный участок расположен в исторически сложившейся территориальной зоне садоводства и огородничества.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №«Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, обязать ответчика возобновить рассмотрение заявления истца и подготовку распоряжения о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО10, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что отказ департамента незаконен и подлежит отмене с возложением на него обязанности устранить нарушения в полном объеме и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара ФИО8, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц МП г.Самара «Архитектурно-планировочное бюро» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица «УПТК №522 ФГУП «ГВСУ №5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, разрешение спора оставили на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность.

В соответствии с положениями ст. 9 Закона Самарской области «О земле» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, осуществляется однократно.

Земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек, в том числе, инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, ч. 3 пд. ж) ст. 9 Закона Самарской области «О земле».

Из материалов дела следует, что Андреева Р.С. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, о чем ей ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии №, л.д. 20.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

ДД.ММ.ГГГГ Андреева Р.С. в соответствии с п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ и <адрес> «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ № обратилась к Главе г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственности на который не разграничена, без проведения торгов.

Земельный участок, заявление о предварительном согласовании предоставления которого из земель, государственная собственность на который не разграничена, и который предстояло образовать, имеет следующие характеристики: площадь <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение) <адрес>, для огородничества, кадастровый квартал №, территориальная зона - зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), категория земель - земли населенных пунктов. К заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ были приложены документы: заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, копия доверенности, копия паспорта заявителя, копия удостоверения Ветерана ВОВ, схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес>, изготовленному МП г.Самара «Архитектурно-планировочное бюро» его площадь составляет <данные изъяты> кв.м., условный номер земельного участка №

Зарегистрированные права на испрашиваемый земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям Департамента градостроительства г.о.Самара земельный участок площадью 1997 кв.м., по адресу <адрес> в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, разрешенные виды использования установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования и использования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № - Р-5 зона садово-дачных участков и коллективных садов. Объект не принадлежит территории общего пользования. Испрашиваемый земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – под базу производственно-технической комплектации. Рассматриваемый земельный участок входит в границы городского округа Самара. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ объект относится к землям населенных пунктов.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Андреевой Р.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу <адрес>, поскольку он расположен в санитарно-защитной зоне <адрес> (смежный земельный участок).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или па них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

В ч. 4 и ч.б ст. 30 Градостроительного кодекса РФ указано, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Правилам застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, по адресу <адрес> расположен в зоне Р-5 «Зона садово-дачных участков и коллективных садов», в Правилах отсутствует утвержденная карта границ охранных и санитарно-защитных зон, в том числе граница санитарно-защитной зоны УПТК.

Из материалов дела следует, что проект установления санитарно-защитной зоны для Базы Производственно-Технологической комплектации по адресу <адрес>, не разрабатывался, соответствующие сведения в государственный кадастр не вносились. Указанные обстоятельства также подтверждаются отзывом третьего лица «УПТК №522 ФГУП «ГВСУ» № 5 на исковое заявление, представленным в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что при подготовке ответа ответчиком изучались документы, свидетельствующие о том сотрудники уполномоченного органа округа выходили на местность, производили замеры и определяли категорию здания Управления производственно-технической комплектации в <адрес>, ответчиком суду не предоставлено.

Между тем, из отзыва УПТК №522 ФГУП «ГВСУ №5» следует, что хозяйственная деятельность предприятия в г.Самара не ведется и складские помещения используются для хранения материалов сторонних организаций, при строительстве объектов, находящихся в границах территории базы санитарно-защитная зона не устанавливалась.

При принятии решения суд принимает во внимание, что испрашиваемый истцом земельный участок находится не только в зоне Р-5, что прямо предусматривает использование земельного участка под огородничество, но и сложившееся землепользование, из предоставленных в материалы дела документов следует, что прилегающие земельные участки используются под садоводство и огородничество, которые были предоставлены уполномоченными органами гражданам в установленном законом порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департаментом градостроительства г.о.Самара необоснованно было отказано Андреевой Р.С. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку санитарно-защитная зона не установлена, соответствующие сведения в государственный кадастр не вносились, доказательств установления санитарно-защитной зоны на спорном земельном участке суду не предоставлены, в связи с чем, требования административного истца о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

В силу п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку судом установлены нарушения прав истца, то на Департамент градостроительства г.о.Самара необходимо возложить обязанность по восстановлению нарушенных прав истца - обязать возобновить рассмотрение заявление Андреевой Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов.

Между тем, оснований для возложения обязанности на Департамент градостроительства г.о.Самара подготовить схему расположения земельного участка в данном случае не имеется, поскольку суд, осуществляя правосудие, не должен подменять уполномоченный орган с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством, и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Андреевой Р.С. о признании незаконным Распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена - удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, территориальная зона №

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления Андреевой Р.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

В остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.10.2017 года.

Судья:                подпись            О.А. Тулякова