РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Варченко О.В.
с участием представителя административного истца П.С.Н. адвоката Федосеевой Н.М., представившей ордер, представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области Р.А.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представившей диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № по административному исковому заявлению П.С.Н. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
административный истец П.С.Н. обратился с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. В обоснование требований административный истец указал, что является собственником гаражного бокса № в гаражном кооперативе № по <адрес> в <адрес>. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка под принадлежащим ему гаражом, образуемого при разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, получил отказ. По мнению административного истца, такой отказ является незаконным, нарушает его права. Просит суд признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с ДД.ММ.ГГГГ №; возложить обязанность на министерство имущественных отношений Иркутской области утвердить схему расположения земельного участка, расположенного: г Иркутск, <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс №, площадью № кв.м, на кадастровом плане территории.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Р.А.В требования не признала, мотивируя это тем, что представленная П.С.Н. схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена с нарушением требований к ее подготовке – без учета местоположения здания, в котором находится нежилое помещение с кадастровым номером №. Обращает внимание, что суд не полномочен возлагать на исполнительный орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
В судебное заседание административный истец П.С.Н., извещенный о рассмотрении дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. В судебном заседании представитель административного истца адвокат Ф.Н.М. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области Р.А.В требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
В соответствии со ст.ст. 151, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск П.С.Н. подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания таких обстоятельств, как 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений приведенной нормы закона, только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.
Учитывая, что обжалуемый отказ министерства имущественных отношений имел место ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением П.С.Н. обратился ДД.ММ.ГГГГ, установленный ст. 219 КАС РФ срок суд находит не пропущенным.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится следующее предоставление земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, регулирующей образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам приведены в ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Судом установлено, что административный истец П.С.Н. является собственником гаражного бокса, назначение: нежилое, общая площадь № кв.м, этаж №, подвал, адрес объекта: <адрес>, гаражный кооператив №, <адрес>, гаражный бокс №, кадастровый №.
Гаражный бокс расположен на территории гаражного кооператива №, председателем которого дано согласие на раздел земельного участка с кадастровым номером №, с целью образования земельного участка под гаражным боксом №, расположенного по адресу: гаражный кооператив №, <адрес>, принадлежащим П.С.Н.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено, что исполнительным комитетом городского совета депутатов трудящихся принято решение отвести кооперативу № по строительству и эксплуатации коллективных гаражей – стоянок для коллективов квартирно-эксплуатационной части Иркутского района земельный участок площадью № га под строительство № гаражей в <адрес> в квартале № по <адрес>, западнее стадиона № (выписка из решения Иркутского городского совета депутатов трудящихся (исполнительный комитет) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков под строительство объектов различным организациям, разрешений строительства и установки металлического гаража в <адрес>»).
Согласно акту о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ отделом коммунального хозяйства Иркутского Совета депутатов трудящихся, горкомхоз, с одной стороны, и председателя кооператива №, бессрочный пользователь, с другой, был составлен акт, на основании которого бессрочному пользователю предоставлен земельный участок площадью № га, состоящий из владения между улицей <адрес> акту на указанном участке бессрочный пользователь обязуется возвести гаражи для индивидуального пользования.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости о земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, земельный участок расположен по адресу: <адрес>, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование – земли гаражей, площадь № кв.м, кадастровая стоимость № руб., удельный показатель кадастровой стоимости №./кв.м, правообладатель – гаражный кооператив №.
Согласно информации департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации <адрес>, земельный участок: <адрес>, ГК 51, ГБ № кв.м, в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более). В соответствии с проектом планировки <адрес> (утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) земельный участок расположен частично в границах территории парков, скверов, бульваров, частично в границах территории размещения объектов начального общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории <адрес>, за исключением территории в границах исторического поселения <адрес> (утв. решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок расположен в планировочном элементе №, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 эт. и более)/ст.37. В соответствии с генеральным планом в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения – детское дошкольное учреждение на 280 мест. В соответствии с проектом планировки проектируемая школа на 1000 учащихся. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о границах, площади и условном номере образуемого земельного участка отсутствуют.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец П.С.Н. обратился в <адрес> с заявлением, в котором просил: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив №, <адрес>, гараж, бокс №, площадью № кв.м, образуемого при разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив 51, <адрес>, с разрешенным использованием согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд находит установленным, что административный истец П.С.Н. в целях образования из указанного выше земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу №, земельного участка площадью 32 кв.м под гаражом №, обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный государственный орган.
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений от имени <адрес> принято решение №, которым П.С.Н. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс №, площадью № кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №
Оспариваемое решение мотивировано тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № у П.С.Н. в собственности находится нежилое помещение с кадастровым номером № – гаражный бокс №. Ссылаясь на ст.ст. 39.20, 11.10 ЗК РФ, Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории к формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №), административный орган указал, что представленная П.С.Н. схема расположения земельного участка подготовлена без учета местоположения здания, в котором находится нежилое помещение гаражный бокс №.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Административным истцом представлена карточка учета строений и сооружений, гаражный бокс №, расположенный в <адрес> в гаражном кооперативе № по <адрес> МУП БТИ <адрес> (кадастровый №, инвентарный №, реестровый №), владелец П.С.Н., справка № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная схема содержит план основного строения, включая сведения о фактической площади бокс – № кв.м, подвал – № кв.м, всего № кв.м, характеристику конструкций основного строения литера по плану «г», год постройки 1997, характеристику пристроек, построек и сооружений, расположенных на участке, исчисление стоимости строений и сооружений.
Согласно кадастровому паспорту помещения от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №, инвентарный №, кадастровый номер здания (сооружения), в котором расположено помещение: №, этаж (этажи), на которых распложено помещение, - 1, подвал, общая площадь помещения – № кв.м, адрес (местоположение): субъект Российской Федерации - <адрес>, муниципальное образование - <адрес>, номер дома – №, литера № номер помещения (квартиры) – гаражный бокс №, иное описание местоположения – гаражный кооператив №, назначение помещения – нежилое.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (представлена в порядке межведомственного взаимодействия административному ответчику) – сведения об основных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый №, номер кадастрового квартала – № дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ; ранее присвоенный государственный учетный номер: условный №, адрес: <адрес>, гаражный кооператив №, <адрес>, гаражный бокс №, площадь № кв.м, нежилое помещение, этаэ № вид жилого помещения – данные отсутствуют, кадастровая стоимость – № руб., кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположены объект недвижимости – данные отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие сведений о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен принадлежащий административному истцу объект недвижимости, суд приходит к выводу о том, указание в оспариваемом отказе на разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участка в связи с тем, что схема подготовлена без учета местоположения здания, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее административному истцу (кадастровый №) не основано на законе.
Учитывая, что форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждена приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, представленная П.С.Н. схема расположения выполнена по утвержденной указанным приказом форме, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка у административного ответчика отсутствовали.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227, п. 3 ст. 124 КАС РФ, поскольку судом установлена незаконность оспариваемого отказа, на министерство имущественных отношений Иркутской области подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление П.С.Н.
Оценивая доводы административного искового заявления П.С.Н. о возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка, расположенного: <адрес>, гаражный бокс №, площадью № кв.м, на кадастровом плане территории, суд учитывает, что в силу ст. 227 КАС РФ суд вправе указать на принятие решения по конкретному вопросу, совершению определенного действия либо не необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, находит заслуживающими внимание доводы стороны административного ответчика о том, что суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
требования административного истца П.С.Н. удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс № площадью № кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление П.С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ