Адм. дело № 2а-3140/17-публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 11 сентября 2017 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе – судьи Тагирова Р.И.,
при секретаре – Булава О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ШЛВ к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ШЛВ обратилась в суд с указанным иском к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании устранить нарушения. В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что <дата> административным истцом в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> было подано заявление о выдаче разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом для проживания одной семьи на земельном участке по адресу <адрес> (кадастровый №), находящемся в собственности административного истца. <дата> административным ответчиком было принято решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство. Административный истец считает решение от <дата> № об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку она не может пользоваться и владеть в полном объеме земельным участком, нарушаются ее права на строительство. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком по своему усмотрению. Земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для эксплуатации и обслуживания индивидуального жилого дома. Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от <дата> № об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство. Обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от <дата> и представленных документов.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представила заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело без его участия. В суд поступил отзыв административного ответчика на исковое заявление, согласно которому исковые требования ШЛВ считает необоснованными, так как положения градостроительного регламента обязательны к исполнению гражданами и организациями. Указанный регламент является нормативным актом, не оспорен, не отменен. Обжалуемое решение принято в соответствии с законом и не подлежит отмене. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так как решение органа местного самоуправления на момент его вынесения соответствовало закону.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> № <адрес> ШЛВ на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общая площадь 448 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, согласно которому ограничения на земельный участок – не зарегистрированы.
Согласно свидетельству серии <адрес> от <дата> на земельном участке расположен объект: жилой дом с постройками и пристройками: сени, крыльцо, баня, гараж, дровяник, сооружение, назначение: жилое, 1- этажный (подземных этажей-0), общая площадь 24,9 кв.м., инв.№, лит. А, а,а1,Б,Г,Д,у, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>.
<дата> ШЛВ обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на одну семью, на земельном участке по адресу: <адрес>, общая площадь земельного участка – 448 м2, площадь застройки- 86,4 м2 (размеры ДхШ- 9х9,6м), этажность- 2 этажа, материалы- камень, дерево, представив документы, предусмотренные п.9 ст. 51 ГрК РФ.
<дата> ГУАиГ уведомлением за № отказало ШЛВ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав отказ тем, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны <адрес>- зона общественно-жилой застройки, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены.
Эти обстоятельства следуют из содержания административного иска, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Административный иск ШЛВ о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в согласовании схемы планировочной организации земельного участка, с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела условия создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нашли свое подтверждение.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от <дата> № (далее – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «<адрес>» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор <адрес> обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство административным истцом не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
На основании ст. 209 ГК РФ, административный истец ШЛВ являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ, целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В судебном заседании установлено, что ШЛВ на праве собственности владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 448 кв.м., который согласно свидетельству о государственной регистрации права находится на землях населенных пунктов. Согласно Градостроительному плану земельного участка, последний расположен в зоне <адрес>- зона общественно-жилой застройки, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов не предусмотрена.
Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1)проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2)проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
<дата> ШЛВ обратилась с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. Кадастровый план со схемой расположения объекта недвижимого имущества была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства жилого дома.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, противоречий между разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования административным истцом земельного участка не усматривается.
Судом установлено, что земельный участок административного истца расположен в зоне <адрес> предназначен для общественно-жилой застройки.
Вместе с тем ШЛВ получила отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, при этом из свидетельства о праве собственности на земельный участок следует, что ограничений (обременений) на земельный участок не зарегистрировано. В силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника.
Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства индивидуального жилого дома по <адрес>.
Оспариваемый отказ нарушает права административного истца, предусмотренные статьи 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В суд с исковым заявлением ШЛВ обратилась <дата> При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен истцу <дата>.
Исходя из изложенного судом установлено, что ШЛВ обратилась в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права ШЛВ и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежит признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права административного истца – возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать административному истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ШЛВ к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным отказа на строительство – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за № в выдаче (продлении) разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: УР, <адрес>, с кадастровым номером №.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав ШЛВ, путем выдачи ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи на земельном участке по адресу: УР, <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено судьей в совещательной комнате.
Судья - подпись Р.И. Тагиров
Копия верна. Судья -