8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа департамента архитектуры и строительной политики в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении обязанно

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    03 августа 2017 года                                                                                                  <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1, представителя истца - помощника военного прокурора Воронежского гарнизона ФИО4 по доверенности, заинтересованного лица ФИО8, представителя заинтересованного лица - администрации Лискинского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах ФИО1 к департаменту строительной политики <адрес> о признании незаконным отказа департамента архитектуры и строительной политики <адрес> в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

первоначально военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд в интересах ФИО1 с заявлением к департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> (в настоящее время - департамент строительной политики <адрес>) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N № об отказе в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении на руководителя департамента архитектуры и строительной политики <адрес> обязанности включить ФИО1 и членов его семьи в список граждан для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (без сдачи земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>). В обоснование иска указано, что решением Лискинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ., на администрацию Лискинского муниципального района <адрес> возложена обязанность включить ФИО1 в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ., на администрацию Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> - обязанность включить ФИО1 с учетом членов его семьи в список граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилым помещением, и передать заявку в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> для обеспечения его и членов семьи жилым помещением. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения решения суда администрацией Лискинского муниципального района <адрес> ФИО1 был включен в список граждан, состоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления <адрес>    по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» с составом семьи 2 человека: он и его жена ФИО8, утвержденным постановлением администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. В целях осуществления прав ФИО1 на единовременную денежную выплату администрацией Лискинского муниципального района был собран соответствующий пакет документов и направлен ДД.ММ.ГГГГ. письмом за № на имя руководителя департамента архитектуры и строительной политики <адрес> ФИО3 В ответ на данное письмо ДД.ММ.ГГГГ. был получен ответ департамента от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которому истцу отказано в предоставлении единовременной выплаты по причине обеспечения истца, проживающего в жилом доме площадью 45 кв.м. по адресу: <адрес>, жильем сверх учетной нормы и отсутствия заключенного им с администрацией Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> соглашения о передаче данного жилого помещения в муниципальную собственность. Данный отказ является незаконным, поскольку указанный жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 0,077 га, истец составом семьи 3 человека был вынужден приобрести ДД.ММ.ГГГГ., не имея иного жилого помещения для проживания. При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ. истец предпринимал меры по сбору дополнительных документов в обоснование своей нуждаемости в улучшении жилищных условий, в частности: в ответ на направленный ДД.ММ.ГГГГ. (исх. №) запрос из военного комиссариата <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ. поступили сведения (№ ответа 3/745) о том, что истец и члены его семьи в списки очередников на получение жилой площади в ОГВК <адрес> не включались. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ истцом предпринимались действия по постановке на жилищный учет путем обращения в администрацию Лискинского муниципального района <адрес>, администрацию городского поселения <адрес> и администрацию Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района о постановке в очередь для обеспечения его жильем, однако, он получал отказы по вышеуказанному основанию, а также в связи с отсутствием его на учете как военнослужащего, уволенного с военной службы и нуждающегося в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ., и только на основании постановления администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № о признании дома истца непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ. данным органом было вынесено постановление № о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Таким образом изначально истцом был приобретен ветхий дом, не отвечающий санитарным нормам жилой площади на человека, и до настоящего времени семья истца жильем не обеспечена (т. 1, л.д. 3-9).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

    Представитель истца по доверенности – помощник военного прокурора ФИО4 в судебном заседании заявленные требования уточнил и просил признать незаконными действия (бездействие) департамента архитектуры и строительной политики <адрес>, связанные с отказом в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета; возложить на департамент строительной политики <адрес> обязанность включить ФИО1 и членов его семьи в сводный список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (без сдачи земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>) по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заинтересованное лицо ФИО8 исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - администрации Лискинского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО5 при разрешении заявленных исковых требований полагался на усмотрение суда.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица - администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, согласно письменным заявлениям просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

С учетом изложенного суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица - администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес>.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на период увольнения ФИО1 в 1993г. из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, было предусмотрено право военнослужащих, уволенных в запас по состоянию здоровья, быть обеспеченными жилыми помещениями органами местного самоуправления по установленным нормам.

Аналогичное право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, уволенных в запас по состоянию здоровья, содержится и в статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 15.1 данного ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 данного Федерального закона жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Частью 2 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ОЗ "О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории <адрес>" определяет порядок предоставления гражданам жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

Так, в силу ст. 1, 2 названного Закона жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обеспечение граждан, указанных в статье 1 настоящего <адрес>, жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом осуществляется по выбору гражданина также путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Список граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, формируется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом.

Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и настоящим <адрес>.

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте архитектуры и строительной политики <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 594, департамент является исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим на территории <адрес> разработку и реализацию государственной политики <адрес> в сферах строительства и стройиндустрии <адрес>, архитектуры и градостроительства, также является уполномоченным государственным органом по вопросам административно-территориального устройства.

Пунктом 3.1.3 данного Положения установлено, что департамент исполняет государственные функции по использованию бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Положение о департаменте строительной политики <адрес>, принятое постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1241. Департамент строительной политики <адрес> - правопреемник департамента архитектуры и строительной политики <адрес> - является исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим на территории <адрес> разработку и реализацию государственной политики <адрес> в сфере строительства и стройиндустрии <адрес> (пункты 1.1 и 1.2).

Департамент исполняет государственные функции, в том числе: использует бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 3.1.3); осуществляет полномочия уполномоченного органа по вопросам формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (пункт 3.3.1).

Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее – Правила) (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений), которыми предусмотрено, что для участия в этой подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (п. 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан (п. 26). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов (п. 30).

Таким образом, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом:

органы местного самоуправления, наделенные в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74-АПГ12-8).

Приказом Департамента АСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194 утвержден «Порядок формирования списка граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилыми помещениями в соответствии с <адрес> «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ОЗ (далее - Порядок формирования списка), и Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим с ними членам их семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в 2013 году» (далее – Порядок предоставления выплаты) в рамках реализации мероприятий Федерального закона Российской Федерации N 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно п. 1-4 Порядка формирования списка в целях обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ОЗ для включения в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, заявитель или его представитель представляет в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, требуемые документы. Орган местного самоуправления в течение 3 дней с момента подачи заявителем документов рассматривает их, проверяет комплектность, достоверность содержащихся в них сведений и принимает решение о включении гражданина в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и на основании принятых решений формирует список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями, и утверждает его своим правовым актом.

Согласно Порядку предоставления выплаты органы местного самоуправления на основании сформированного сводного списка граждан: производят расчет потребности в финансовых средствах для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления; определяют потребность в жилых помещениях (квартирах) и их площади; оформляют заявку по форме, указанной в приложении N 31 к <адрес> "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", и направляют ее в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> в установленном порядке.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ОЗ размер единовременной денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, ФИО1, имея выслугу 26 полных лет, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. был уволен с военной службы в запас в воинском звании «майор» по болезни в соответствии с п. «б» ст. 59 «Положения о порядке прохождения военной службы», при этом предоставленное ему в период прохождения военной службы служебное жилое помещение сдал квартирно-эксплуатационным органам МО, иным жильем после увольнения не обеспечивался.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истец приобрел земельный участок площадью 0,077 га с расположенным на нем жилым домом площадью 45 кв.м. по адресу: <адрес> (т.1 л.д.20-21).

На основании Акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № постановлением администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № вышеуказанный дом был признан непригодным для постоянного проживания (т. 1 л.д. 32-35).

С учетом вышеуказанных обстоятельств постановлением администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. № истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. (т.1, л.д. 36).

Поскольку правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме и получение сертификата в планируемом году истец ДД.ММ.ГГГГ. предоставил в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, соответствующее заявление (т.1, л.д. 127-129).

22.06.2012г. в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> администрацией Лискинского муниципального района <адрес> направлен список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который был включен истец (т.1, л.д. 110-111).

Решением Лискинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ; на администрацию Лискинского муниципального района <адрес> возложена обязанность включить ФИО1 в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ; на администрацию Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> - обязанность включить ФИО1 с учетом членов его семьи в список граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилым помещением, и передать заявку в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> для обеспечения его и членов его семьи жилым помещением. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 11-18).

В целях исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Лискинского муниципального района <адрес> ФИО1 был включен в список граждан, состоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления <адрес> по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» с составом семьи 2 человека: он и его жена ФИО8, утвержденным постановлением администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Данный список утвержден главой Лискинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. (т. 2, л.д. 8).

Вышеуказанный список для реализации прав ФИО1 на единовременную денежную выплату администрацией Лискинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. письмом за № направлен в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> (т.1, л.д. 22-24, т.2 л.д. 6-12).

Кроме того, администрацией Лискинского муниципального района <адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № в департамент также было направлено учетное дело истца для включения его в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, поступившее в департамент ДД.ММ.ГГГГ. (т.1, л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лискинского муниципального района <адрес> был получен оспариваемый ответ департамента от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которому истцу отказано в предоставлении единовременной выплаты по причине непринятия истцом обязательства о безвозмездном отчуждении принадлежащего ему жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и несоблюдения органом местного самоуправления установленного Порядка (т.1, л.д. 25-28).

Как следует из письменных возражений административного ответчика и данных в судебном заседании пояснений его представителя, одним из оснований невозможности предоставления истцу единовременной денежной выплаты является превышение установленного п. 16 вышеуказанных Правил норматива общей площади жилого помещения, т.е. обеспечение истца, проживающего в жилом доме площадью 45 кв.м. по адресу: <адрес>, жильем сверх учетной нормы и отсутствие принятого им обязательства о безвозмездной передаче этого жилого помещения с земельным участком в муниципальную собственность.

Оценивая данное основание для отказа в предоставлении единовременной выплаты истцу, суд исходит из следующего.

Исходя из вышеприведенных норм закона юридически значимым по делу обстоятельством является установленная в порядке жилищного законодательства нуждаемость в жилье заявителя, имеющего право претендовать на обеспечение жильем.

Объектом жилищных отношений является жилое помещение, существенные признаки которого определены в ст. 15 ЖК РФ.

В силу ч. 2 данной статьи ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).

Как было установлено судом на основании представленных сторонами доказательств, на основании Акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № постановлением администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № дом по адресу: <адрес>, ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению, был признан непригодным для постоянного проживания, после чего постановлением администрации Высокинского сельского поселения Лискинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 02.08.2011г.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Лискинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим по данному делу в силу ст. 64 КАС РФ преюдициальное значение, было установлено, что ФИО1, имея в собственности жилой дом и земельный участок, приобретенные в 2000г., и право на предоставление жилья как военнослужащему, уволенному с военной службы по состоянию здоровья, как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты не был обеспечен жилой площадью по нормативам, а потому был и остается нуждающимся в улучшении жилищных условий, право истца на улучшение жилищных условий не реализовано.

Таким образом, поскольку дом, в котором истец с семьей зарегистрирован и проживает, не отвечает признакам жилого помещения и в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, иных жилых помещений в собственности у ФИО1 не имеется, то признание данного дома непригодным для проживания лишь подтверждает нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, а, следовательно, и его право на получение государственного жилищного сертификата (без сдачи жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность), поскольку включение обозначенного дома в расчет является ошибочным ввиду признания его непригодным для проживания.

С учетом изложенного отказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ. в данной части судом признается необоснованным.

Кроме того, суд также находит необоснованным отказ в предоставлении истцу единовременной выплаты по причине несоблюдения органом местного самоуправления установленного Порядка, в том числе, ненаправления оформленной надлежащим образом заявки, по следующим основаниям.

Согласно вышеуказанному Приказу Департамента АСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194 об утверждении Порядков формирования списка и предоставления выплаты орган местного самоуправления формирует и утверждает список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями, после чего производит расчет потребности в финансовых средствах для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления; определяет потребность в жилых помещениях (квартирах) и их площади; оформляет заявку по форме, указанной в приложении N 31 к <адрес> "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", и направляет ее в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> в установленном порядке.

Как было установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. в органы местного самоуправления истцом подано заявление по форме о включении в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем, ДД.ММ.ГГГГ. в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> направлен список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был включен в список граждан, состоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий, данный список был утвержден в установленном законом порядке, после чего ДД.ММ.ГГГГ. письмом за № вышеуказанный сводный список направлен в департамент архитектуры и строительной политики <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ. письмом с исх. № в департамент также было направлено учетное дело истца. При этом в данном письме разъяснялось, что документы направлены в департамент с целью включения истца в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения (т.1, л.д. 31).

Факт направления данных документов подтверждается, в том числе, копией журнала регистрации исходящей корреспонденции администрации Лискинского муниципального района <адрес> (т.2 л.д. 9-12), который в силу ст. 84 КАС РФ суд принимает в качестве надлежащего доказательства, поскольку в данном документе сохранена порядковая нумерация исходящих документов, не содержится каких-либо явных подчисток и исправлений. Кроме того, номер сопроводительного письма администрации Лискинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. (№) соответствует сведениям, отраженным в вышеуказанном журнале.

Доказательств обратного стороной ответчика, на которого согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ возлагается бремя доказывания законности принятого решения, суду не представлено и не имеется в материалах дела.

Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств суд находит установленным факт направления администрацией Лискинского муниципального района <адрес> в департамент архитектуры и строительной политики <адрес> предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами необходимых документов именно для включения истца в сводный список граждан на получение единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ. При этом частичное несоответствие направленных в данном случае в департамент органом местного самоуправления документов указанным в приложениях к нормативно-правовым актам субъекта РФ формам не может являться основанием для отказа в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты, поскольку данные документы содержат необходимые сведения, позволяющие идентифицировать получателя выплаты, ее размер и избранную форму обеспечения жильем, а отсутствие в них сведений о расчетной и фактической площади жилого помещения истца не свидетельствует о несоблюдении установленного Порядка, поскольку, как указывалось ранее, включение дома истца в расчет являлось бы ошибочным ввиду признания его непригодным для проживания.

Кроме того, как поясняла в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. представитель ответчика по доверенности ФИО6, наличие либо отсутствие в данном случае заявки органа местного самоуправления не может по существу повлиять на принятие положительного решения по предоставлению выплаты без сдачи истцом жилого помещения (т.2 л.д. 21).

При таких обстоятельствах ссылка ответчика на несоблюдение органом местного самоуправления установленного Порядка направления документов в департамент судом не может быть принята во внимание, поскольку данные обстоятельства в силу объективных причин от истца не зависят, а потому не могут повлечь для ФИО1 как участника подпрограммы ограничение его права на получение государственного жилищного сертификата.

           С учетом изложенного суд находит незаконным отказ департамента архитектуры и строительной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку они нормативно обоснованы и документально подтверждены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

иск военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах ФИО1 к департаменту строительной политики <адрес> о признании незаконным отказа департамента архитектуры и строительной политики <адрес> в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности совершить действия - удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента архитектуры и строительной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Возложить на департамент строительной политики <адрес> обязанность включить ФИО1 составом семьи два человека (он, жена) в сводный список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета (без сдачи земельного участка с расположенным на нем непригодным для постоянного проживания домом по адресу: <адрес>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                  Е. В. Пономарева

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн