Дело № 2а-3377/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2017 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Мосинцевой О.В.
при секретаре Ногаян А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области обратилось в суд с настоящим административным иском к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области, ссылаясь на следующие обстоятельства.
04 апреля 2017 в отношении административного истца было вынесено предписание №, подписанное главным государственным инспектором ФИО3.
В данном предписании Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области предписывается:
1. дооснастить автомобиль скорой помощи класса «В» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи оборудованием: насос шприцевой (дозатор лекарственных средств); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентген прозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом (термоодеяло); набор реанимационный педиатрический для оказания скорой медицинской помощи; комплект противоэпидемический выездной бригады скорой медицинской помощи; облучатель бактерицидный циркуляционный с возможностью работы в присутствии медицинских работников; запирающийся сейф не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлический либо изготовленный из других высокопрочных материалов контейнер для временного хранения наркотических средств и психотропных веществ; средство радиосвязи и мобильный абонентский комплект автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги; автомобильный видеорегистратор в соответствии с «Оснащением автомобиля скорой медицинской помощи класса «В» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи» к «Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», утв. Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года № 388н.
2. Во время реанимации и интенсивной терапии, поступившим по скорой помощи больным в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, проводить комплекс диагностических мероприятий в соответствии с п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
3. Для химико-токсикологического исследования кровь у пациентов отбирать из поверхностей вены через иглу самотеком в сухой пенициллиновый флакон, мочу в чистый сухой флакон во исполнение п. п. 1, 2 Инструкции о правилах отбора биологических проб в лечебно-профилактических учреждениях для обнаружения токсических веществ с целью диагностики острого отравления, утв. Приказом Минздрава РФ от 08 января 2002 года № 9 «О мерах по совершенствованию организации токсикологической помощи населению Российской Федерации».
4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществлять медицинскую эвакуацию, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию во исполнение п. 9 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями, утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №925н; п. 16 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
5. Первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю «анестезиология и реаниматология» оказывать в структурном подразделении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» <адрес>: в группе анестезиологии-реанимации для взрослого населения во исполнение п. 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
6. При отсутствии в структуре медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, специализированных токсикологических подразделений, информационно-консультативную поддержку осуществлять информационно-консультативным токсикологическим центром (отделением) по телефону во исполнение п. 15 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
О выполнении предписания следует сообщить в срок до 04 октября 2017 года.
По мнению административного истца, данное предписание является незаконным и подлежащим отмене.
В отношении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области была проведена внеплановая проверка, с целью проверки доводов, изложенных в обращении от 09 марта 2017 года о ненадлежащем качестве, по мнению заявителя, оказания медицинской помощи ФИО2, 17 лет, в сентябре <адрес> года. Проверка проведена на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки от 13 марта 2017 года № №
Так, по п. 1 предписания Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области не учтено, что автомобили скорой медицинской помощи класса «В» не являются собственностью Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области, а переданы только в пользование МБУЗ «Центральная районная больница».
Таким образом, оснащение автомобилей скорой медицинской помощи возложено на собственника автомобиля - МБУЗ «Центральная районная больница» Азовского района Ростовской области.
17 мая 2017 года административным истцом направлено письмо главному врачу МБУЗ «Центральная районная больница» Азовского района Ростовской области с просьбой дооснастить автомобили скорой медицинской помощи, переданные только в пользование.
По п. 2 предписания – в Акте проверки указано, что медицинская помощь по профилю «анестезиология», оказываемая в экстренной форме ФИО2 не включала комплекса медицинских мероприятий, целью которых является проведение диагностических мероприятий пациенту во время реанимации и интенсивной терапии (отсутствуют данные в представленной медицинской карте больного №), которые, в свою очередь, отражены в медицинской карте больного).
Однако врачами был выполнен не только комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, но и проведены реанимационные мероприятия.
Учитывая квалификацию, стаж работы, основываясь на характеристиках с места работы терапевта, хирурга, травматолога, реаниматолога, сложно усомниться в том, что пациенту не была оказана должная медицинская помощь, включающая в себя комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, цель которых указана в п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
По п. п. 3, 4, 5, 6 предписания – 12 апреля 2017 года судебно-медицинским экспертом ГБУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Азовского отделения дан судебно- медицинский диагноз смерти ФИО2 – кардиомиопатия – заболевание, характеризующееся развитием необратимых болезненных изменений сердечно- сосудистой недостаточности. Заключение не содержит признаков отравления/токсического отравления. То есть дежурными врачами административного истца, верно был поставлен диагноз больному, и приняты все неотложные реанимационные действия.
При этом административный истец просит суд при вынесении решения учесть, что в случае поступления в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области пациентов с признаками отравления, в обязательном порядке специалисты (врачи) больницы осуществляют информационно-консультационную поддержку информационно-консультативным токсикологическим центром (отделением) по телефону.
Также в ходе проверки не учтено, что приемное отделение, совмещенное с отделением скорой медицинской помощи, соответствует требованиям, указанным в п. 10 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
На основании изложенного, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области просит суд признать незаконным и отменить предписание Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области « 102 от 04 апреля 2017 года.
В судебное заседание явилась Ильченко Н.Ф., действующая от имени Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные тем, которые содержатся в административном исковом заявлении.
В судебное заседание явился Шишов М.А., действующий от имени Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области на основании доверенности, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, указав, что обжалуемое предписание № от 04 апреля 2017 года является законным.
Выслушав представителей административного ответчика и административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области от 13 марта 2017 года №№ в отношении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области назначена проверка (л.д. №
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контролирующие органы обязаны выдать предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной в его отношении проверки.
По итогам проведенной проверки, 04 апреля 2017 года в отношении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области вынесено предписание №.
В данном предписании Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области предписывается:
1. дооснастить автомобиль скорой помощи класса «В» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи оборудованием: насос шприцевой (дозатор лекарственных средств); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентген прозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом (термоодеяло); набор реанимационный педиатрический для оказания скорой медицинской помощи; комплект противоэпидемический выездной бригады скорой медицинской помощи; облучатель бактерицидный циркуляционный с возможностью работы в присутствии медицинских работников; запирающийся сейф не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлический либо изготовленный из других высокопрочных материалов контейнер для временного хранения наркотических средств и психотропных веществ; средство радиосвязи и мобильный абонентский комплект автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги; автомобильный видеорегистратор в соответствии с «Оснащением автомобиля скорой медицинской помощи класса «В» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи» к «Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», утв. Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года № 388н.
2. Во время реанимации и интенсивной терапии, поступившим по скорой помощи больным в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, проводить комплекс диагностических мероприятий в соответствии с п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
3. Для химико-токсикологического исследования кровь у пациентов отбирать из поверхностей вены через иглу самотеком в сухой пенициллиновый флакон, мочу в чистый сухой флакон во исполнение п. п. 1, 2 Инструкции о правилах отбора биологических проб в лечебно-профилактических учреждениях для обнаружения токсических веществ с целью диагностики острого отравления, утв. Приказом Минздрава РФ от 08 января 2002 года № 9 «О мерах по совершенствованию организации токсикологической помощи населению Российской Федерации».
4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществлять медицинскую эвакуацию, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию во исполнение п. 9 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями, утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №925н; п. 16 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
5. Первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю «анестезиология и реаниматология» оказывать в структурном подразделении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области: в группе анестезиологии-реанимации для взрослого населения во исполнение п. 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
6. При отсутствии в структуре медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, специализированных токсикологических подразделений, информационно-консультативную поддержку осуществлять информационно-консультативным токсикологическим центром (отделением) по телефону во исполнение п. 15 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №919н.
Суд не может согласится с требованиями административного истца, поскольку полагает, что обжалуемое предписание является законным, вынесено в связи с выявленными нарушениями со стороны административного истца требований Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и направлено на организацию и оказание медицинской помощи Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области в точном соблюдении порядков оказания медицинской помощи, обязательных для исполнения на территории РФ и стандартов медицинской помощи.
Так, суд считает необоснованными доводы административного истца в части, касающейся отсутствия у них обязанности по оснащению автомобиля скорой медицинской помощи, в связи с тем, что собственником автомобиля является МБУЗ «Центральная районная больница» Азовского района Ростовской области, исходя из следующего.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Осуществление медицинской деятельности только на основании лицензий предусмотрено Федеральным законом № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности",Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 года.
Требования к оснащению автомобиля скорой медицинской помощи класса «В» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи установлены Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», утв. Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года № 388н.
Как усматривается из материалов гражданского дела, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности №№ от 12 сентября 2016 года, предусматривающая такой вид работ и услуг как скорая медицинская помощь.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что принадлежность автомобиля скорой помощи МБУЗ «Центральная районная больница» Азовского района Ростовской области при том обстоятельстве, что медицинскую скорую помощь на данном автомобиле оказывают медицинские работника административного истца, не может освобождать последнего от выполнения обязанности соблюдать требования действующего законодательства в части оснащения автомобиля скорой помощи.
Кроме того, суд при вынесении решения считает необходимым учитывать следующее.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, обязан выяснить, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу указанной правовой нормы срок обжалования может быть восстановлен, если он пропущен лицом по уважительной причине, то есть вследствие наличия обстоятельств, независящих от данного лица и препятствовавших ему подать административный иск в установленный срок. При этом, указанные обстоятельства должны существовать в пределах срока, предоставленного на обращение в суд. Обязанность доказать наличие таких уважительных причин возлагается на лицо, пропустившее процессуальный срок и заявляющее ходатайство о его восстановлении (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В обоснование доводов о несвоевременном обращении в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону, административный истец указал о том, что до обращения с настоящим иском в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону он обращался за разрешением спора в Азовский городской суд Ростовской области, однако определением Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2017 года административное исковое заявление Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области возвращено в связи с его неподсудностью (л.д. №).
Как усматривается из материалов гражданское дела, данное административное исковое заявление направлено в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону почтовой корреспонденцией 18 июля 2017 года (л.д. №
Исследовав представленные доказательства, суд полагает, что оснований считать причины пропуска срока обращения в суд уважительными не имеется.
Действительно, по общему правилу, исходя из положений ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Однако реализация организацией своего права на обжалование предписания путем подачи в установленный законом срок административного иска ошибочно в иной суд может рассматриваться в качестве обстоятельств, препятствующих в восстановлении срока для рассмотрения административного иска по существу компетентным судом, поскольку несоблюдение юридическим лицом требований КАС РФ в части подсудности не свидетельствует о нарушении его права на судебную защиту.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что вынесенное Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области предписание № от 04 апреля 2017 года полностью соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, никоим образом не нарушает прав и законных интересов административного истца, который обратился в суд с настоящим административным иском с пропуском установленного КАС РФ срока, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница» Азовского района Ростовской области к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области о признании незаконным предписания, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2017 года.
Судья