<данные изъяты>
Дело №2а-4052/17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Минаевой Г.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Буряковой Надежды Владимировны к Инспекции государственного строительного надзора по Воронежской области о признании незаконным отказа во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Бурякова Н.В. обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа. Просила признать незаконным отказ Инспекции государственного строительного надзора по Воронежской области во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обосновывая заявленные административные исковые требования, указывала, что являлась участницей долевого строительства жилья, однако многоквартирный жилой дом построен не был. Признана потерпевшей по уголовному делу. Подпадает под критерии, закрепленные Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». Обратилась в Инспекцию государственного строительного надзора ВО с заявлением о включении в реестр, получила отказ. Считает указанный отказ незаконным.
Административный истец Бурякова Н.В., представитель Свистов Ю.А. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. В судебное заседание не явился. Судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представлены письменные возражения (л.д. 85-88).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает, что имеются основания для удовлетворения административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным решения необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдение срока обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения - на Инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области, принявшую оспариваемое постановление.
Судом установлено, что согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания правления <данные изъяты>» Бурякова Н.В. была принята в члены Жилищно-строительного кооператива «<данные изъяты>» для строительства однокомнатной <адрес> на 15-м этаже в 16-этажном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 8). Согласно акта приема-передачи внесла денежные средства в сумме 654920 руб. (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Воронежской области по делу № № ЖСК «<данные изъяты>» признан несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были установлены требования Буряковой Надежды Владимировны к жилищно-строительному кооперативу <данные изъяты>» (ОГРН №, ИНН №) на дату открытия в отношении должника конкурсного производства (ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1160740 рублей паевого взноса, признать его подлежащим включению в реестр требований кредиторов жилищно-строительного кооператива «<данные изъяты>» и удовлетворению в третью очередь (л.д. 23).
Приговором Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ председатель ЖСК «<данные изъяты>» ФИО1 был осужден по ч. 2 ст. 201 УК РФ (л.д. 42-80). Административный истец Бурякова Н.В. признана потерпевшей по уголовному делу.
Административный истец обратилась в Инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Буряковой Н.В. отказано во включении в реестр со ссылкой на пп. 5 п. 14 раздела IV Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», а именно в связи с привлечением ЖСК «<данные изъяты> денежных средств Буряковой Н.В. для строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей (разрешенное использование земельного участка по адресу: <адрес>, - «индивидуальное жилищное строительство»).
Указанный отказ административный истец просит признать незаконным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 3.3.13 пункта 3.1 статьи 3 Положения об инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 г. № 114, инспекция государственного строительного надзора Воронежской области признает в соответствии с установленными критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Таким образом, оспариваемое решение принято инспекция государственного строительного надзора Воронежской области в рамках полномочий, предоставленных законом.
Согласно пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с частью 2 статьи 27 названного ФЗ его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу - начиная с 1 апреля года. Договоры участия в долевом строительстве таких домов (объектов недвижимости), заключенные в соответствии с данным Законом, подлежат государственной регистрации в силу части 3 его статьи 4, начиная с указанной даты.
Как следует из оспариваемого решения, проверяя наличие оснований для включения Буряковой Н.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, административный ответчик принял решение от отказе по причине несоответствия заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденным приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 г. N 403.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 года № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан» утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также основания для включения в Реестр.
Указанный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, вступившего в силу с 30.06.2017 года, а, следовательно, административным ответчиком при принятии решения правильно определены нормы действующего законодательства, регулирующие спорные отношения.
В силу пункта 4 Правил включению в реестр подлежат граждане в случае включения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Денежные средства Буряковой Н.В. были привлечены ЖСК «<данные изъяты>» на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства многоквартирного дома.
Обосновывая несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденным приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 г. N 403, административный ответчик указал на то обстоятельство, что денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома на землях, непредназначенных для этих целей.
Земельный участок, предназначенный для строительства многоэтажного жилого дома по адресу: <адрес>, находился собственности ЖСК «<данные изъяты> (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «<данные изъяты>» обратился в комитет главного архитектора за разрешением на выдачу постановления для проведения проектных и строительных работ по возведению шестнадцатиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями на земельном участке по <адрес> (л.д. 32-40).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет главного архитектора предоставил заключение исх. №/РГП о возможности проектирования и строительства многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по <адрес> (л.д. 29).
Выдана пояснительная записка к проекту постановления «О разрешении жилищно-строительному кооперативу «<данные изъяты>» проектирования многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>» (л.д. 30-31).
25.12.2009 г. решением Воронежской городской Думы № II утверждены «Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Согласно ответу Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа г. Воронеж от 04.08.2017 г. до вступления в силу Правил землепользования и застройки на территории городского округа город Воронеж действовали «Карты градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж» и «Градостроительные регламенты территории городского округа город Воронеж», утвержденные решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 г. № 259-II, в соответствии с которыми земельный участок по <адрес> был расположен в территориальной зоне Ж15 «Зона нового жилищного строительства на свободных территориях, в том числе перспективные площадки». В данной территориальной зоне многоквартирные жилые дома до 12 этажей относились к основным видам разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, в соответствии с заключением Комитета главного архитектора г. Воронежа от 19.06.2006г. № 3-8843/РГП проектирование и строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на рассматриваемом земельном участке не противоречило ранее разработанной градостроительной документации - Генеральному плану города Воронежа, 1971 г., проекту детальной планировки Центра, 1980 г. (л.д. 17-18).
При таких обстоятельствах ссылка административного ответчика Инспекции государственного строительного надзора по Воронежской области на применения Правил землепользования и застройки к рассматриваемым правоотношениям, возникшим до введения в действие указанного акта, несостоятельна.
Указанное свидетельствует о том, что содержание оспариваемого решения не соответствует приведенным требованиям закона (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ), а, следовательно, является незаконным.
При этом оспариваемое решение напрямую нарушает права административного истца в связи отказом во включении реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
На основании изложенного, суд признает не соответствующим закону решение об отказе во включении Буряковой Надежды Владимировны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Поскольку вопрос о ведении реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится, в силу закона, к исключительной компетенции Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, то в силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) суд не вправе обсуждать вопрос о наличии оснований для возложения на уполномоченный орган обязанности по совершению действий по включения в реестр в судебном порядке.
Однако, в целях устранения нарушения прав свобод и законных интересов административного истца Буряковой Надежды Владимировны, суд возлагает на Инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области обязанность рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с соблюдением требований действующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок, основания принятия оспариваемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Буряковой Надежды Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе во включении Буряковой Надежды Владимировны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Устранить нарушение прав свобод и законных интересов административного истца Буряковой Надежды Владимировны, возложив на Инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области обязанность рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с соблюдением требований действующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок, основания принятия оспариваемого решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко