Дело № 2а - 1559/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2017 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока, в составе: председательствующего судьи Мошкиной И.Н.,
при секретаре Шевченко Е.В.,
с участием административного истца Ракова Е.Н.,
представителя административного ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю Ананьевой М.Н., действующей на основании доверенности от <дата>. № <номер>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ракова Е. Н. к ГУФСИН России по Приморскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении информации, изложенном в ответе ВРИО заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю Васенко С.В. от <дата>. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Раков Е.Н. обратился в суд с административным иском к ГУФСИН России по Приморскому краю о признании решения от <дата> <номер> незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что <дата> им на имя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю было подано заявление о предоставлении информации в соответствии с ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ст. 10 Европейской Конвенции, непосредственно затрагивающей его конституционные права и свободы, а именно: ознакомлении его с материалами личного дела за период содержания под стражей в ГУФСИН России по Приморскому краю в период с <дата> по <дата>. В качестве обоснования своего заявления об ознакомлении с материалами личного дела и получения доступа к указанной информации, непосредственно затрагивающей его конституционные права и свободы, указал о намерении реализовать свое право на внутренние и международные средства эффективной правовой защиты в российских и международных (ЕСПЧ) судебных инстанций, в том числе обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации причиненного морального вреда, нечеловеческими условиями содержания в данном учреждении, за указанный в заявлении от <дата> период (статья 3 Европейской Конвенции, ст. ст. 18, 19, 21 Конституции РФ).
Ответом врио заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю С. В. Васенко от <дата> <номер> года Ракову Е.Н. было отказано в предоставлении указанной информации, с ссылкой на нормы внутриведомственных приказов Минюста РФ и нормы приказов ДСП от <дата> <номер> и от <дата> <номер> для служебного пользования, которые по его мнению умаляют его конституционные и конвенциальные права, в частности на доступ к информации непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии со ст. 15, ч.ч. 2, 4 ст. 24, ч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 1, ч. 1 ст. 10 Европейской Конвенции, считает данный отказ незаконным, не имеющим отношения к его заявлению от <дата> о предоставлении информации, поскольку он не является осужденным или заключенным под стражу, в своем заявлении не просил ознакомить его с личными делами осужденных или заключенных под стражу, а просил ознакомить его с личным делом за указанный в заявлении от <дата> период, для осуществления защиты своих конституционных и конвенционных прав в Российских и Международных судебных инстанциях. Кроме того, приведенные врио начальника ГУФСИН РФ по ПК положения приказа ДСП текстуального запрета на доступ к необходимой информации не содержат, поскольку в ином случае они противоречили бы выше перечисленным положениям Конституции РФ и Европейской Конвенции и умаляли бы его права человека и гражданина, гарантированные основным Законом Российской Федерации и ее Международными обязательствами, просит суд: признать решение врио заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю от <дата> <номер> Васенко С. В. по рассмотрению заявления Ракова Е.Н. от <дата> не законным; возложить на ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность удовлетворить заявление Ракова Е.Н. от <дата> и предоставить возможность ознакомится с материалами его личного дела в качестве осужденного.
В судебном заседании административный истец Раков Е.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям изложенным в административном иске, суду пояснив, что на момент его непосредственного обращения в ГУФСИН России по Приморскому краю с заявлением от <дата>. об ознакомлении с личным делом, он был освобожден из в <данные изъяты> справку об освобождении ему выдавал также <данные изъяты> хотя числился он за <данные изъяты> <данные изъяты> находился на основании судебного постановления для участия в судебных заседаниях. Его личное дело состоит из 20 томов.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю, Ананьева М.Н. в судебном заседании представив письменный отзыв, с административным иском Ракова Е.Н. не согласилась, полагала, что законных оснований для удовлетворения требований последнего не имеется, просила суд отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что ответ временно исполняющего обязанности заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю Васенко С.В. от <дата> исх.<номер> на заявление Ракова Е.Н. от <дата> об отказе в ознакомлении с материалами личного дела Ракова Е.Н. полностью соответствует требованиям действующего законодательства и нормативных документов, регулирующим спорные отношения.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что заявленные Раковым Е.Н. требования административного иска не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из смысла ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
В судебном заседании судом установлено, что <дата> Раковым Е.Н. на имя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю было подано заявление о предоставлении информации в соответствии с ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ст. 10 Европейской Конвенции, непосредственно затрагивающей его конституционные права и свободы, а именно: ознакомлении его с материалами личного дела за период содержания под стражей в различных учреждениях ГУФСИН России по Приморскому краю в период с <дата> по <дата> (л.д.7).
Ответом врио заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю Васенко С.В. <номер> от <дата> заявителю Ракову Е.Н. было отказано в предоставлении указанной информации, на основании Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК РФ, Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказа Минюста России от <дата> <номер> и от <дата> <номер>, согласно которых предоставление гражданам для ознакомления документов, имеющих гриф «для служебного пользования» в их числе личных дел осужденных и заключенных под стражу не предусмотрено. На основании Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 (с изменениями внесенными в него Указом Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № 357) и приложения № 3 приказа Минюста России от 19.02.2007 № 87 документы и сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, отбывающих уголовное наказание, и лиц содержащихся под стражей, носят конфиденциальный характер, предназначены для служебного пользования и относятся к информации ограниченного доступа (л.д.6).
Действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и статьи 218, 360 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
В силу cт. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, определяется федеральным законом.
Конституция Российской Федерации предусматривает исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов - разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию. При этом согласно ее статье 55 (часть 3) данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом, а законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном порядке федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
На основании ч. 4 ст. 9 № 149-ФЗ, федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую <данные изъяты>, служебную <данные изъяты>, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.02.2000 г. N 3-П, ограничение права, вытекающего из ст. 24(ч. 2 Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус, не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную <данные изъяты>, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции России должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Согласно пункту 7 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (перечень дополнен пунктом 7 Указом президента РФ от 13.07.2015 № 357), к сведениям конфиденциального характера относятся сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствие с приказом ФСИН России от <дата> <номер> «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», который включает в себя перечень служебных сведений ограниченного распространения и документов, их содержащих, образующихся в деятельности учреждений и органов Уголовно-исполнительной системы, списки сотрудников учреждения и органов УИС с указанием анкетных данных, а также личные учетные дела на осужденных, которые содержат сведения, позволяющие идентифицировать их личность, относятся к служебным сведениям ограниченного распространения.
Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Согласно пункту 1.8 Положения о порядке обращения со служебнойинформацией ограниченного распространения в федеральных органахисполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства Российской федерации от 03 11.1994 № 1233 за разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.Согласно, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» и главы 5 частей 46, 47 Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> <номер> (для служебного пользования): копии документов находящихся в личном деле подозреваемых, обвиняемых и осужденных могут быть выданы только по запросу суда, органов прокуратуры информационных центров МВД, ГУВД, УВД, главных информационных центров МВД России, ФСИН России и территориальных органов ФСИН России.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются нрава и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказании.
В целях обеспечения организации деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> <номер> утверждена Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебно-исправительных учреждений (далее - Инструкция). В соответствии с пунктом 23 Инструкции, основным учетным документом на осужденного является его личное дело, которое имеет гриф ограниченного распространения "для служебного пользования". Сотрудники (работники) спецотделов несут персональную ответственность за сохранность личных дел осужденных. Положениями норм параграфов 36 - 37 Инструкции предусмотрено, что спецотделом колонии личные дела на осужденных направляются по запросам прокуратуры и суда. По просьбам других органов и учреждений личные дела могут быть высланы службой спец.учета, с разрешения территориального органа уголовно-исполнительной системы. При необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик. Ознакомление осужденного происходит путем прочтения их ему вслух. По просьбе осужденного ему разрешено делать выписки из этих документов под контролем работников спецотдела.
Инструкция издана в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и регламентирует деятельность специальных отделов (групп) исправительных колоний воспитательных колоний и лечебно-исправительных учреждений по вопросам приема, учета, перемещения осужденных к лишению свободы, освобождения их из колоний, а также по другим вопросам, связанным с исполнением судебных решений в отношении указанных лиц.
В соответствии с положениями пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не подлежат официальному опубликованию акты и отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера.
Аналогичное положение закреплено в абзаце втором пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 № 1009, предусматривающем, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера.
Таким образом, ряд документов, содержащихся в личном деле осужденного, представляет собой служебную <данные изъяты> в силу Инструкций и в системной взаимосвязи его с пунктом 7 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, соответственно, ознакомление осужденного, гражданина или его представителя с материалами личного дела, которые отнесены законом к сведениям ограниченного характера не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб (п. 1); на личную безопасность в местах содержания под стражей (п. 2); обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории (п. 3); 7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов (п. 7); вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями (п. 8).
Аналогичные права предусмотрены Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерством юстиции РФ от 16.12.2016 N 295 (ранее действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерством юстиции РФ от 03.11.2005 года № 205). Нормами Уголовного процессуального кодекса РФ, а также ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, право указанного лица на получение каких-либо документов из личных дел не предусмотрено. Таким образом, права осужденных, связанные с получением информации фактически ограничены указанным федеральным законом.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10. 2004 № 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
Утвержденная Минюстом России Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебно-исправительных учреждений, и имеет гриф "для служебного пользования".
Право заявителя на судебную защиту при этом не нарушается, поскольку он не лишается возможности при рассмотрении судом конкретного дела с его участием обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию, в связи с чем, суд приходит к выводу, что каких - либо нарушений прав и законных интересов административного истца Ракова Е.Н. судом не выявлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответ временно исполняющего обязанности заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю Васенко С.В. от <дата> исх.<номер> на заявление Ракова Е.Н. от <дата> об отказе в ознакомлении с материалами личного дела Ракова Е.Н. полностью соответствует требованиям действующего законодательства и нормативных документов, регулирующим спорные отношения, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Ракова Е.Н. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Ракова Е. Н. к ГУФСИН России по Приморскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении информации, изложенном в ответе ВРИО заместителя начальника ГУФСИН России по Приморскому краю Васенко С.В. от <дата>. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Советского района г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>
Судья И.Н. Мошкина