8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок № 2а-3553/2017 ~ М-3412/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 г.                                                                                                г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2А-3553/2017 по административному исковому заявлению Самедовой Л. В.к. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Самедова Л.В. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность за плату земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Самедовой Л. В.к. в собственность за плату земельный участок, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административного искового заявления указано, что Самедова Л. В.к., является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. На земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, расположенный под указанным жилым домом, Министерством имущественных отношений Иркутской области заключен с Самедовой Л.В. договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. Самедова Л.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением (вх. №Ф/17) о предоставлении за плату в собственность земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, как собственник жилого помещения, расположенного на этом земельном участке. Министерством имущественных отношений Иркутской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) в предоставлении за плату в собственность указанного земельного участка Самедовой Л.В. было отказано на том основании, что из акта обследования участка и материалов фотофиксации следует, что на испрашиваемом земельном участке находится строение. Однако, специалистом ООО «<данные изъяты>», кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ. было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На момент обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено: на земельном участке, предоставленном по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, договору уступки прав (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ расположен одноэтажный жилой дом из пенополистиролбетона, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. Техническое состояние - хорошее. Физический износ - 5%. Год постройки ДД.ММ.ГГГГ На жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, также был составлен технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., подтверждающий тот факт, что строение является именно жилым помещением. Таким образом, достоверно подтверждается, что жилой дом кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым помещением и оснований для отказа в предоставлении в собственность указанного земельного участка у Министерства имущественных отношений Иркутской области не имелось.

На основании изложенного административный истец полагала заявленные требования законными и обоснованными.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.

Представителем административного истца Бухало А.Г. заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в ином процессе.

    Судом вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении разбирательства по делу, поскольку причина, указанная в обосновании ходатайства является неуважительной.

Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Согласно ч.ч. 6,7,8 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, самостоятельно используют принадлежащие им процессуальные права и обязанности, и должны использовать их добросовестно.

Административный истец была заблаговременно уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, получила определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству, и должна была предпринять все возможные от нее меры для явки в судебное заседание. Не явившись в судебное заседание без объективных уважительных причин, она распорядилась своими процессуальными правами по своему усмотрению.

Не явка в судебное заседание представителя административного истца в связи с представлением интересов иного лица в ином процессе, препятствием к рассмотрению не является.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Судом установлено, что Самедова Л.В. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

Самедовой Л.В. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым №, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного сроком до ДД.ММ.ГГГГ. и на основании договора об уступке прав (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. Самедова Л.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного: <адрес>, кадастровый №.

Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от имени Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ. Пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ гласит о том, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исходя из подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, подпункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, подпункта 3 части 3 статьи 8.3 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. № 99-03 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, назначение объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствует разрешенному использованию такого земельного участка в случае предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым № имеет разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, в пределах земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым №, сведения об обременениях: аренда, Самедова Л.В. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - ДД.ММ.ГГГГ. № Самедова Л.В. является собственником объект недвижимости с кадастровым №, наименование объекта: жилой дом, назначение объекта: жилое. В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. разрешенное использование земельного участка: индивидуальные жилые дома. Вместе с тем, из акта обследования земельного участка ОГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. № и материалов фотофиксации следует, что на испрашиваемом земельном участке расположено строение. Учитывая изложенное, министерство от имени Правительства Иркутской области отказало в предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного: <адрес> кадастровый №.

Полагая, что отказ Министерства не законен и нарушает ее права, административный истец обратилась в суд.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с пунктом 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года № 1, к числу документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, относится, в частности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, сооружение (далее - ЕГРП), находящиеся на приобретаемом земельном участке, а также сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Пунктом 1 ст. 39.16 ЗК РФ установлено, что земельный участок не может быть предоставлен в случае, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В обоснование отказа Министерством имущественных отношений Иркутской области указано, что жилое здание, принадлежащее Самедовой Л.В. на праве собственности, не является жилым домом, а строением, в связи с чем, Самедова Л.В. не является уполномоченным лицом на подачу заявления о предоставлении земельного участка.

Иных оснований для отказа Министерством имущественных отношений Иркутской области не приведено.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка указанный в ст. 39.16 ЗК РФ является исчерпывающим.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением от 28.01.2006г. № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 35 и 8 Конституции РФ право собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принимая решение об отказе административному истцу в предоставлении земельного участка и делая вывод о том, что жилой дом, принадлежащий Самедовой Л.В. не является жилым домом, административный ответчик не учел, что право собственности Самедовой Л.В. объект недвижимости с кадастровым №, наименование объекта: жилой дом, назначение объекта: жилое, признано государством в предусмотренном законом порядке и на момент принятия оспариваемого решения никем не оспорено.

Доказательств того, что на момент принятия оспариваемого отказа строение, принадлежащее Самедовой Л.В. не являлся жилым домом, у административного ответчика не имелось.

При указанных обстоятельствах в государственный орган за предоставлением земельного участка обратилось лицо, которому на праве собственности принадлежит жилой дом, то есть надлежащее лицо.

<.>

Кроме того, вывод административного ответчика о том, что объект недвижимого имущества, принадлежащий Самедовой Л.В. на праве собственности, не является индивидуальным жилым домом, сделан некомпетентным лицом, не обладающим правом отнесения объектов недвижимого имущества к жилым или нежилым домам. При этом, представленный суду акт обследования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для изменения назначения объекта недвижимости - жилой дом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ не основан на нормах права.

В данном случае обжалуемый отказ создает препятствие собственнику жилого дома в оформлении прав на земельный участок в соответствии с действующими нормами права, в связи с чем, является незаконным.

В силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе отменять решения органов исполнительной власти и предрешать решение, которое относится к компетенции государственного органа исполнительной власти. При указанных обстоятельствах требование административного истца о возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в целях устранения нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца, на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Самедовой Л.В. путем повторного рассмотрения заявление от 10.05.2017г. о предоставлении в собственность земельного участка за плату, в порядке и сроки, предусмотренные законом.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С учетом того, что обжалуемый отказ № вынесен 08.06.2017г., административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском 07.09.2017г., срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Самедовой Л. В.к. к Министерству имущественных отношений Иркутской области удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Самедовой Л. В.к. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление Самедовой Л. В.к. от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>.

В остальной части требования Самедовой Л. В.к. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий                                                                                    Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 11.10.2017г.                            Н.Н. Исакова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн