Дело № 2а-4818/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 16 мая 2017 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего О.А.Кокоевой,
при секретаре Ю.С. Сошиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Товарищества собственников жилья «Медик» к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Медик» (далее ТСЖ «Медик») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по результатам проведенной внеплановой документарной проверки юридического лица.
В обоснование требований ТСЖ «Медик» указано, что на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ органом государственного контроля (надзора) и вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства. Указанные документы законными и обоснованными признаны быть не могут, поскольку основания для проведения внеплановой документарной проверки ТСЖ «Медик» у ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» отсутствовали, в ходе проведения проверки контрольно-надзорным органом были допущены нарушения установленных законом требований к порядку ее проведения, предписанием незаконно возложены обязанности по корректировке платы за отопление.
Представитель административного истца ТСЖ «Медик» ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на отсутствие допущенных нарушений требований к порядку проведения внеплановой выездной проверки и оформления ее результатов.
Административный соответчик экономист отдела ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» ФИО8 участие в рассмотрении спора не приняла, извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд находит заявленные ТСЖ «Медик» требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Жилищное законодательство согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти в указанной сфере закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и ЖК РФ.
На основании пп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Аналогичное правовое регулирование отражено в п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ.
Под государственным жилищным надзором согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных ч. ч. 4.1 и 4.2 указанной статьи.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Из материалов дела следует и сторонами в процессе рассмотрения дела не оспорено, что 13 февраля 2017 года в адрес истца ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» направлен запрос о предоставлении в отдел проверки обоснованности платежей сведения по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. (помесячно), подробный расчет платы за отопление и горячее водоснабжение по <адрес> по адресу <адрес>, информацию о том, производилась ли корректировка платы по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, жителям указанного дома за отопительный период с 2013-2015 годов, протоколы общих собраний собственников помещений указанного дома о направлении средств экономии по статье «Отопление» за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г., сальдовую ведомость по лицевому счету указанной квартиры за период с января 2013 г. по настоящее время, счета-фактуры, выставленные МУП «ЧКТС» в адрес ТСЖ «Медик» за тепловую энергию по показаниям общедомового учета тепловой энергии по указанному дому за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г.
Основанием для проведения запроса документов послужило обращение ФИО5 проживающей по адресу: <адрес>.
В ответ на запрос ГУ «Государственная жилищная инспекция <адрес>» ТСЖ «Медик» предоставил протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес>, решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, акт об уничтожении документов, срок хранения которых истек.
Дополнительным отзывом ТСЖ «Медик» предоставил в жилищную инспекцию копии исполнения смет о доходах и расходах за 2013, 2014, 2015 г.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя начальника ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Медик». Целью проверки было рассмотрение обращения граждан № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Предметом проведения проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Как усматривается материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки ТСЖ «Медик» ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» составлен акт и вынесено предписание, которым на общество возложена обязанность по приведению корректировки платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. в доме <адрес> в соответствие с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307); предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания с предоставлением расчета корректировки платы за отопление и копию платежного документа с отражением указанной корректировки в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В качестве описания выявленных нарушений, в предписании указано, что по упомянутому многоквартирному жилому дому установлено не произведена корректировка (доначисление) размера платы по услуге "отопление" за 2013-2015 годы.
Доводы административного истца о нарушении ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также ФЗ №53-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядка проведения внеплановой проверки, судом признаются основанными на неверном толковании положений указанного нормативного акта и, как следствие, подлежащими отклонению.
Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу статьи 12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
С учетом фактических обстоятельств дела, приняв во внимание, что запрос документов ДД.ММ.ГГГГ производился ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в связи с обращением гражданина ФИО5, суд нарушений в действиях ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в указанной части не усматривает.
Также ссылки истца на то, что вопрос о нарушении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исследовался в решении Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционном определении Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не могут приняты во внимание судом, поскольку решение Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ вынесено по иску ТСЖ «Медик» о взыскании задолженности по коммунальным платежам. Выводов о правомерности действий ТСЖ «Медик» в части не произведения корректировки размера платы за отопление по итогам года решение суда первой инстанции, также как и апелляционное определение не содержит.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения документарной внеплановой проверки Государственной инспекцией труда в Челябинской области был составлен акт проверки № с указанием выявленных нарушений жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов, ТСЖ «Медик» было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Поскольку ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» нарушения порядка проведения проверки, фиксации выявленных нарушений и оформления ее результатов в процессе рассмотрения дела установлены не были, суд доводы ТСЖ «Медик» направленные на критичную оценку действий (требований) административного ответчика, обоснованными признать не может.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Буквальный смысл указанной нормы права позволяет прийти к выводу о том, что для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установление наличия двух обстоятельств (юридического состава): факта их противоправности и факта нарушения указанными действиями (бездействием) и решениями прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Поскольку совокупность указанных обязательных условий в процессе рассмотрения дела установлена не была, суд оснований для удовлетворения административного искового заявления ТСЖ «Медик» не находит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Товарищества собственников жилья «Медик» к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий п/п О.А. Кокоева
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья О.А.Кокоева
Секретарь ФИО7
Решение вступило в законную силу «____»____________________2017г.
Судья О.А.Кокоева
Секретарь