8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным предписания № 2а-2216/2017 ~ М-1927/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кемерово 18 июля 2017 года

Заводский районный суд города Кемерово

в составе председательствующего Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Денисовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску акционерного общества «Угольная компания «Северный Кузбасс» к Управлению Россельхознадзора по республики Хакасия и Тыва и Кемеровской области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» обратилось в суд с административным иском к Управлению Россельхознадзора по республики Хакасия и Тыва и Кемеровской области о признании недействительным предписания.

Свои требования мотивировало тем, что 11.05.2017г. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области в отношении АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» вынесено предписание № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Согласно указанному предписанию АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» допустило нарушение земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель - земель категории сельскохозяйственного назначения, смежных с земельным участком с кадастровым номером № с его северной стороны, расположенных по адресу: <адрес>, в границах МО «Арсентьевское сельское поселение», кадастровый квартал №, на площади не менее 2 га., в результате осуществления производственной деятельности по подземной добыче каменного угля и обязано в срок до 01.02.2018г. устранить указанное нарушение в установленном законе порядке. АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» считает, что предписание от 11.05.2017г. №29/102/2-в-ЗН не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку земельный участок не относится к категории земли сельскохозяйственного назначения, а относится к землям лесного фонда, в связи с чем инспектор Россельхознадзора не вправе был осуществлять какую-либо охранную деятельность в отношение земель лесного фонда, в т.ч. выносить предписание. Как следует из содержания оспариваемого предписания, проверка соблюдения требований земельного законодательства проводилась в период с 13.03.2017г. по 04.05.2017г. в отношении Администрации Арсентьевского сельского поселения, расположенной по адресу: <адрес>. В отношении административного истца каких-либо проверок соблюдения земельного законодательства не проводилось, однако ответчиком сделан вывод о виновности именно АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в нарушении земельного законодательства и возложена обязанность проведения дорогостоящих мероприятий по восстановлению плодородного слоя. Истец не был уведомлен о проведении проверки, законные представители истца к проведению проверки не привлекались.

Просит признать предписание от 11.05.2017г. №29/102/2-в-ЗН об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное в отношении АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области недействительным.

Представитель истца АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Никонова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11), представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что прилегающий земельный участок, на котором выявлена порча земель, относится к землям лесного фонда, что следует из сведений, представленных Департаментом лесного хозяйства. Инспектор Россельхознадзора составил протокол, вынес постановление и предписание с превышением полномочий, т.к. не осуществляет охранные мероприятия в отношении земель лесного фонда. Инспектор совершал указанные действия, полагая, что загрязненный участок относится к землям сельхозназначения на основании ответа-письма администрации Кемеровского муниципального района, однако указанное письмо не конкретно, имеет в приложении не заверенную уполномоченным органом схему участка, тогда как Департамент лесного хозяйства представил выписку из реестра земель лесного фонда и план-схему к нему. Кроме того, в ответе Администрация Кемеровского муниципального района, указывая, что испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения, ссылалась на местные правовые акты о территориальном планировании, в т.ч. решение от 30.04.2008 г. №183. По запросу истца представлена схема территориального планирования, утвержденная решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 г. №183 согласно которого земли, прилегающие к земельному участку истца, на которых выявлена порча, отнесены к землям поселений. Следовательно и на землях поселений инспектор Россельхознадзора не правомочен проводить надзорные и охранные мероприятия, даже если на указанных землях поселений зонированы земли для ведения сельского хозяйства.

Представитель административного ответчика - Управления Россельхознадзора по республики Хакасия и Тыва и Кемеровской области Манелюк И.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28), представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Указал, что отнесение к категории земель сельскохозяйственного назначения подтверждается письмом администрации от 25.05.2017г., предписание законно, исполнимо и обоснованно (л.д.33-35).

Заинтересованное лицо - инспектор Россельхознадзора Загорский С.Ю. в судебном заседании возражал против иска, указал, что он составлял протокол и выносил постановление о привлечении истца к административной ответственности за порчу земель сельхозназначения, поскольку на основании ответа администрации Кемеровского муниципального района указанные земли сельхозназначения. Запрос в Департамент лесного хозяйства направляли, получили ответ о необходимости обратиться в иное структурное подразделение, но т.к. имелся ответ Администрации, то пришли к выводу, что указанный участок это земли сельскохозяйственного назначения. На указанном участке лес отсутствует, кроме того, на землях лесного фонда не может располагаться промышленное предприятие, коим является шахта истца на земле промышленного назначения.

Заинтересованное лицо - инспектор Россельхознадзора Ивановский В.М. в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного заседания. Ранее иск не признал, пояснил, что в административном деле имелись сведения о том, что указанный участок земли относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Представитель заинтересованного лица - Департамента лесного комплекса Кемеровской области Солодовникова М.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.27) и представившая диплом о высшем юридическом образовании, считала исковые требования истца не подлежащими удовлетворению. Указала, что на основании реестра земель лесного фонда спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, хоть его границы и не уточнены. Относить указанные земли к землям сельхозназначения оснований нет, т.к. нет подтверждающих документов о их переводе в земли сельхозназначения. Мониторинг, охранные мероприятия в отношении земель лесного фонда вправе осуществлять только Департамент лесного хозяйства.

Представитель заинтересованного лица - администрации Кемеровского муниципального района Есипова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.38) и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании считала исковые требования административного истца не подлежащими удовлетворению, т.к. имеется ответ Администрации района о том, что это земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, в том числе материалы дела об административном правонарушении №61-ЗН/2017, суд считает административные исковые требования АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ст. 6 «Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (утвержден Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016г. №591) государственный надзор осуществляется в форме: проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объекта земельных отношений, плановых (рейдовых) осмотров, обследований, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.

Общий порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий также установлен Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора».

В судебном заседании установлено, что АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет ОГРН №, ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.

11.05.2017 г. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области в отношении АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» внесено предписание №29/102/2-в-ЗН (л.д.10) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» допустило нарушение земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель - земель категории сельскохозяйственного назначения, смежных с земельным участком с кадастровым номером № с его северной стороны, расположенных по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, в границах МО «Арсентьевское сельское поселение», кадастровый квартал № на площади не менее 2 га., в результате осуществления производственной деятельности по подземной добыче каменного угля (размещение на вышеуказанных землях законсервированного бремсберга; насыпи, россыпи каменного угля со строительным мусором толщиной от 1 до 100 см.) и обязано в срок до 01.02.2018г. устранить указанное нарушение в установленном законе порядке.

АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» считает, что предписание от 11.05.2017г. №29/102/2-в-ЗН не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку указанные загрязненные земли не отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, проверка в отношении истца не проводилась.

При рассмотрении споров о признании недействительными предписаний государственных органов в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о соблюдении государственным органом процедуры, предшествующей выдаче предписания, совершение действий должностного лица в рамках его полномочий.

В соответствии с п.5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №327, к полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относится государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в пределах своей компетенции.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Решая вопрос о том, относится ли спорный земельные участок к землям сельхозназначения суд учитывает следующие доказательства, представленные суду.

Из ответа начальника Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 24.03.2017г. №01.15/1470 на обращение Заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области следует, что информация о принадлежности земельного участка предоставляется в виде выписки из государственного лесного реестра. Заявление о предоставлении выписки должно быть заполнено по форме, установленной административным регламентом. Для получения выписки необходимо обратиться в территориальный отдел департамента по Кемеровскому лесничеству /л.д.49/.

Как следует из пояснений стороны ответчика, с запросом о получении выписки из государственного лесного реестра не обращались.

Каких-либо выписок из государственного реестра о принадлежности земель к категории сельхозназначения ответчиком так же не представлено.

Согласно материалов дела об административном правонарушении №61-ЗН/2017, чья копия представлена в административное дело, должностными лицами Россельхознадзора протокол, постановление и предписание в отношение АО Угольная компания Северный Кузбасс вынесены на основании информации, предоставленной в письме начальником АПО УАиГ администрации Кемеровского муниципального района /л.д.51-52 дела об АП, л.д.50-51/ согласно которого «в ответ на запрос о предоставлении информации по земельным участкам, расположенным согласно приложенному ситуационному плану, в Арсентьевском сельском поселении Кемеровского муниципального района сообщает, что в соответствии с правилами землепользования и застройки, утв. решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 г. №493, схемой территориального планирования, утв. Решением Кемеровского районного совета народных депутатов от 30.04.2008 г. №183, испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения (СХ1) на землях категории – земли сельскохозяйственного назначения. Приложен ситуационный план.

Вместе с тем, стороной истца и заинтересованным лицом – Департаментом лесного хозяйства представлены материалы лесоустроительной деятельности: выписка из государственного лесного реестра от 02.06.2017г., согласно которой спорный участок расположен на территории Кемеровского лесничества, Невского участкового лесничества, Невского урочища, номер квартала 75, выдел 32, в составе лесного участка с кадастровым номером № При этом в лесном реестре имеется информация о виде целевого назначения лесов - эксплуатационные леса и о том, что земли являются нарушенными /л.д.13-14/; свидетельство о государственной регистрации права /л.д.59/, согласно которого указанные земли площадью 1040700 га. имеют назначение – земли лесного фонда; схема лесойстройство 2003, планшет№6, на которой спорный участок имеет нумерацию «32» /л.д.60, 61/; карта-схема наложения земельного участка с кадастровым номером № на землях лесного фонда расположенных в Кемеровском лесничестве, Невском участковом лесничестве, урочище «Невское», участок «32». /л.д.62/, из которого следует, что спорный участок относится к землям лесного фонда.

Таким образом, суду предоставлены противоречащие сведения о категории земель, на которых выявлено загрязнение, а именно, Департаментом Лесного хозяйства о том, что это земли лесного фонда, Администрацией Кемеровского муниципального района о том, что земли сельхозназначения.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу, что сведения Департаментом лесного хозяйства об отнесении указанных земель к категории земель лесного фонда представлены в виде выписки из государственного лесного реестра и материалов лесоустройства, его идентификация по отношению к спорному участку обозначена на план-схеме наложения земельных участков, примыкающих к участку истца, чьи границы определены.

При этом сведения, представленные в письме-ответе Администрацией Кемеровского муниципального района носят общий характер, не конкретны, не имеют приложений, выписок из документов, удостоверяющих категорию земель.

Кроме того, истцом представлен ответ начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района на запрос истца о предоставлении градоустроительной документации, а именно схемы территориального планирования, утвержденной решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 г. №183 согласно которого земли, прилегающие к земельному участку истца № с северо-запада, отнесены к землям поселений /л.д. 63-64/.

Данный ответ начальника УАиГ администрации Кемеровского муниципального района с приложенной схемой планирования противоречит ответу Администрации Кемеровского муниципального района на запрос инспектора Россельхознадзора об отнесении указанных земель к землям сельскохозяйственного назначения, на основании которого вынесено предписание.

Суд учитывает, что на землях поселений инспектор Россельхознадзора также не правомочен проводить надзорные и охранные мероприятия, даже если на указанных землях поселений зонированы земли для ведения сельского хозяйства.

Вопреки доводам представителя ответчика, суд не может признать надлежащим доказательством отнесение спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в границах МО «Арсентьевское сельское поселение», кадастровый квартал № на площади не менее 2 га., к землям сельскохозяйственного назначения на основании письма администрации Кемеровского муниципального района от 25.05.2017г. №, поскольку предоставляемые администрацией Кемеровского муниципального района сведения противоречивы, а согласно выписке из государственного лесного реестра от 02.06.2017г. (л.д.13-14), спорный земельный участок относится к землям лесного фона.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что при вынесении спорного предписания должностное лицо не в полном объеме установило факт принадлежности земель к категории сельскохозяйственного назначения и осуществило деятельность по надзору и защите земель, не отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, своими действиями вышло за пределы должностных полномочий, поскольку не вправе осуществлять надзор за землями иных категорий, кроме как сельскохозяйственного назначения, в связи с чем предписание является незаконным.

Поскольку обжалуемое предписание налагает на истца совершать определенные действия в установленный срок, то указанное предписание, являясь незаконным, нарушает права истца.

На основании изложенного, исковые требования АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-182 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования акционерного общества «Угольная компания «Северный Кузбасс» удовлетворить.

Признать незаконным предписание государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-в-ЗН об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении акционерного общества «Угольная компания «Северный Кузбасс» (место нахождения: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21.07.2017 года.

Председательствующий Л.Н. Матвеева

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн