РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2017 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Дудова Е.И.,
с участием административного истца Черемных О.В.,
представителя административного ответчика Чертыковцева М.В.,
представителя заинтересованного лица Жалнина А.П.,
при секретаре Марченко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2665/17 по административному иску Черемных О.В. к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения и восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
Черемных О.В. обратилась в суд с административным иском к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения и восстановлении нарушенного права, в обосновании которого указала, что истец в связи с окончанием срока предоставления субсидии на оплату услуг ЖКХ, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Железнодорожному району с заявлением о предоставлении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ. на оплату жилого помещения - квартиры, расположенную по адресу: <адрес>. Ранее истцом субсидия на оплату жилого помещения оформлялась и была предоставлена в период с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства к заявлению были приложены следующие документы: справка №; справка из «СГКСТИД» о стипендии сына истца; справки 2НДФЛ; заявление - декларация о доходах; квитанции по оплате коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ. истцом было получено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении субсидии, который был мотивирован неполным предоставлением документов, однако ссылок на действующее законодательство не содержал. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Железнодорожному району за разъяснениями. Из ответа на обращение, письма от ДД.ММ.ГГГГ. № усматривается, что основание отказа - необходимо подтвердить получение (отсутствие) алиментов либо справку от судебных приставов, либо нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов. Истец не может согласиться с решением ответчика, поскольку согласно Методических рекомендаций по применению "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы, в том числе, в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми); другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены. Истец не имеет возможности подтвердить документально отсутствие дохода от выплаты алиментов, поскольку алименты родителем ребенка не выплачиваются, соглашение о содержании ребенка между мной и отцом ребенка не заключалось, решение суда о взыскании алиментов не выносилось. Более того истцу неизвестно место жительства и место работы отца ребенка. При указанных обстоятельствах, в соответствии с пунктом 68 Методических рекомендаций по применению «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истец вправе декларировать в заявлении как наличие дохода в виде алиментов, так и, тем более, отсутствие такого дохода. К заявлению о предоставлении субсидии истцом было приложено заявление - декларация о доходах.
Таким образом, при обращении с заявлением о предоставлении субсидий истцом был предоставлен полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
На основании вышеизложенного, административный истец просила суд с учетом уточненных требований, признать решения административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. и № ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения по представленным административным истцом документам незаконным, и обязать административного ответчика принять решение по заявлению административного истца о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.
В судебном заседании административный истец Черемных О.В. просила суд уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика по доверенности Чертыковцев М.В. в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 30-32), а также дополнения к возражениям (л.д. 60-62).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Жалнин А.П., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление Черемных О.В. не признал, считал его не подлежащим удовлетворению, по доводам, изложенным административным ответчиком.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п. 3 Положения, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 4 Положения определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Согласно подп. "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Как следует из материалов личного дела административного истца, ДД.ММ.ГГГГ. Черемных О.В. обратилась в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Железнодорожному району с заявлением о предоставлении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ на оплату жилого помещения - квартиры, принадлежащую истцу на праве собственности (л.д. 154), расположенную по адресу: <адрес>. В заявлении указала, что имеется член семьи – сын <данные изъяты>р. (л.д. 97). Административным истцом были приложены документы, в том числе, заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Черемных О.В. сообщала, что алименты на ребенка не получает и каких-либо иных доходов, кроме заявленных, не имеет (л.д. 103).
Согласно уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Железнодорожному району сообщило Черемных О.В. о невозможности предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, на основании отсутствия полного пакета документов (отсутствие документа, подтверждающего размер получаемых алиментов на ребенка <данные изъяты> г.р., от отца ФИО6 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 95).
Также в письме СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Железнодорожному району ДД.ММ.ГГГГ. № в ответ на обращение истца, Черемных О.В. сообщалось, что назначить заявителю субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без предоставления документального подтверждения получения (неполучения) алиментов, не предоставляется возможным (л.д. 17-18, 93-94).
Согласно п. 33 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761) при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: а) супругом (супругой); б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
В соответствии подпунктом "ж" пункта 1 названного Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 24.03.2015 г. № 674-О, сама по себе обязанность по представлению документов, подтверждающих размер доходов получателя субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг или адресной государственной социальной помощи за счет средств регионального бюджета, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, равно как и учет в этих доходах средств (алиментов), получаемых на содержание несовершеннолетнего ребенка получателя указанных мер социальной защиты, поскольку оплата расходов, связанных, в том числе, с проживанием, является одной из целей алиментных обязательств родителей и детей. При этом определение того, какие именно документы (соглашение об уплате алиментов, судебное решение или иные документы, подтверждающие фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств плательщиком алиментов) в каждом конкретном случае подтверждают размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, обусловлено тем, какая форма реализации алиментных обязательств по отношению к таким детям выбрана их родителями (статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации) - добровольная (соглашение родителей об уплате алиментов, фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств) или принудительная (на основании решения суда).
В соответствии с ст. 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Пунктом 2.18 Административного регламента министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (утв. приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 25.12.2012 №756) предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе, предоставление неполного пакета документов, необходимого для предоставления государственной услуги.
Согласно Правилам предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, документы о доходах семьи относятся к документам личного предоставления.
Поскольку административным истцом не были предоставлены документы, подтверждающие получение или неполучение алиментов, Черемных О.В. было правомерно отказано в предоставлении субсидии.
Ссылки административного истца на п. 68 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 58/403, несостоятельны, так как данные Методические рекомендации утратили силу с 30.12.2016 года в связи с изданием Приказа Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 г.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что по данному делу отсутствует указанная выше совокупность условий для признания оспариваемого отказа ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным.
Таким образом, административное исковое заявление Черемных О.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Требования Черемных О.В. к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения и восстановлении нарушенного права - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Дудова