Дело №2а-4806/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
10 августа 2017 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.А.,
при секретаре Кириной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева В.Н. к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Новгородской области о признании незаконным отказа в ознакомлении с архивным уголовным делом,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев В.Н. обратился в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления ФСБ России по Новгородской области, выразившихся в отказе в предоставлении возможности ознакомления с материалами архивно-следственного уголовного дела в отношении своего А., осужденного ХХХ. Интерес к вышеуказанному делу обусловлен желанием реабилитировать А., поскольку А. был осужден на основании клеветнических, сфальсифицированных документов. В ответе Управления ФСБ России по Новгородской области от 05 апреля 2017 года указывалось на невозможность предоставления запрашиваемой им информации ввиду отсутствия права на ознакомление с материалами прекращенных уголовных дел со ссылкой на статью 11 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, указанным в исковом заявлении, дополнив, что против А. свидетельствовали люди Х и Х, которые дали ложные показания, поскольку не могли находиться в д. Х и д. Х в период, когда А., ХХХ.
Представитель Управления ФСБ по Новгородской области возражала против удовлетворения административного иска, указывая на то, что отец административного истца не был реабилитирован, в связи с чем не имеется оснований для выдачи архивного уголовного дела для ознакомления. Ответ Алексееву В.Н. дан в установленный законом срок, в пределах своей компетенции, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Алексеев В.Н. обратился в УФСБ России по Новгородской области с заявлением об ознакомлении с архивным уголовным делом в отношении А. Данное обращение поступило в УФСБ по Новгородской области 28.03.2017.
05.04.2017 Управлением ФСБ России по Новгородской области было рассмотрено данное обращение Алексеева В.Н. (л.д. 9).
В ответе Управления ФСБ России по Новгородской области от 5 апреля 2017 года указывалось на невозможность предоставления запрашиваемой им информации ввиду отсутствия права на ознакомление с материалами уголовного дела, поскольку ознакомление с материалами уголовного дела и получении копий документов предоставляется только реабилитированным лицам, а с их согласия или в случае смерти - родственникам.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Таким образом, каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции РФ и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как следует из ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
При этом в силу положений ч. 1 ст. 25 указанного Закона доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
Частным случаем такого ограничения является норма ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которая устанавливает ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, на срок 75 лет со дня создания указанных документов.
Частью 3 статьи 11 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрено право реабилитированных лиц, а с их согласия или в случае их смерти - родственников, на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов.
В данной статье упоминается именно та категория архивных документов, о которой идет речь в рассматриваемом деле - об архивных уголовных делах.
При этом по смыслу указанной нормы под информацией (материалами), ознакомление с которой других лиц производится в установленном порядке, подразумеваются материалы всех уголовных и административных дел, вне зависимости от наличия решения о реабилитации лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Это подтверждается и Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденным Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 года №375/584/352 (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что на обращения граждан по доступу к материалам уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц архивами выдаются справки о результатах пересмотра.
Изложенное позволяет сделать вывод, что вышеуказанными законоположениями не предусмотрено право граждан на ознакомление с материалами уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц.
Согласно Постановления №44у-48 от 01 октября 2004 года, вынесенного Президиумом Новгородского областного суда Новгородской области А. признан не подлежащим реабилитации (л.д. 47).
Таким образом, оспариваемое решение Управления ФСБ России по Новгородской области от 05.04.2017 соответствует требованиям действующего законодательства.
Представленные административным истцом показания Г., а также архивные справки в отношении П., А, копия протокола опроса свидетелей не могут быть приняты во внимание при разрешении требований административного истца, поскольку фактически направлены на пересмотр постановления об отказе в реабилитации, что в рамках рассматриваемого дела не может учитываться.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, а потому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Требования Алексеева В.Н. к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Новгородской области о признании незаконным отказа в ознакомлении с архивным уголовным делом, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья