Дело №А-342/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2017 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре ФИО15, с участием представителя административного истца по доверенности Гурского ФИО18 представителя административного ответчика по доверенности Ефремовой ФИО16 заинтересованного лица Ларьковой ФИО17
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания от 13.01.2017г. №-ОБ/227/136/3,
УСТАНОВИЛ:
ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» обратилась в Кировский районный суд <адрес> с административным иском к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в <адрес> об оспаривании решения государственного органа – предписания №-ОБ/227/136/3 от 13.01.2017г., в обоснование указав, что трудовой инспектор в предписании указал на обязанность работодателя в срок до 30.01.2017г. совершить, в том числе в отношении работника, ряда мер, состоящих в предоставлении Ларьковой ФИО19 ежегодного дополнительного отпуска, выдаче молока, установлении сокращенной рабочей недели, внесении изменений в трудовой договор, предоставлении спецодежды, о доведении графиков сменности, организации производства инструктажа, создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда, направлении на специальное обучение Баженова ФИО20. по охране труда, организации обучения работников, по списку, требованиям охраны труда. О наличии предписания стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, реализация указанных мер влечет существенные финансовые затраты для работодателя, чем нарушает его права и интересы. Кроме того, требование о предоставлении Ларьковой ФИО22 дополнительного отпуска по основанию, предусмотренному ст. 117 ТК РФ незаконно, так как указанный вопрос должен быть предметом рассмотрения в рамках индивидуального трудового спора. По требованию об организации Ларьковой ФИО21. выдачи молока указал, что в соответствии с п.2 Приложения № к Приказу Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 16.02.2009г. №н, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенного в приложении №, и уровни которых превышают установленные нормативы. Результатами специальной оценки условий труда установлен фактов, определяющий отнесение рабочего места к вредным условиям труда 4 степени по признаку наличия угрозы биологического заражения. В то же время, работа с патогенными агентами, которые могут произвести заражение осуществляется исключительно в заразных зонах лабораторий. Доступ в лаборатории ограничен, разрешен только специально обученному и допущенному персоналу, к которому сторож-вахтер Ларькова Е.Г. не относится. Время работы в заразных зонах фиксируется в специальных журналах. Сторож-вахтер Ларькова ФИО23 в заразной зоне лабораторий не находится, посещение заразной зоны не зафиксировано, и, соответственно, выдача молока не может быть произведена. Кроме того, указанный вопрос должен быть предметом рассмотрения в рамках индивидуального трудового спора. Требование об установлении Ларьковой ФИО24 сокращенной продолжительности рабочего времени не обосновано, указанный вопрос должен быть предметом рассмотрения в рамках индивидуального трудового спора. Оформление трудового договора с Ларьковой ФИО25 в соответствии с положениями ст. 57 ТК РФ также находится за предметом ведения инспектора по труду, так как условия трудового договора – является результатом достигнутой между работодателем и работником договоренности, указанный вопрос должен быть предметом рассмотрения в рамках индивидуального трудового спора. Требование обеспечить работника спецодеждой, спец.обувью, иными СИЗ не подлежит выполнению, так как работнику выдача произведена. Требование о доведении сведений о графике сменности не менее чем за месяц до их введения фактически реализовано и реализуется в работе учреждения. Проведение инструктажа на рабочем месте произведено. Требование инспектора по труду не обосновано. Требование о создании комиссии по проверке требований по охране труда также реализовано на предприятии. Заместитель директора по АХЧ Баженов ФИО26 прошел необходимое обучение. Повторное обучение влечет необоснованные затраты. Требование об организации знаний работников о требованиях охраны труда по списку не обосновано, так как проверка знаний произведена. В связи с этим, административный истец полагает, что представление об обязании работодателя произвести дополнительные действия не законны, противоречат части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункту 5.5 (4) Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». На указанных основаниях административный истец просил признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в <адрес> №-ОБ/227/136/3 от ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно с предъявлением административного иска ходатайствовал о применении мер предварительной защиты.
Определением судьи от 26.01.2017г. приняты меры предварительной защиты в виде приостановления полностью действия предписания Государственной инспекции труда в <адрес> №-ОБ/227/136/3 от 13.01.2017г. о предоставлении Ларьковой ФИО27 ежегодного дополнительного отпуска, о выдаче молока, установлении сокращенной рабочей недели, внесения изменений в трудовой договор, предоставлении спецодежды, о доведении графиков сменности, организации производства инструктажа, создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда, направлении на специальное обучение Баженова ФИО28. по охране труда, организации обучения работников, по списку, требованиям охраны труда до принятия судом решения по административному делу.
Указанным определением судьи также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ларькова ФИО29
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленный административный иск, ссылаясь на изложенные в нём обстоятельства, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо, в судебном заседании полагали вынесенное предписание законным, а административный иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 353 Трудового кодекса России, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В соответствии с частью 1 статьи 354 Трудового кодекса России федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке.
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом России, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 30 Трудового кодекса Российской Федерации предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.
Как установлено судом, на основании распоряжения на проверку юридического лица от 09.12.2016г. №-ОБ/227/136/1, в связи с рассмотрением обращения от 06.12.2016г. №-ОБ о нарушении трудовых прав Ларьковой ФИО30 Рукводителем Государственной инспекции труда назначено проведение проверки в отношении ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» в период с 12.12.2016г. по 13.01.2017г..
Согласно Акту проверки от 13.01.2017г. №-ОБ/227/136/4 в ходе проверки установлено, что Ларькова ФИО31 принята на работу в ФГУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора в должности сторож-вахтер 2 разряда (пост №) – Трудовой договор от 09.11.2009г.б/н, приказ №-л от 09.11.2009г.. Дополнительным соглашением № от 10.11.2014г. работнику установлена доплата за вредные, тяжелые и (или) опасные условия труда в размере 5 % от оклада. В п.5.6 Трудового договора работнику предоставляется основной отпуск 28 календарных дней. 12 рабочих (14 календарных) дней за вредные условия труда и 7 рабочих (8 календарных) дней в соответствии с Законом РФ № от 19.02.1993г.. Выявлены нарушения обязательных требований. Так, 28.01.2015г. в ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» роспотребнадзора завершено проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (Приказ №-од/1 от 28.01.2015г.). На рабочем месте сторож-вахтер (карта №) установлен итоговый класс 4. По результатам специальной оценки условий труда работодатель обязан предоставить работнику, занятому на данном рабочем месте следующие гарантии и компенсации: 1. Повышенная оплата труда, в соответствии с требованиями ст. 147 ТК РФ; 2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, в соответствии с требованиями ст. 117 ТК РФ; 3. Сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 92 ТК РФ; 4. Молоко и другие равноценные пищевые продукты, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009г. № Н, приложение 3, раздел 2 «Биологический фактор», ст. 92 ТК РФ; 5. Право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №; 6. Проведение медицинских осмотров в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011г. №н. В нарушении ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» - «Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха» - работник был ознакомлен с результатами проведения СОУТ 11.10.2016г., о чем свидетельствует подпись работника в карте № специальной оценки условий труда. Однако, в нарушении ст. 117 ТК РФ дополнительный отпуск за вредные, тяжелые и (или) опасные условия труда работнику не предоставлен. Также в графике отпусков на 2016 год – дни отпуска составляют 36 дней, на 2017г. – 36 дней.
В нарушение ст. 222 ТК РФ работнику не выдаются бесплатно по установленным нормам молоко и другие равноценные пищевые продукты. Выдача работнику по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменному заявлению работника может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
В силу ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда – не более 36 часов в неделю. В соответствии с производственным календарем на 2016г. при 36-часовой норме рабочего времени на месяцы составляет: январь – 108 часов; февраль – 143 час.; март – 151,2 час.; апрель – 151,2 час.; май – 136,8 час.; июнь – 151,2 час.; июль – 151,2 час.; август – 165,6 час.; сентябрь – 158,4 час.; октябрь – 151,2 час.; ноябрь – 150,2 час.; декабрь – 158,4 час.. В год 1776,4 час.. Из представленных работодателем табелей учета рабочего времени работник фактически отработал по месяцам 2016 года: январь – 156 час.; февраль – 129 час.; март – 120 час.; апрель – 150 час.; май – 45 час.; июнь – 150 час.; июль – 150 час.; август – 51 час.; сентябрь – 129 час.; октябрь – 156 час.; ноябрь – 150 час.; декабрь – 144 час.. В год 1530,0 часов. В силу ст. 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов. Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй статьи 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой – третьей статьи 92 ТК РФ: при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов.
Дополнительным соглашением № от 02.02.2016г. работнику установлен сменный режим работы, в соответствии с графиками сменности – соглашение вступило в законную силу с 04.04.2016г.. Однако, в соответствии со ст. 103 ТК РФ, сменная работа – работа в две, три или четыре смены – вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. В соответствии с частью 1 ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя – трудовым договором.
Согласно представленным Правилам внутреннего трудового распорядка для работников ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора рабочее время Пост № охраны (принята Ларькова Е.Г.): начало работы 9-00 окончание работы 9-00. Пост № охраны: начало работы 18-00 окончание работы в 9-00. Согласно представленных табелей учета рабочего времени и графиков сменности, можно сделать вывод, что рабочее место работника является Пост № охраны, приказов о переводе на Пост № работодателем не представлены. Также в соответствии с Правилами учетным периодом при составлении графиков сменности считается календарный год. Режим рабочего времени сторожа отличается от общих правил, действующих у работодателя, поэтому в его трудовой договор обязательно включаются соответствующие условия (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Предполагается, что один и тот же работник будет осуществлять трудовую функцию на протяжении рабочего времени бессменно, выходные дни будут приходиться на различные дни недели. Поэтому в данном случае работа по графику представляет собой работу в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику (часть третья ст. 111 ТК РФ). Скользящий график предполагает ведение суммированного учета рабочего времени, иначе невозможно соблюсти сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени (36 часов). В силу пункта 5 части 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия, режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. В соответствии с п. 5.2 Трудового договора от 09.11.2016г. указано, режим работы сменный, устанавливается графиками сменности, продолжительность смены 24 часа, время отдыха между сменами 72 часа, однако согласно дополнительного соглашения № от 02.02.2016г. в п. 5.2 Трудового договора внесены изменения, режим работы сменный, устанавливается графиком сменности. Тем самым нарушена ст. 57 ТК РФ, ст. 100 ТК РФ.
В соответствии с утвержденными у работодателя нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ (приказ №-од от 12.11.2010г.) сторожу – вахтеру работодатель обязан выдать следующие средства индивидуальной защиты: костюм х/б; плащ прорезиненный (дежурный); костюм на утепляющей прокладке; полушубок (дежурный); валенки; галоши на валенки (данная спецобувь может быть заменена на сапоги утепленные). Исходя из требований Приказа Минтруда России от 09.12.2014г. №н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (зарегистрировано в Минюсте россии 26.02.2015г. №) сторожу (вахтеру) норма выдачи на год специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты составляет: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.; сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара; перчатки с полимерным покрытием 12 пар.. Из представленной работодателем личной карточки учета выдачи СИЗ без номера Ларьковой Е.Г. выдано: костюм камуфлированный «Серый патруль» ДД.ММ.ГГГГ; куртка «Вега» - 28.10.2013г.. Исходя из того, что выдача датирована сначала ноябрем 2013г., затем октябрем 2013г. – непоследовательно, данный документ вызывает сомнения о фактической своевременной выдачи СИЗ работнику. Нарушение ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. №Н.
В соответствии с требованиями ст. 103 ТК РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Работодателем не представлены документы, подтверждающие ознакомление работника Ларьковой ФИО32. с графиками сменности на 2016г. Подписи работника отсутствуют. Нарушение ст. 103 ТК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из представленного работодателем протокола б/н следует, что зам.директора по АХЧ ФИО33 Баженов провел сторожам – вахтерам плановый инструктаж и проверку знаний требований охраны труда. В соответствии с требованиями п.7.9 ГОСТ 12.0.004-90 – О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Нарушение ГОСТ 12.0.004-90, Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Из предствавленного работодателем протокола б/н следует, что зам.директора по АХЧ ФИО35 Баженов провел сторожам-вахтерам внеплановый инструктаж и проверку знаний требований охраны труда. Исходя из требований п.3.4 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. П.3.6 Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № к Порядку. Нарушение ст. 225, ст. 212 ТК РФ, Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГг., представленного работодателем следует, что Баженов ФИО34 – зам.директора по АХЧ прошел проверку знаний требований охраны труда в комиссии, созданной работодателем, где он сам является членом комиссии. Исходя из требований п.2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда; работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные ) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
В соответствии с ГОСТом 12.0.004-90 5.2. Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, не позднее одного месяца со дня вступления в должность проходят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом. На основании п.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
13.01.2017г. юридическому лицу – ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Государственным инспектором труда (по охране труда) государственной инспекции труда в <адрес> Ефремовой О.В. выдано предписание №-ОБ/227/136/3 об устранении нарушения трудового законодательства, а именно: в срок до 30.01.2017г. 1. предоставить Ларьковой ФИО36 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 2. Организовать выдачу работнику молока или других равноценных пищевых продуктов; 3. Установить Ларьковой Е.Г. сокращенную продолжительность рабочего времени, в соответствии с требованиями ст. 92 ТК РФ. Установить Ларьковой ФИО37 продолжительность ежедневной работы (смены) в соответствии с требованиями ст. 94 ТК РФ; 4. Оформить трудовой договор от 09.11.2009г. с Ларьковой ФИО38 в соответствии с требованиями ст. 57 ТК РФ (с включением обязательных условий: режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность рабочей недели, перерывы и выходные дни, все гарантии и компенсации за работу с вредными условиями); 5. Обеспечить работника спецодежной, спецобувью и другими СИЗ в соответствии с Приказом Минтруда России от 09.12.2014г. №н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»; 6. Графики сменности доводить до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие; 7. Организовать проведение инструктажа на рабочем месте с последующей записью в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывать причину его проведения; 8. Создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, в соответствии с требованиями Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»; 9. Направить зам.директора по АХЧ Баженова Ю.С. на специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей с последующей проверкой знаний требований охраны труда в организацию, имеющую лицензию на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы, а также аккредитацию, дающую право на оказание услуг в области охраны труда; 10. Организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работникам: Баженов ФИО41 Галкина ФИО42 Задворных ФИО43 Ларькова ФИО40 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Цой ФИО39
При проведении проверки инспектор руководствуется Федеральным законом от 28.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Административным регламентом по осуществлению государственного надзора.
В соответствии с п.4 ст. 10 ФЗ от 28.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона.
Согласно п.2 ст. 12 Закона «выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности».
Аналогичные нормы содержатся и в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей» (утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н) и в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012г. №н), на которые имеется ссылка в п. 10 Распоряжения.
В соответствии со ст. 10 Закона предметом внеплановой проверки является «соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем согласно абзацу 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса России государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ № «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса России комиссиями по трудовым спорам или судами.
Эти положения закона во взаимосвязи со ст. 382 Трудового кодекса России, которая относит к органам по рассмотрению индивидуальных трудовых споров только комиссии по трудовым спорам и суды, дают основания для вывода о том, что решение государственной инспекции труда по обращению работника, принятое в пределах компетенции инспекции, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и свободы работника или создающее препятствия к их осуществлению, поскольку не лишает работника возможности самостоятельно обратиться в суд за разрешением соответствующего индивидуального трудового спора.
Оспариваемыми пунктами предписания на работодателя возложена обязанность по совершению ряда мер, состоящих в предоставлении Ларьковой ФИО44 ежегодного дополнительного отпуска, выдаче молока, установлении сокращенной рабочей недели, внесении изменений в трудовой договор, предоставлении спецодежды, о доведении графиков сменности, организации производства инструктажа, создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда, направлении на специальное обучение Баженова ФИО45. по охране труда, организации обучения работников, по списку, требованиям охраны труда.
Указанные вопросы относятся к индивидуальным трудовым спором и подлежит доказыванию.
Таким образом, спор между работником и работодателем об оплате труда, предоставлении времени отдыха, установлении рабочего времени в силу Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено по вопросу, не относящемуся к компетенции государственного инспектора труда, а потому является незаконным в оспариваемой части.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания от 13.01.2017г. №-ОБ/227/136/3 – удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в <адрес> от 13.01.2017г. №-ОБ/227/136/3.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.03.2017г.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело №А-342/2017 и находится в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь судебного заседания А.А. Акульшина