8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным постановления № 2а-6096/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-6096/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2017 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Петровой Т.А.,

при секретаре Алексеенко Ю.В.,

с участием: административного истца Минлибаевой Р.К.,

представителя административного ответчика администрации города Оренбурга Тарабан К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минлибаевой Р.К. к администрации г.Оренбурга о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Минлибаева Р.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Оренбурга, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», в котором с учётом изменений просит признать:

- незаконным акт N от 24 ноября 2011 года обследования многоквартирного дома: ...

- незаконным заключение N от 24 ноября 2011 года о признании многоквартирного жилого дома непригодным для постоянного проживания: г...

- недействующим пункт 1 Постановления администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года N-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (Приложение N к Постановлению) и пункта 299 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N к Постановлению) условия по дому по ...

Одновременно просила о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования.

В обоснование своих требований указала, что является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., и соответствующей доли земельного участка под ним, кадастровый N. Из объявления, размещённого в феврале 2017 года на спорном доме, ей стало известно о том, что многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а земельный участок – изъятию для государственных (муниципальных нужд). В ответ на её заявление от 20 февраля 2017 года Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга 16 марта 2017 года ей сообщил, что такие решения приняты заключением Межведомственной комиссии, на основании чего, жилой дом также включён в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы, утверждённую Постановления администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года N-п. С такими решениями она не согласна, полагает их принятыми в нарушении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N. Так не мелось оснований для начала процедуры оценки состояния указанного многоквартирного жилого дома на предмет его пригодности для проживания или аварийности, поскольку необходимого для этого заявления собственника не имелось. В оспариваемом заключении также отсутствуют какие-либо указания на инструментальные исследования как несущих конструкций жилого дома, так и его составных частей (стен, перекрытий, кровли, фундамента и т.д.). Крое того, она как собственник, равно как и иные собственники) никаких решений о признании дома непригодным для проживания и аварийным не получала. При этом ею проведены работы по капитальному ремонту части спорного многоквартирного дома, в том числе по укреплению его несущих стен и фундамента. В связи с чем, считала, что Межведомственной комиссией не учтены также фактические обстоятельства – действительное состояние дома, а потому его включение муниципальную адресную программу также являлось незаконным. Кроме того, полагала, что оспариваемыми актами нарушаются её права собственника.

Определением суда административное исковое заявление Минлибаевой Р.К. в части требования о признании недействующим пункта 1 Постановления администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (Приложение N к Постановлению) и пункта 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N к Постановлению) условия по дому по ... выделено в отдельное производство.

В судебном заседании, при рассмотрении административного искового заявления Минлибаевой Р.К. к администрации г.Оренбурга о признании недействующим пункта 1 Постановления администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года N-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (Приложение N к Постановлению) и пункта 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N к Постановлению) условия по дому по ... административный истец Минлибаева Р.К. доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации города Оренбурга Тарабан К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала в удовлетворении административных исковых требований, по основания, изложенным в письменных возражениях.

Прокурор Ленинского района города Оренбурга в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пунктам 1 - 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что за Минлибаевой Р.К. зарегистрировано право собственности на квартиру N в одноэтажный жилом доме по ... (свидетельство о регистрации права собственности серии N, которая в последствии на основании постановление администрации г.Оренбурга переведена в нежилое помещение.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ, ст.ст. 14, 16, 18 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", руководствуясь ст.ст. 9, 33, 34 Устава города Оренбурга, на основании имеющегося заключения межведомственной комиссии от 24.11.2011 г. N, постановлением администрации города Оренбурга от 15.04.2013 г. N утверждена муниципальная адресная программа «переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы».

Согласно постановлению администрации города Оренбурга от 30.08.2011 г. N-п «Об утверждении Правил подготовки, оформления, издания и опубликования правовых актов администрации города Оренбурга» правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Официальным опубликованием (обнародованием) правого акта является первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Оренбург».

Первоначальный текст постановления об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» был опубликован в газете «Вечерний Оренбург» Nа от 08.05.2013 г.

Проверяя полномочия административного ответчика на издание оспариваемого нормативного акта, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 47 «Устава города Оренбурга», принятого постановлением Оренбургского городского совета от 27.04.2006 г. N (ред. от ...), Глава города Оренбурга в пределах своих полномочий, установленных законодательством РФ и Оренбургской области, а также настоящим Уставом и решениями Совета издает Постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных законами РФ и Оренбургской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий главы города Оренбурга с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его опубликования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции от 9 февраля 2012 г., применяемой судом с учетом вступления в законную силу Кодекса административного судопроизводства РФ) если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемых актов (подпункт "а" пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

Административный истец оспаривает нормативные положения акта административного ответчика, указывая, что постановление от 15.04.2013 г. N-п основано на недостоверных документах, противоречит федеральному законодательству.

Суд не может признать доводы административного истца обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту Федеральный закон N 185-ФЗ) Целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что для достижения указанных в части 1 настоящей статьи целей Фонд осуществляет следующие функции:

1) рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также - заявка);

2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;

4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

5) осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию которых осуществляется до 31 декабря 2013 года (далее - региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов), региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства (далее - региональные программы капитального ремонта), краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта), региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

6) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Согласно статье 14 Федерального закона N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Судом установлено, что целями муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» являются: ликвидация всего аварийного жилищного фонда на территории МО «г.Оренбург», признанного до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Задачей программы переселения является переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Согласно ст. 2, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства»под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и3 ст. 88 ЖК РФ.

Порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания в период 2011 г. определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N в ред. от 02.08.2007 г.

Согласно п.49 Положения N на основании полученного заключения о признании помещении пригодным (непригодным) для постоянного проживания орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы города Оренбурга от 19.01.2007 N-п, по результатам рассмотренных документов: технического паспорта дома, технического отчета по результатам проведенного обследования строительных конструкций жилого здания, расположенного по адресу: ..., выполненного ... акта N от 24.11.2011 г. принято решение о признании непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу многоквартирный ....

Из материалов дела следует, что обстоятельства признания незаконным акта N от 24 ноября 2011 года обследования многоквартирного дома: ... незаконным заключение N от 24 ноября 2011 года о признании многоквартирного жилого дома непригодным для постоянного проживания: ... были предметом судебного разбирательства.

Решением Ленинского районного суда г. г. Оренбурга от 03.07.2017 г. административное исковое заявление Минлибаевой Р.К. к администрации г.Оренбурга, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» о признании незаконными акта и заключения органа местного самоуправления, оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного оценив представленные доказательства и нормы права в совокупности суд приходит к выводу, что Постановление главы администрации города Оренбурга от 15.04.2013 г. N 788-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы" в том числе и в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (Приложение N к Постановлению) и пункта 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N к Постановлению) условия по дому по ..., приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме этого, до настоящего времени указанное заключение межведомственной комиссии в установленном порядке не признано незаконным и не отменено.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого постановления Федеральному закону от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" несостоятельны. Оспариваемый нормативный акт издан в полном соответствии и во исполнение приведенного Федерального закона.

Более того, суд считает необходимым отметить, что муниципальная адресная программа г. Оренбурга по переселению граждан из аварийного жилья направлена на обеспечение защиты интересов и жилищных прав граждан, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права Минлибаевой Р.К..

Кроме того, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 указанной статьи).

При этом, доводы административного истца о незаконности постановления административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца судом не установлен.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, правовые основания для удовлетворения административных исковых требований Минлибаевой Р.К. отсутствуют.

Согласно частей 1, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что об оспариваемых решениям межведомственной комиссии административному истцу стало известно в феврале 2017 года. В связи с чем, 20 февраля 2017 года ею было подано заявление в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга для уточнения оснований их принятия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что настоящее административное исковое заявление административным истцом подано 31 мая 2017 года, то есть в нарушении трёхмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Уважительных причин пропуска этого срока в ходе судебного разбирательства не установлено.

Доводы Минлибаевой Р.К. о том, что о нарушении своих прав ей стало известно позднее из переписки с органами местного самоуправления, и что до этого она не имела возможности обратиться в суд за защитой своих прав, фактическим обстоятельствам дела не соответствуют. Тем более, что действующее процессуальное законодательство не обуславливает обжалование ненормативного правового акта приложением к административному исковому заявлению копии оспариваемого решения органа местного самоуправления, исчисляя момент начала течения срока со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая изложенное, а также то, что иных уважительных причин пропуска срока на обжалование постановления администрации города Оренбурга от 15.04.2013 г. N-п административным истцом не представлено, суд отказывает Минлибаевой Р.К. в удовлетворении настоящего административного искового заявления в связи с пропуском установленного частью 1 статьи 219 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации срока.

И более того, как указано выше, постановление администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года N-п официально опубликовано в газете «Вечерний Оренбург» за Nа, 08 мая 2013 года.

Следовательно в удовлетворении административных исковых требований Минлибаевой Р.К. к администрации г.Оренбурга о признании недействующим пункта 1 Постановления администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года N-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (Приложение N к Постановлению) и пункта 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N к Постановлению) условия по дому по ... надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Минлибаевой Р.К. к администрации г.Оренбурга о признании незаконным постановления – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Т.А. Петрова

Мотивированное решение составлено: 15.09.2017 г.

Судья: Т.А. Петрова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн