8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-2062/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2017 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего Подберезко Е.А.,

при секретаре Мордвиной А.А.,

с участием административного истца Боченковой З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Боченковой Зульфии Амировны к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Боченкова З.А. обратилась в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес> в собственность, отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указывает, что на указанном земельном участке расположен самовольно возведенный дом, принадлежащий истцу, истица обратилась в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Комитетом в удовлетворении поданного заявления отказано, на том основании, что земельный участок расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р4), в которой согласно градостроительному регламенту не предусмотрено расположение жилого дома в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, не предусматривающей размещение жилых домов, зоне затопления паводком, с расположенной на участке ЛЭП.

Отказ комитета истица считает незаконным и необоснованным, поскольку действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений расположения уже существующего жилого дома в указанных зонах, сам факт нахождения в указанных зонах ответчиком не доказан, при том, что смежные земельные участки переданы в собственность граждан, ссылалась на возможность предоставления земельного участка с находящейся на нем ЛЭП с обременением.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по указанным основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном отзыве полагала иск не подлежащим удовлетворению, решение комитета считала законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что земельный участок расположен в зоне (Р4) земельных насаждений специального назначения, а также в зонах затопления паводком 1% обеспеченности и в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в указанных зонах жилищное строительство не допускается.

Суд, с учетом мнения административного истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.п.2-3 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

Судом установлено, что истице принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>

Указанный жилой дом является самовольной постройкой, о чем свидетельствует технический паспорт на данный дом.

Из материалов гражданского дела также следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>-апервоначально был возведен в ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, площадью 1183,5 кв.м., который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.

Согласно требованиям ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с требованиями п.п.6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ собственникам зданий, сооружений либо помещений земельные участки, на которых расположены указанные здания, сооружения либо помещения, предоставляются без проведения торгов.

Согласно положению «О комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула», утвержденным решением Барнаульской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.

На комитет возложена обязанность по предоставлению в собственность земельных участков.

Согласно п.п.4 абз.1 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (действующего на момент возникновения спорных отношений) земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п.1 ст. 39.14 ЗК РФ.

Положениями этой правовой нормы предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Боченкова З.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула с заявлением, в котором просила предоставить земельный участок площадью 0,0925 га по адресу <адрес>а в собственность без проведения торгов для эксплуатации жилого дома.

Однако ДД.ММ.ГГГГ комитетом был дан ответ истцу № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по причине расположения участка на территории зоны зеленых насаждений специального назначения (Р-4), в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района г.Барнаула, зоне затопления паводком, расположения на земельном участке опоры ЛЭП.

Истица полагает, что отказ комитета является незаконным и нарушает ее права, поскольку законом не установлен запрет на размещение земельного участка в зоне (Р4), комитетом не указано какая часть земельного участка находится в санитарно-защитной зоне, не доказан факт расположения земельного участка в указанных зонах, а факт расположении на земельном участке ЛЭП не является основанием для отказа в предварительном согласовании расположения земельного участка.

С указанными истцом доводами нельзя согласиться в связи со следующим.

Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ №-в на межведомственный запрос, а также на запрос суда (с приложением фрагмента карты градостроительного зонирования г.Барнаула), подтверждается, что спорный земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений специального назначения (Р4), в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в зоне затопления паводком.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в Правила землепользование и застройки городского округа – Города Барнаула введена в действие статья 89 об установлении градостроительного регламента территориальной зоны земельных насаждений специального назначении (Р.4).

Как следует из указанной статьи Правил, виды разрешенного использования территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения (Р.4) включают в себя основные виды разрешенного использования земельных участков – защитные зеленые насаждения и зеленые насаждения общего использования (объекты городского озеленения), условно разрешенных видов использования нет, в качестве вспомогательных видов разрешенного использования предусмотрено размещение объектов технологически связанных с назначением основного вида использования, объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, вспомогательные виды разрешенного использования – объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры (ч.1 ст. 89 Правил землепользования).

Размещение жилых домов в указанной зоне Правилами не предусмотрено.

В соответствии с п.2.2 «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

При этом данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постороннего проживания (п.1.2) и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.4).

Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-зашитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Требования названных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также органов, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор (п.1.5).

В соответствии с пунктом 8.2 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.» Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.

В силу п.п.2,3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа г.Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что в соответствии с пунктами 5.1-5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении на предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащее гражданам или юридическим лицам.

Судом установлено, что на спорном земельном участке расположена опора ЛЭП, что не оспаривается истцом в судебном заседании.

Поскольку в соответствии с действующими на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Правилами спорный земельный участок расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р4), санитарно-защитной зоне, где не предусмотрено размещение жилых домов, суд полагает, что указанные обстоятельства, сами по себе уже являются достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Нахождение соседних земельных участков в собственности третьих лиц не имеет правового значения для разрешения настоящего дела, поэтому доводы истца в этой части судом не принимаются.

Таким образом, оспариваемый отказ комитета от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, прав административного истца не нарушает.

В этой связи, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении заявленных требований Боченковой Зульфии Амировны к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Судья Подберезко Е.А.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн