8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности № 2а-6586/2017 ~ М-4235/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

                        Административное дело №2а-6586/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2017 года                                                               г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Поляковой ТП

при секретаре                                Карасевой ЮН

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулевой ОВ к МУ МВД России «Красноярское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кулева ОВ обратилась в суд с административным исковым заявлением к МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности. Требования заявления мотивированы тем, что 24.05.2017г. административный истец обратилась в Отдел по вопросам миграции ОП № Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, приложив в том числе, справку от 30.03.2017г. нотариуса П ТВ, заявление наследника о принятии наследства от 09.09.2016г. Административным ответчиком было принято решение от 01.06.2017г. об отказе в регистрации, в связи с тем, что регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания производиться с согласия в письменной форме собственника жилого помещения. Административный истец считает отказ незаконным, поскольку вышеуказанное жилое помещение принадлежало на праве собственности ее отцу К, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец приняла наследство в виде квартиры по адресу: <адрес>. Решение административного ответчика нарушает право истца свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Просит суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика, изложенное в письме от 01.06.2017г. об отказе в регистрации административного истца по месту жительства. Обязать административного ответчика зарегистрировать административно истца по месту жительства по адресу: <адрес>.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Жеков РЕ (доверенность в деле) поддержал заявленные требования, в полном объеме по выше изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика МУ МВД России «Красноярское» - Поташков СЮ (доверенность в деле) в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку не имеется оснований для их удовлетворения.

Истец Кулева ОВ, представитель административного ответчика отдела по вопросам миграции отдела полиции № МУ МВД России «Красноярское» в зал суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В силу ст. 150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

    1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статье 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства производится в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно п. 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288, предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, и пунктом 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в соответствии с законом. При этом согласно пунктов 1, 4 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием возникновения жилищных прав в соответствии с жилищным законодательством является приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом, а также заключение договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом и договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 6 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права следует, что регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию документа, удостоверяющего личность, а также документа, являющегося основанием для вселения (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), либо в случае непредоставления гражданином соответствующего основания вселения регистрирующий орган самостоятельно получает по межведомственному запросу находящиеся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления соответствующие сведения (выписки) подтверждающие соответствующую информацию.

Вышеприведенный перечень оснований необходимых для осуществления регистрационного учета является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае наличие доказательств подтверждающих субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно является мерой, обеспечивающей защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713).

По смыслу части 3 статьи 6 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязанность регистрационного органа зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, возникает с момента предоставления гражданином всех необходимых документов, либо после получения их органом регистрационного учета в порядке, предусмотренном абзацем 3 части 1 статьи 6 указанного Закона.

        Как установлено в судебном заседании, 24.05.2017г. административный истец обратилась в Отдел по вопросам миграции ОП № Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, приложив справку от 30.03.2017г. нотариуса П ТВ, заявление наследника о принятии наследства от 09.09.2016г.

        Административным ответчиком было принято решение от 01.06.2017г. об отказе в регистрации, в связи с тем, что регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания производиться с согласия в письменной форме собственника жилого помещения.      При этом административный ответчик довел до сведения административного истца информацию об отсутствии сведений о зарегистрированный правах на объект недвижимого имущества по адресу: : <адрес>. Также сообщил, что для осуществления регистрации по месту жительства административному истцу необходимо вступить в права наследства и оформить право собственности на квартиру в установленном законом порядке.

        Согласно уведомления от 30.05.2017г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: квартиру по адресу: <адрес>.

        Административный истец считает решение от 01.06.2017г. незаконным, в связи с тем, что ею была представлена справка от нотариуса и заявление наследника, подтверждающие факт принятия наследства после смерти отца, следовательно, в силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ истец признается собственником жилого помещения, выбранного в качестве своего места жительства со дня открытия наследства.

    Суд считает несостоятельными указанные выше доводы административного истца в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В силу этого наследник, принявший наследство, становится носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства. Вместе с тем, применительно к недвижимому имуществу, наследник хотя и является его собственником с момента открытия наследства, однако ограничен в возможности распорядится, им до проведения государственной регистрации права собственности на него в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

    Таким образом, в силу выше приведенных норм, а также прямого указания в п. 26.1 Административного регламента, установлено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет, в том числе документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение). Данный документ административным истцом, представлен не был.

Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, обратившись за регистрацией по месту жительства, административный истец не выполнил требования части 1 статьи 6 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а именно не предоставил документ, являющийся в соответствии с законом основанием для вселения в жилое помещение, при этом сведения о наличии у него таких оснований для вселения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют. При таких обстоятельствах в соответствии с частью 3 статьи 6 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"    у органа регистрационного учета не возникло обязанности произвести регистрацию административного истца по месту жительства. При отсутствии такой обязанности, орган правомерно уведомил истца о невозможности регистрации письмом от 01.06.2017, указав на необходимость совершения тех действий, которые устранят препятствия для регистрации. Направление такого уведомления не противоречит закону, прав административного истца не нарушает, так как именно его бездействие по нерегистрации права собственности и явилось препятствием для осуществления регистрационного учета.

На основании выше изложенного, суд пришел к выводу о том, что решение административного ответчика, которым административному истцу было отказано в регистрации по месту жительства, является законным и обоснованным; оно вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и в пределах полномочий государственного органа; в связи с чем в удовлетворении административного иска подлежит отказать.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении требований Кулевой ОВ к МУ МВД России «Красноярское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: /подпись/                                        Т.П. Полякова

Копия верна. Судья.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн