Дело № 2а-1388/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 12 мая 2017 года
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Федореева Е.В.,
с участием представителя административного истца Гурбан ФИО8
представителя администрации г.Хабаровска Ким ФИО9
при секретаре Распопине Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хлевова ФИО6 о признании незаконным отказа департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство
УСТАНОВИЛ:
Хлевов ФИО7 обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес>, за №, о выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен отказ департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> за № о выдаче разрешения на строительство данного индивидуального жилого дома. В данном отказе в частности указывается, что строительство индивидуального жилого дома не входит в состав основных, условно разрешенных видов использования в территориальной зоне К-1 (зона складирования и оптовой торговли), где располагается принадлежащий ему земельный участок, по адресу: <адрес>. Считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: № площадью 1079 кв. м. принадлежит ему на праве собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В кадастровом паспорте на вышеуказанный земельный участок предусматривается разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом. Также, на этом земельном участке располагается жилой дом, общей площадью 52,9 кв. м., тоже принадлежащий ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 8 ст. 36 ГрК РФ не устанавливаются сроки для приведения видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с градостроительным регламентом, в связи с чем, я, как собственник данного земельного участка, имею право использовать мой земельный участок по назначению для реконструкции, постройки индивидуального жилого дома без ограничения каким либо сроком. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику предоставляется право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью. Права собственника земельного участка по владению пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в ст. 209 ГК РФ, предусмотрены также и ст. 260 ГК РФ. В частности в п. 1 ст. 260 ГК РФ говорится о том, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. В частности в пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ говорится, о том, что возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В п. 1 ст. 263 ГК РФ указывается о том, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику. Данный вывод вытекает из анализа положений ст. 56 ЗК РФ и ст. 280 ГК РФ. В п. 6 ст. 56 ЗК РФ указано, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с п. 1 и п.п. 4 п. 2, пп. 3-6 ст. 56 Земельного Кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Системное толкование вышеперечисленных норм и ст. 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав на принадлежащий мне земельный участок, доказательств тому не предоставлено. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Согласно п. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Данные положения также закреплены в п. 4 ст. 85 ЗК РФ. В частности в п. 4 ст. 85 ЗК РФ указывается, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочносвязанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В силу п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Таким образом, оснований для отказа в предоставлении разрешения на строительство, предусмотренные п. 13 ст. 51 ГрК РФ, отсутствуют. В связи с чем, просит признать незаконным отказ департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Хлевову ФИО10, разрешения на строительство индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес>; обязать департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска выдать Хлевову ФИО11 разрешение на строительство индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание административный истец Хлевов ФИО12. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Гурбан ФИО13. требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации г.Хабаровска Ким ФИО14. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, представила письменные возражения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хлевов ФИО15. обратился в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом по <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска истцу в выдаче разрешения на строительство отказано.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, представленные заявителем документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, который находится в территориальной зоне К-1 (зона складирования и оптовой торговли), не предназначенной для индивидуальной жилой застройки, строительство индивидуального жилого дома не входит в состав основных, условно разрешенных видов использования рассматриваемого земельного участка.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно абзацу 3 подп. 2.8.1 п. 2.8 (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения) Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент отказывает в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого дома (неэксплуатиромого) и земельного участка с кадастровым номером: №, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно представленному градостроительному плану № № земельного участка с кадастровым номером №, утвержденному распоряжением департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны К-1 (зона складирования и оптовой торговли), сведения о которой включены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Хабаровской городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно сведений государственного кадастра недвижимости для территориальной зоны К-1 строительство индивидуального жилого дома не входит в состав основных, условно разрешенных видов использования земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании установлено, что целью обращения административного истца в орган местного самоуправления являлось строительство нового объекта «индивидуальный жилой дом».
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативом, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При этом, под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Таким образом, градостроительный регламент представляет собой не только перечень видов разрешенного использования объектов недвижимости, а совокупность установленных законом требований по виду разрешенного использования, предельным параметрам и ограничениям.
Согласно части 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Положения части 3 статьи 37 ГрК РФ определяют, что изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования должно осуществляться только в рамках градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны.
Градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки Хабаровска для территориальной зоны К-1 установлены основные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды использования.
Согласно пункту 11 Правил землепользования и застройки Хабаровска разрешенным является такое использование земельных участков и объектов капитального строительства, которое соответствует в совокупности:
-видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установленным для соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования;
-предельным (минимальным и/или максимальным) размерам земельныхучастков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкцииобъектов капитального строительства, установленным для соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования;
-условиям ограничений на использование земельных участков и объектов капитального строительства в случаях расположения земельных участков в границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Исходя из вышеизложенного, следует, что несоответствие земельного участка какому-либо из требований, свидетельствует о том, что использование такого участка не является разрешенным.
Поскольку представленные истцом документы на получение разрешения на строительство жилого дома требованиям градостроительного плана земельного участка, в части его разрешенного использования, не соответствовали видам разрешенного использования земельных участков установленных для зоны К-1, оснований для признания незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, а доводов административного иска обоснованными, суд не усматривает.
Обстоятельств, свидетельствующих об ограничении права истца, как собственника земельного участка, со стороны административного ответчика, при рассмотрении дела не установлено.
Доводы истца об указании в кадастровом паспорте земельного участка о его разрешенном использовании под индивидуальный жилой дом, отсутствии сведений об ограничении прав на земельный участок, обстоятельствами, свидетельствующими о незаконности действий административного органа, не являются.
Поскольку судом установлено, что административным ответчиком требований действующего законодательства не допущено, оспариваемое решение осуществлено в пределах компетенции, при этом нарушений действующего законодательства не усматривается, гарантированная Конституцией РФ государственная защита прав и свобод Хлевова ФИО16 обжалуемым решением не нарушалась, нарушений прав и свобод административного истца обжалуемым решением не установлено, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, и возложении обязанности по его выдаче.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ
РЕШИЛ
Требования Хлевова ФИО17 о признании незаконным отказа департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска, в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Федореев
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Федореев